Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:33, курсовая работа
В данной работе рассмотрены функции современного менеджмента.
1. Введение
2. Сущность и содержание функций менеджмента
3. Основные функции менеджмента
4. Характеристика основных функций управления
4.1. Функция планирования
4.2. Функция организации
4.3. Функция мотивации
4.4. Функция контроля
5. Конкретные функции управления
5.1. Управление персоналом
5.2.Маркетинг
5.3. Управление исследованиями и разработками
5.4. Управление финансами
6. Заключение
7. Список использованной литературы
управления, в частности, школу научного управления, административную теорию,
бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из
развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии
процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие
применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов,
социологических исследований,
экономико-математических методов
и моделирования.
Сущностная
характеристика менеджмента - это
функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида
управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как
обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития
менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на людей для
согласования и упорядочения их
действий в совместном
труде посредством мотивации
поведения.
Наиболее
полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции,
выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими
процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в
производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства
взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс
управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта
управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа
функций объединяется процессом выработки
и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в
определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций
менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих
решений.
Сущностная
особенность менеджмента
обуславливает наличие
профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему
право на выполнение
функций по руководству людьми.
В рыночных
условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с
выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности
за результативность
менеджмента.
Для менеджеров
знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия
принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем
менеджмента.
Отметим
главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной
экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани
социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в
производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных
форм собственности.
Важная
особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики,
заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и
внутренней среды.
Переходный
этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером
взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного
регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли,
обеспечивают адаптацию
производственно-хозяйственных
изменяющимся государственным
регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах
хозяйственной и
социальной деятельности.
Под
адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности
функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему
адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств
воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие,
мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система
средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать
гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении
социально-экономических
и организационно-технических
Следует
отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в
системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных
отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним
числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической
среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата
налогов, неисполнение
государственных решений.
Функции
управления имеют специфический характер, особое содержание и могут
осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и
неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга.
Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в
единый целостный процесс.
Основные функции
менеджмента.
Основные
функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью
структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах
деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция
менеджмента представляет собой отдельный
процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на
персонал и его деятельность для достижения общих результатов
социально-экономической
системы.
На рисунке 1
показан состав и
взаимосвязь современных
управления.
Каждый из 6 блоков функций представляет собой обособленный этап процесса
управления объектом, фирмой, корпорацией. В каждом блоке два вида функций,
взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же
назначении функции каждого блока отражают особенности, характерные для
менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уровней управления и
объектов.
Рис.1.
Взаимосвязь между
основными функциями
Функции
интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о
процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их
реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции
характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация
которых
может обеспечить требуемый
результат.
Целеполагание
как
основная функция
менеджмента ориентирует
во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и
формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в
производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности
целей и реализуемости
в соответствии с имеющимся потенциалом.
Цели -
конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе
совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые,
инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность
определяются назначением структурной
деятельности.
Осознание
общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от
конечного состояния
системы выступают
Постоянный
контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные
цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом,
цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или
уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на
другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их
согласования, определения
взаимного соответствия.
Стратегия
управления разрабатывается на длительны период, но может разрабатываться и на
текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия
управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам
хозяйствования.
При оценке
любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его
стадиям и основным
функциям.
Планирование как основная
функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию
средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы
на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает
разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу,
план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия
использования.
Концепция -
идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование,
методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее
воплощения в экономике
проходит стадию формирования концепции.
Прогноз -
научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества
в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным
социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или
среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом
управлении.
Программа -
законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью,
имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных
ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций,
лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных
программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах
управления в разных
сферах экономики и научных
Информация о работе Характеристика основных функций менеджмента