Хоторнские эксперименты и их вклад в учение о неформальных группах на производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. В каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп, которые образовались без вмешательства руководства.
Неформальная организация — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существований такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует несколько неформальных организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И Э. МЭЙО 5
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХОТОРНСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. 10
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ХОТОРНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Как выяснили ученые при проведении хоторнского эксперимента, неформальные организации осуществляют контроль за своими членами. Ими устанавливаются «групповые ценности», Нормы (групповые эталоны) приемлемого и неприемлемого поведения, например, в отношении характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и протокола. Все это следует учитывать при организации процесса управления. Уильям Скотт отмечает: «Эти нормы могут не вполне соответствовать системе ценностей формальной организации, так что человек Может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются взаимоисключающие требования».15

Для неформальных групп  часто характерно сопротивление  изменениям, например, внедрению новой  технологии, расширению производства, приобретению вычислительной техники  и т.п. Неформальные группы рассматривают предполагаемое изменение как угрозу своего существования, своих интересов, удовлетворению своих социальных нужд.16

Неформальные организации  существуют в рамках формальных организаций. «Под неформальной организацией —  писал Барнард, — я подразумеваю совокупность личных контактов и взаимодействий, а также ассоциированные группы людей». Такая организация не имеет единой цели, однако она может оказаться достаточно устойчивой, так как создается на основе общих интересов и симпатий. К основным функциям неформальной организации Барнард относил: коммуникации, укрепления чувства личного торжества, самоуважения, независимости выбора и поддержание сплоченности.

Энергия социальных организаций, по Барнарду, создается усилиями их работников, которых он называл «стратегическим фактором организации». Однако работники не будут прилагать необходимых усилий, если их не побуждать к труду. Во всех типах организаций используются методы стимулирования и убеждения. Соответствующее место в его системе отводится власти, необходимой для управления индивидами. 17

Существование формальной организации с ее правилами, порядками  и планами в паре с неформальной организацией с ее сентиментами и  человеческими взаимоотношениями  создает проблемы для менеджмента. Неформальная организация не должна рассматриваться как плохая, а как необходимая, самостоятельный объект формальной организации. Признание организации как социальной системы дает возможность менеджменту разрешать конфликт между логикой эффективности и логикой сентиментов неформальной организации. Менеджмент должен стремится к нахождению равновесия между технической организацией и человеческой заботой об экономических целях поддержанием баланса в социальной организации так, чтобы индивидуумы вносили вклад в достижение общей цели удовлетворяли личные потребности, которые заставляют их кооперироваться. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате Хоторнского  эксперимента исследователи открыли  и обосновали явление неформальной организации трудовых коллективов. Сутью, которой является наличие  в каждой формальной группе своих  неформальных лидеров, аутсайдеров, которые  регулируют отношения в самой группе, а также отношения группы с руководством.

Несмотря на неоднозначность  полученных в ходе экспериментов  результатов был сделан вывод  о том, что наиболее перспективными направлениями в повышении эффективности  производства являются формирование отношений коллективизма, гуманизация организационных отношений, удовлетворение социальных потребностей работников, отказ от принципов организации труда, предложенных классической школой. Были также выдвинуты альтернативные принципы организации трудовой деятельности.  Наиболее интересными и не подлежащими сомнению итогами Хоторнских экспериментов, способствующими развитию теории и практики управления, стали открытие и осмысление феноменов самоорганизации и саморегуляции, неформальных отношений и неформального лидерства в организационных системах, коллективизма, роли малой группы как инстанции, способной осуществлять контроль за поведением и деятельностью работников, устанавливающей нормы и использующей санкции за отклонение от них, а также расширение представлений о природе и механизмах трудовой мотивации, основательная критика "машинной модели" организации, модели "экономического человека".19

Таким образом, из данной курсовой  можно сделать  выводы, что   хоторнские исследования открыли  осознание   новых менеджерских качеств. Они были исключительно важными для управления человеческими ситуациями: в первую очередь - это умение понимать поведение работников, и, во-вторых - это умение советоваться, мотивировать, руководить и строить коммуникации с людьми.

Возникновение неформальных организаций − явление естественное, они есть в каждой организации. Подобно  многим другим факторам, действующим  в области управления, неформальные организации несут в себе как  отрицательные, так и положительные  моменты:

  1) по неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству;

  1. принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством;
  2. тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к со-

хранению укоренившихся  стереотипов могут задерживать  необходимую модернизацию производства.

     4) Чтобы  быть членом группы, надо работать  в данной организации,

поэтому преданность  группе может перейти в преданность организации;

     5) цели группы  могут совпадать с целями формальной  организации, а нормы эффективности  группы могут превышать нормы  формальной организации. Например, дух коллективизма, характерный  для некоторых организаций и  порождающий стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Управление персоналом, учебник под ред. Базарова Т.Ю., -  Москва: “ЮНИТИ”, 1998
  2. Управление персоналом организации. Учебник/ Под ред. Кибанова  А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.: «Дело», 1992.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  5. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю., Организационное поведение: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004.
  6. Карякин А.М. Организационное поведение, учеб. пособие – ГОУ ВПО    «Ивановский Государственный Университет» 2004.
  7. Захарова Т.И. Организационное поведение, учеб. Метод. Комплекс – ЕАОИ 2009.
  8. http://www.bankreferatov.ru
  9. http://www.allbest.ru
  1. 1 Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю., Организационное поведение: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004.
  1. 2 Карякин А.М. Организационное поведение, учеб. пособие – ГОУ ВПО    «Ивановский Государственный Университет» 2004.
  1. 3 Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  1. 4 Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1997.

5  Управление персоналом, учебник под ред. Базарова Т.Ю., -  Москва: “ЮНИТИ”, 1998

6  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.: «Дело», 1992.

  1. 7 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.: «Дело», 1992.
  1. 8 http://www.bankreferatov.ru

9  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.: «Дело», 1992.

  1. 10 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.: «Дело», 1992.

11  Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1997.

12  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.: «Дело», 1992.

  1. 13 Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  1. 14 Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  1. 15 Управление персоналом, учебник под ред. Базарова Т.Ю., -  Москва: “ЮНИТИ”, 1998
  1. 16 Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю., Организационное поведение: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004.
  1. 17 Карякин А.М. Организационное поведение, учеб. пособие – ГОУ ВПО    «Ивановский Государственный Университет» 2004.
  1. 18 Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю., Организационное поведение: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004.
  1. 19 Управление персоналом, учебник под ред. Базарова Т.Ю., -  Москва: “ЮНИТИ”, 1998




Информация о работе Хоторнские эксперименты и их вклад в учение о неформальных группах на производстве