Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа
Целью данной работы является изучение особенностей менеджмента организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить основные характеристики организации;
• Изучить функции менеджера на предприятии;
1.3. Структура управления в ГУП ОПХ «Северное» НИПТИ АПК РК
Структура управления – это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях.
С помощью структуры управления согласовываются различные стороны (техническая, экономическая, производственная, социальная), деятельности предприятия, регламентируются внутрипроизводственные связи, достигается относительно устойчивый порядок служебных взаимоотношений между структурными подразделениями и работниками аппарата управления.
На данном предприятии сложилась линейная система управленческих отношений. При данной системе разделение управленческого труда осуществляется по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. В этом случае все функции управления объектом централизованы, принцип единоначалия реализуется в полной мере, ответственность за порученный участок работы повышается, противоречивость распоряжений полностью исключается. [5, c. 62] (рис. 1)
1.4. Характеристика основных функций управления
Одно из важнейших мероприятий по совершенствованию управления на предприятиях – определение основных обязанностей, прав и ответственности руководителей и специалистов.
Главный агроном – это руководитель и организатор всей агрономической работы в хозяйстве, а также производственной деятельности в отрасли растениеводства, ответственный за ее состояние. Его основная задача – выполнение планов по производству и реализации продукции отрасли, обеспечение ее развития, творческое использование достижений науки и передового опыта с учетом местных условий.
Главный зоотехник – руководит всей зоотехнической работой и производственной деятельностью в отраслях животноводства. Его основная задача – улучшение породного состава животных, повышение их продуктивности, сокращение затрат труда и средств на единицу продукции. Он разрабатывает планы развития животноводческих отраслей в хозяйстве, организует разработку и внедрение системы животноводства по всем ее параметрам (воспроизводство стада, племенная работа, хранение и использование кормов, содержание животных, внедрение передовых технологий и др.)
Главный инженер – руководит всеми инженерными службами хозяйства, организует высокопроизводительное использование техники и средств электрификации, техническое обслуживание и ремонт машинного парка, работу производственного оборудования, нефтехозяйства. Также он обеспечивает своевременную подготовку расчетов и заявок на приобретение машин и оборудования, запасных частей, ремонтных материалов, нефтепродуктов, приборов и инструментов; следит за сохранностью техники, составляет акты на ее списание и т. д.
Ветеринарный врач – непосредственно отвечает за ветеринарно-санитарное состояние поголовья, своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий, строгое соблюдение Ветеринарного устава РФ, действующих инструкций, правил и других документов. Указания ветврача по специальным вопросам обязательны для всех работников хозяйства и индивидуальных владельцев животных, проживающих на территории хозяйства.
Главный экономист – отвечает за экономическую и финансовую работу в хозяйстве. Наравне с руководителем несет ответственность за составление бизнес-планов, годовых и квартальных отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности, за контроль выполнения планов и анализ показателей развития хозяйства.
Главный бухгалтер – обеспечивает правильное ведение учета и отчетности, следит за соблюдением финансовой дисциплины, обеспечивает контроль за правильным расходованием и своевременным оформлением документов на денежно-материальные ценности и т. д.
1.5. Методы управления и особенности их использования
Сельское хозяйство – наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Обусловлено это, прежде всего воздействием на производство почвенно-климатических условий. Отрицательное их влияние может быть в определенной мере нивелировано биологическими, технико-технологическими, организационно-экономическими факторами: выведением и широким районированием высокоурожайных и устойчивых сортов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород животных, укреплением материально-технической базы сельского хозяйства, освоением прогрессивных технологий, форм организации труда и производства, использованием экономических механизмов регулирования отрасли.
Сельское хозяйство состоит из ряда отраслей, отличающихся природными факторами, технологией производства, необходимым комплексом машин, организацией труда и производственных процессов.
Непосредственное руководство в отраслях растениеводства и животноводства, а также обслуживающих их подразделениях осуществляется линейными руководителями и специалистами цехов, отделений, бригад, участков, отрядов и звеньев.
Основной формой организации труда в хозяйствах по-прежнему является бригада, которой руководит бригадир. Для выполнения определенного цикла работ (уборка урожая, заготовка кормов) создаются временные подразделения – отряды и звенья.
Особенности организации управления в растениеводстве связаны с технологическими характеристиками этой отрасли, биологией растений. Главная задача агрономической службы – увеличение производства продукции, повышение ее качества и эффективности на основе совершенствования технологии и организации производства.
Руководителем и организатором всей агрономической службы является главный агроном. Он руководит не только специалистами службы, но и руководителями подразделений отрасли растениеводства.
Высокий уровень управления в растениеводстве невозможно обеспечить без хорошо налаженного планирования производственной деятельности под личным контролем руководителей и специалистов. Главная задача планирования – определение основных показателей по производству и реализации продукции растениеводства; они служат основой для разработки плана посевных работ, технологических карт, бригадных заданий, рабочих планов проведения работ и т. п.
В отрасли животноводства руководители отделений (участков) и бригад, специалисты зоотехнической и ветеринарной служб работают в тесном взаимодействии с другими звеньями аппарата управления предприятия. В состав этих служб в зависимости от специализации отрасли и численности поголовья входят главный зоотехник, зоотехник-селекционер, главный ветврач, ветврачи разной специализации.
Главная задача этих служб – увеличение производства высококачественной продукции животноводства при наименьших затратах труда и средств на основе внедрения передовой технологии содержания, кормления животных и ухода за ними.
Руководят животноводческими службами главный зоотехник.
С повышением уровня технической оснащенности, механизации и электрификации производственных процессов в сельском хозяйстве, созданием лучших условий труда, быта и отдыха работников возрастает роль инженерной службы. Ее численность зависит от наличия техники в хозяйстве, количества потребляемой электроэнергии, мощности котельных установок и холодильников, наличия радиосвязи и других условий.
В составе инженерно-технической службы могут быть главный инженер, инженер по механизации трудоемких процессов в животноводстве, главный инженер-энергетик, инженер-электрик, начальник автогаража и т. д. В структуре управления инженерной службой находятся центральные ремонтные мастерские, машинный двор, пункт технического обслуживания тракторов, гараж, склад запасных частей, нефтехозяйство и т. д.
Функциональное руководство бригадирами тракторно-полеводческих, тракторных бригад и начальниками мехотрядов должен осуществлять главный инженер и его служба.
2. Функции менеджера на предприятии
2.1. Стиль и методы руководства, имидж руководителя
Руководителям и специалистам важно не только обладать высокими интеллектуальными, нравственными, деловыми и волевыми качествами, иметь авторитет в трудовых коллективах быть лидерами в них но и уметь строить свое личное поведение так, чтобы облегчить решение управленческих задач.
Стиль управления – это стабильная и продуманная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, выражающая его взгляды, индивидуальность и личные качества. [5, с. 145]
Существует авторитарный, демократический и либеральный стили управления.
Авторитарный стиль управления сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и совета, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давя исполнителям лишь указания, что, как, когда делать, а в качестве основной формы мотивации использует наказание. Сотрудники относятся к навязанным руководителем решениям в основном безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находя в ней подтверждение своей правоты. В результате в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, создается почва для развития производственных конфликтов.
Организации, в которых доминирует демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а достижение успеха служит вознаграждением.
Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, за собой он оставляет функции консультанта, оценивающего полученные результаты. При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, получаемым подчиненными от возможности реализовать свой потенциал и творческие способности. [3, с. 272]
Стиль управления в ГУП ОПХ «Северное» относится к авторитарному. Управление производством организовано в основном на приказах и указаниях директора предприятия. Все управленческие решения принимаются только по согласованию с директором и не иначе. Таким образом, у главных специалистов и руководителей подразделений нет стимула проявлять инициативу, они не стремятся высказать свое мнение по тому или иному вопросу, т. к. это остается без внимания.
Директор предприятия не любит обсуждать свои решения по вопросам производственной деятельности ни со специалистами, ни с рабочими и в итоге получаются срывы в работе, лишние затраты. При такой работе специалистам трудно ориентироваться в условиях производства и оперативно принимать решения.
Планерки и совещания в ОПХ собираются редко и только по крайне важным вопросам. В ОПХ не разработана какая-либо форма материального поощрения рабочих, нет заинтересованности на таких работах как заготовка кормов, уборка урожая.
Недостатков в управленческой работе в ОПХ много и чтобы устранить их, нужно в первую очередь пересмотреть работу руководящего состава во главе с директором. Работа должна быть планомерной и регламентированной во всех отношениях и отраслях производства.
2.2. Коллектив и личность
Коллектив – это группа людей, объединенных одной целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Хорошее знание коллектива позволяет руководителю умело использовать различные инструменты воздействия на коллектив. Задача каждого руководителя – умело управлять настроением подчиненных, способствовать удовлетворению их потребностей в самореализации. Социально-психологическую основу морального поощрения составляют искреннее уважение и доверие, всегда возникающие к человеку или коллективу, хорошо делающим свою работу. Критика же позволяет вскрывать недостатки в работе и устранять их.
Похвала – один из самых эффективных инструментов обратной связи между руководителем и подчиненными; при этом важно выбрать для нее подходящее время, место и форму.
Среди средств социально-психологического воздействия на работников особое место принадлежит соревнованию (конкуренции). Стремление выделится из себе подобных, добиться признания своих способностей, повысить свой рейтинг у окружающих – естественная психологическая потребность человека. Руководитель предприятия должен умело пользоваться этим, создавая в коллективе атмосферу здоровой конкуренции.
Климат в коллективе – это не просто сумма личных качеств людей, но и их межличностные отношения, их сплоченность, взаимное уважение и доверие.
Проблема психологического климата занимает важное место в теории управления. Благоприятный психологический климат укрепляется, когда руководители и специалисты подтверждают свою компетентность, своевременно разрешают возникающие проблемы, создают хорошие условия для работы, обеспечивают четкую организацию производства, труда и управления. Не менее важны требовательность и дисциплина.
Информация о работе Характеристика организации как объект менеджмента