Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:00, реферат
Хотя со времени проведения хоторнских экспериментов прошло уже больше полстолетия, они и поныне относятся к числу наиболее часто упоминаемых и спорных экспериментов в истории социальных наук. С их результатами знакомились многие поколения студентов. Они стали настолько значимой вехой в истории социологии и психологии, что стали восприниматься мифическим началом таких специальных дисциплин, как производственная социология, социальная психология труда, производственная психиатрия и антропология производственной деятельности. Обзоры ключевых достижении в теории организации и управления свидетельствуют о плодотворном влиянии экспериментов и на эту сферу.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Суть хоторнских экспериментов……………………………………………………..4
2.Этапы хоторнского эксперимента……………………………………………………4
3.Выводы хоторнского эксперимента………………………………………………….7
4.Положительный опыт экспериментальных результатов…………………………...7
5.Критические взгляды на значение экспериментов………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………………………….14
Благодаря рекомендациям Мэйо руководители стали обращать внимание на поведение людей в процессе труда, что удовлетворенность работой сводится не только к получению высокой заработной платы. Мотивом эффективной работы становится обстановка в коллективе, хорошие внутренние взаимоотношения.
Школа человеческих отношений получила распространение не только в виде различных практических попыток внедрить эти концепции в фирмах, корпорациях в расчете на создание «гармонии между трудом и капиталом».
Э.Мэйо и другие теоретики концепции человеческих отношений исходили из того, что в век индустриализации разрушались традиционные групповые связи, присущие предыдущим социальным формациям. Человек попал в условия отчужденности, и необходимо было сделать такие условия труда, которые бы помогли человеку почувствовать себя членом коллектива (группы), т.е. обеспечивали бы реализацию внутреннего стремления человека к человеку. Был выдвинут тезис о важной, а иногда и решающей роли в производстве неформальной структуры. Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации неформальной небольшой группы. По наблюдениям Мэйо, неформальные отношения на производстве способны либо бойкотировать распоряжения администрации, либо способствовать проведению ее установок в жизнь. Поэтому неформальные отношения, по Мэйо, ни в коем случае нельзя пускать на самотек, или следует научиться управлять на базе сотрудничества между рабочими и администрацией.
Мэйо также повлиял на замену концепции «рациональный рабочий» на концепцию «социальный рабочий». Предполагалось, что рациональный рабочий мотивируется личными экономическими потребностями. В противоположность этому Мэйо открыл, что рабочие мотивировались как раз сильнее социальными потребностями (такого рода как групповое одобрение), удовлетворением выполненной ценной работы и необходимостью решать проблему более, чем управленческой властью.
Менеджмент конца 80-х годов стоит на пороге значительных перестроек, связанных с переходом общественного производства в новую, постиндустриальную эру. В качестве самого главного условия успешности настоящих и будущих перестроек западные специалисты управления рассматривают фактор человеческих отношений. Несомненно, что все разработки представителей школы человеческих отношений 30-50-е годы (теории, отдельные положения, практические рекомендации и пр.) могут оказать неоценимую услугу современному менеджменту. Таким образом, к положительной оценке школы человеческих отношений следует, вероятно, добавить фактор, усиливающий эту оценку, возможно, в несколько раз, - фактор актуальности ее теории и практики для настоящего времени.
5. Критические взгляды на значение экспериментов.
Значительный вклад Элтона Мэйо и других представителей школы человеческих отношений в развитие теории и практики управления не защищает их от резких нападок со стороны критиков.
Критиковался главный тезис школы человеческих отношений о приоритете социально-психологических факторов в производстве над экономическими. «Реальная действительность свидетельствует о первостепенной роли все-таки технологических и экономических факторов трудовой деятельности человека».
Известные американские
авторы Т.Питерс и Р.Уотерман в своей
книге «В поисках эффективного управления»
отмечали, что решающей неудачей школы
человеческих отношений оказалась
неспособность стать
Несмотря на всестороннюю обоснованность проблемы неэффективного управления людьми, Мэйо и его сторонники так и не дали ее кардинального решения. В своих попытках решить проблему они основывались на неформальных процедурах и правилах, использование которых в организации руководителями всех уровней управления зависело от чисто субъективного фактора, а именно от их собственных желаний, идей и умозаключений.
Кроме того, представители школы были не способны адекватно описать все многообразие управленческих ситуаций, и зачастую предложенные ими средства воздействия на людей в той или иной ситуации оказывались несостоятельными.
Ряд критиков отмечают, что Мэйо изучал поведение с управленческой точки зрения. Они заявляют, что при таком подходе слишком много внимания уделяется роли компаний в жизни служащих и игнорируются более важные экономические и социальные факторы, которые оказывают глубокое воздействие на поведение людей. «От работы Мэйо отказались как от «мычащей коровы» - процесса, в ходе которого рабочими манипулируют, чтобы добиться более высокой производительности труда посредством использования неискреннего выражения уважения». Говорят, что меры и средства, предложенные Мэйо, - наставничество, развитие групповых интересов, общие подходы к дисциплине, - являются слабыми и неадекватными ответами на глубоко укоренившиеся проблемы в промышленности.
Вызвало критику и еще одно воззрение сторонников школы: надежда на возможности бескомпромиссного отношения между управляющими и подчиненными. Американский профессор Р.Брэндикс в 1951 г. так охарактеризовал иллюзорность этого положения: «Голиаф индустриальной войны не может быть убит Давидом человеческих отношений».
Также высказывались замечания по поводу того, что Мэйо главным критерием отбора на должность менеджера называл умение общаться с людьми. Но не надо «игнорировать необходимость опыта в других человеческих способностях. Например, менеджер, занятый в производстве, который имеет дело с людьми, но не может планировать эффективную производственную систему, не является полностью эффективным».
Некоторые практические
работники считают, что предложенные
теоретиками поведенческой
Заключение.
Хоторнские эксперименты – беспрецедентные по масштабам и срокам социально-экономические эксперименты, проводившиеся в США в пригороде Чикаго, на одном из заводов электротехнической компании "Вестерн Электрик".
В современной организационно-
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.
Однако, несмотря на критику,которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Список использованной литературы.
Информация о работе Хоторнский эксперимент: сущность, этапы, выводы