Автор: L******@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 21:21, доклад
Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Отметим также, что выбор
Не случайно разработанная К. Левиным трехмерная модель стилей руководства была позднее трансформирована в концепцию континуума (т.е. непрерывной последовательности) этих стилей, с помощью которой исследователи пытались точнее отразить разнообразие складывающихся в реальной жизни стилевых вариантов. У Р. Лайкерта, к примеру, получилось четыре типа стилей в авторитарно-демократическом континууме:
а) эксплуататорско-
б) благосклонно-авторитарный (от
наказаний — к поощрениям, ограниченное
участие подчиненных в
в) консультативно-
г) основанный на участии
Как видим, этот "список Лайкерта"
лишь уточняет исходную
Ситуационные модели. В их основу
было положено уже не
С одной из них — моделью
Херси и Бланчарда — мы уже
знакомились в предыдущей
В другой модели того же ситуационного типа, разработанной американским специалистом в области социальной и управленческой психологии Фредом Фидлером, учитываются уже три ситуационных фактора:
взаимоотношения руководителя
привычность производственной
должностные полномочия
Согласно модели Ф. Фидлера
эффективность избранного
Соучаствующее (
- регулярные совещания
- открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
- вовлеченность подчиненных в
разработку и принятие
- делегирование руководителем
- участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
- создание особых групповых
Перечисленные выше черты
Очевидно, что в этом случае следует учесть по меньшей мере три ситуационных фактора: уровень квалификации и зрелости коллектива, характер решаемых задач, личность руководителя. Наверное, "соучастие" имеет смысл развивать в группах, характеризуемых достаточно высокой степенью квалификации, проявлением интереса к инновациям, стремлением к самостоятельности и пр. Задачи же, для которых оправданно применение этого стиля, скорее всего должны быть сложными, требующими высокого профессионализма исполнения, предполагающими множественность решений. Справиться же со всем этим под силу лишь руководителю достаточно опытному, авторитетному, склонному к коллегиальным методам в работе. Таким образом, "соучаствующий" стиль руководства может показать свои преимущества лишь при определенном уровне производственной, организационной и управленческой культуры.
А
если какого-либо из этих условий нет,
а попрактиковаться в "соучаствующем"
стиле хочется? Практикуйтесь. Особенно
если вы настроены работать на перспективу.
Ведь в конечном счете профессионализм
и зрелость коллектива не появляются
сами собой, в готовом виде — их надо долго
и упорно взращивать. Да и умудренность
опытом к руководителю приходит не сразу.
Так что, пробовать применять подобный
стиль руководства никому не возбраняется.
Не стоит лишь ожидать от этого немедленных
положительных результатов.
Психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко