Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 10:05, доклад
Основные теории индивидуальной мотивации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Воронежский филиал
Факультет
среднего профессионального и
образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«МЕНЕДЖМЕНТ»
На тему:
«Индивидуальная и групповая мотивация»
студентка 1 курса, группы Сэд-110
Воронеж, 2011
Руководитель всегда должен помнить,
что даже прекрасно составленный план
и самая совершенная структура предприятия
не имеют никакого смысла, если работники
не выполняют фактическую работу или выполняют
ее некачественно, безынициативно. Задача
функции мотивации заключается в том,
чтобы работники предприятия выполняли
работу в соответствии с делегированными
им обязанностями. Для этого необходимо
создать на предприятии условия материальной
и моральной заинтересованности работников
в выполнении работ. Созданию на предприятиях
условий для внутреннего побуждения к
действию служит функция мотивация.
Мотивация – это процесс побуждения
себя и других к деятельности для достижения
личных целей и целей организации. Выделяют
индивидуальную
и групповую мотивацию.
Основные
теории индивидуальной мотивации
Самым примитивным методом воздействия на людей с целью получения желаемого результата является метод "кнута и пряника". Его можно с большим приближением рассматривать как метод мотивации, основанный на первичных потребностях, и соотнести с теориями бихевиоризма ("стимул-реакция"). Известен с рабовладельческиж времен. В настоящее время трансформировался в систему простейших экономических и административных стимулов и санкций.
Факторы этого метода:
- пропорциональные доплаты и удержания;
- работа на условиях администрации;
- коллективный подряд
и т.д.
Несмотря на свою примитивность, метод имеет свою экологическую нишу и в современных условиях. Его применяют:
- при низкой содержательности работ;
- при авторитарном стиле руководства;
- если работник не может (по каким-либо причинам) найти себе другое место работы;
- на должностях
младшего обслуживающего
- в критических для фирмы ситуациях.
По мере социального развития как общества в целом, так и индивида в нем у работника на первый план все больше выходят вторичные потребности. Соответственно, появились психологические методы воздействия на работников и психологические теории мотивации. Они подразделяются на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации имеют целью установить потребности работников и определить в их структуре оптимальное соотношение внутренних и внешних вознаграждений.
Процессуальные теории мотивации имеют целью установить вероятность наступления ожидаемого результата при мотивирующей роли данной потребности и различной возможной степени ее удовлетворения. Процессуальные модели основываются на теории бихевиоризма и, в частности, на том, что действие стимулов (положительных или отрицательных) определяется несколькими факторами:
- поощрение и
наказание являются
- их действие
зависит более от скорости
следования поощрения (
- положительный стимул оказывает более длительное (в пределе - постоянное) воздействие.
1. Модель иерархии
потребностей по А. Маслоу. Относится
к моделям содержательного
Рис. 6. Пирамида Маслоу
Методика применения модели для организации мотивации состоит в следующем: на базе изучения психологического портрета работника выявить его доминирующую потребность и поместить его на должность, где она будет удовлетворена с наибольшей пользой для организации.
Пример: для позиции "руководитель отдела по связям с общественностью" лучше всего подойдет человек, у которого ведущими потребностями являются потребности в общении, причастности и власти (тогда он будет развивать у себя риторические способности, умение вести дискуссию, желание управлять другими и влиять на них, организаторские способности, нужную манеру поведения, способность к компромиссу и т.д., что и требуется на этой должности).
Недостатки модели:
- поведение человека стимулируемая не одной активной потребностью, поэтому подобной структуры в чистом виде не существует (в частности, чтобы более высокий уровень потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно полное удовлетворение потребностей низшего уровня);
- в модели не учтены индивидуальные различия людей (в одном и том же поведенческом акте могут выражаться различные потребности, как показывает вышеприведенный пример с шавермой);
- не подтверждается
идея об автоматическом
- модель в целом плохо адаптируется для России.
2. Модель Врума.
Относится к моделям
М = а ? б ? в,
где а - личные ожидания по связи "затраты труда - результат"; б - личные ожидания по связи "результат - вознаграждение"; в - валентность (степень относительной личной удовлетворенности результатом). Другими словами, работник должен быть уверен (высокий уровень ожиданий), что, если он будет прилагать усилия, у него получится выполнить задание (величина а), и за это ему адекватно заплатят (величина б), и это будет очень хорошо для него лично (величина в).
Методика применения модели в организации:
- установить
твердое соотношение между
- сформировать
высокий, но реалистичный
- поднимать его самооценку, уровень полномочий и профессиональных знаний.
Недостатки модели:
- очень высок разброс оценок и ожиданий, поэтому трудно формализовать модель и, соответственно, найти инструментальные методы для ее реализации.
3. Модель Макклеланда - Аткинсона (модель "успех-власть-причастность"). Относится к содержательному типу.
Содержание модели: основа поведения человека - это потребности высших уровней, среди которых доминируют потребности во власти (желание воздействовать на других; находится между потребностями в уважении и самовыражении), в успехе (доведении работы до успешного конца, причем на основе личных достижений, а не общественного признания) и причастности (общении, принадлежности, помощи другим).
Методика применения модели:
- выделять людей,
у которых доминирует (активизирована)
одна из перечисленных
- людей с потребностью
во власти ставить на
- людям с потребностью
в успехе ставить сложные
- людям с потребностью
в причастности создавать
Недостатки модели:
- модель не
показывает механизм
- при реализации
модели возникают серьезные
4. Теория справедливости. Модель процессуального типа.
Содержание модели: работник субъективно определяет соотношения "усилия/вознаграждение" у себя и других работников на сходных должностях. Если он считает эти соотношения несправедливыми, у него возникает психологический дискомфорт, разрешить который можно либо повышая вознаграждение, либо снижая эффективность и качество труда.
Модель трудно реализуется в России:
- трудно согласовать
понятие справедливости у
- малые финансовые
возможности для повышения
- все потребности
предлагается удовлетворять
5. Двухфакторная (мотивационно-гигиеническая) теория Ф. Герцберга. Модель содержательного типа. Содержание модели поясняется рис. 7.
Рис. 7. Гигиеническая модель индивидуальной мотивации
Недостатки модели:
- отсутствие тесной корреляции между удовлетворением и производительностью труда;
- трудности объективизации модели;
- наличие в
организации двух групп
6. Концепция
организационного роста
Содержание теории поля:
наблюдаемое в данный момент поведение работника есть функция поля, в котором оно проявляется. При этом поле образуется взаимозависимыми факторами - личностью и внешней средой. Поэтому для трансформации поведения работника ( управления его поведением) появляются новые возможности - путем изменения внешней для работника среды, а также путем комбинированного воздействия одновременно на его личность и среду.
Преимущества модели: очевидно, что изменить обстоятельства и окружение обычно легче, чем личность. Особенно это актуально для малого бизнеса и вообще для малой группы (в большой организации изменить внешнюю среду труднее).
Содержание теории организационного роста Литвина - Стрингера хорошо описывается таблицей влияния факторов психологического климата в организации на потребности работника:
|