Характеристика деловой среды организации в молодежной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Деловая среда, являясь частью внешней среды, составляет непосредственное окружение организации. К деловой среде организации относится все, что, находясь за ее пределами, взаимодействует с ней и оказывает непосредственное влияние на организацию в целом или ее отдельные части. Деловая среда формируется в процессе деятельности организации и со временем меняется. В некоторых случаях факторы внешней среды начинают оказывать сильное влияние на конкретную организацию и становятся частью ее делового окружения. Деловая среда меняется, если организация меняет стратегию, сферу деятельности, производимые продукты, рынки и т.п.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по менеджменту.docx

— 27.87 Кб (Скачать)

Понятие деловой  среды организации, характеристика ее элементов.

Деловая среда, являясь частью внешней среды, составляет непосредственное окружение организации. К деловой среде организации  относится все, что, находясь за ее пределами, взаимодействует с ней и оказывает  непосредственное влияние на организацию  в целом или ее отдельные части. Деловая среда формируется в  процессе деятельности организации  и со временем меняется. В некоторых  случаях факторы внешней среды  начинают оказывать сильное влияние  на конкретную организацию и становятся частью ее делового окружения. Деловая  среда меняется, если организация  меняет стратегию, сферу деятельности, производимые продукты, рынки и т.п.

Определить  границы деловой среды довольно сложно. Для уяснения того, что следует  относить к деловой среде организации, необходимо проанализировать, в какой  сфере деятельности или отрасли  она работает, и определить, с  какими элементами внешней среды (организациями, подразделениями, людьми) она связана, подвержена их влиянию, взаимодействует в процессе достижения поставленных целей.

Потребители продукции и услуг. В эту группу входят непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, фирмы-производители, индивидуальные покупатели и клиенты. Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности фирмы, специфики ее продукции и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и других факторов. Кроме непосредственных покупателей в эту группу могут быть включены общества потребителей, общества экологической защиты и другие подобные организации. Их влияние на производителей становится все более заметным, и с ним приходится считаться. Эти организации вступают в непосредственное взаимодействие с производителями по поводу качества продукции, добросовестности рекламы, соблюдения экологических требований и т.д.

Поставщики  материальных и природных  ресурсов. Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электро- и теплоэнергии, воды, газа могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Зависимость одних организаций от распределения ресурсов дает власть другим и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом на эффективность деятельности организации. Анализ поставщиков материальных и природных ресурсов позволяет определить, насколько сильна ресурсная зависимость организации и каковы ее причины. При анализе следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объема поставок, на то, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов или возможна смена поставщика. Зависимость от поставщиков создает для менеджеров организации большие

сложности при обеспечении необходимыми для  ее деятельности материальными и  природными ресурсами. В таких условиях организация должна направлять свои усилия на то, чтобы минимизировать ресурсную зависимость.

Конкуренты. К ним относят те организации, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. При изучении конкурентной среды менеджеры должны оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. Вместе с тем менеджерам необходимо знать позиции их организации и каковы ее конкурентные преимущества, чтобы уметь выработать определенную конкурентную стратегию. Если на рынке появляются новые фирмы, имеющие намерение производить аналогичный продукт, или уже существующие выпускают такой же продукт, то их необходимо включить в ту же группу как потенциальных конкурентов и тоже начать изучать. Угрозу для организации могут представлять также фирмы, производящие товары или услуги, которые способны заменить или даже полностью вытеснить ее продукцию. Менеджеры должны проанализировать возможность наличия таких товаров-заменителей или их появления. Чем более полной и достоверной информацией о реальных и потенциальных конкурентах располагают менеджеры организации, тем лучше они сумеют подготовить организацию к ответным действиям на вызов конкурентов, разработав наступательную или оборонительную стратегию.

Инфраструктура. Это часть деловой среды, которая обеспечивает организацию необходимыми для ее деятельности финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами, транспортными, консультационными, аудиторскими, страховыми и другими услугами. В инфраструктуру входят многочисленные организации, такие, как банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, консультационные и аудиторские фирмы, лизинговые компании, арендаторы, охранные агентства, железные дороги.

Финансовые  организации. Участившиеся в последние годы финансовые кризисы усиливают неопределенность и создают большие сложности для менеджеров организации. Банки приостанавливают текущие операции, прекращают свою деятельность, становятся банкротами, на фондовом рынке падает объем продаж ценных бумаг, происходят резкие колебания валютного курса и т.п. В такой кризисной ситуации менеджеры должны понимать, что, несмотря на макроэкономические факторы, роль государства и его влияние на финансовое положение страны, обоснованный выбор финансовых учреждений и тщательный анализ их текущей деятельности снижают риск потерь и создают условия для более стабильной работы организации.

Рынок рабочей силы. Этот рынок включает кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения, биржи труда и т.п., с которыми организация устанавливает связи и непосредственно взаимодействует, чтобы обеспечить себя необходимыми трудовыми ресурсами. Сюда же можно отнести и профессиональные союзы, усиливающееся влияние которых на деятельность организации нельзя не учитывать.

Примером  того, что профессиональные союзы  могут оказывать сильное влияние  на деятельность организации, являются участившиеся забастовки горняков, авиадиспетчеров, учителей, врачей. Реальные и потенциальные  угрозы с их стороны вынуждают  организацию теснее взаимодействовать  с профсоюзами, изучать их требования, вести переговоры, вырабатывать совместные программы действий.

Изучение  рынка труда позволяет организации  получить информацию о наличии рабочей  силы, отвечающей определенным требованиям (необходимая специальность, квалификация, пол, возраст, образование, опыт работы и др.). Речь идет о такой рабочей  силе, которая требуется для разработки и реализации стратегии (программ) обеспечения  ресурсами, создания и реализации программ обучения, повышения квалификации.

Транспортные  организации. Стоимость транспортных услуг может составлять весомую долю себестоимости продукции. В таких случаях организация испытывай сильное воздействие со стороны транспортных предприятий. Формируется зависимость от цен, соблюдения графиков перевозок, сохранности поставляемых грузов. Эта зависимость усиливается, если транспортные организации являются монополистами, поскольку они могут устанавливать высокие тарифы на перевозки.

Консультационные  фирмы. В последние годы в России наблюдается значительное оживление на рынке консультационных услуг. Российские предприятия все чаще обращаются к отечественным и иностранным консультационным фирмам, работающим на внутреннем рынке, за помощью в разработке маркетинговых, инвестиционных проектов, стратегии, проектов по реструктуризации предприятий и т.д.

Страховые компании. Страховой бизнес в России набирает силу, идет процесс формирования страховых групп. Страхование рисков превращается в инструмент бизнеса, все больше организаций обращается к страховым компаниям. Введено обязательное страхование, наряду с личным страхованием получают распространение такие его виды, как добровольное страхование ответственности и имущества.

Государственные и муниципальные  организации и  органы власти. В деловую среду организации в зависимости от формы собственности, ее размера, масштаба деятельности, финансирования, видов выпускаемой продукции и других параметров могут входить различные федеральные, региональные и муниципальные организации или органы власти, с которыми она непосредственно взаимодействует (например, местная администрация, налоговая инспекция, налоговая полиция, суды и др.). Их влияние на организацию может проявляться по-разному - от прямого вмешательства до регулирования деятельности. Сюда входит принятие законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства, полное или частичное владение акциями, лицензирование, предоставление субсидий, размещение выгодных государственных заказов и их ресурсное обеспечение, взимание налогов и контроль за их уплатой, применение экономических и административных санкций и др.

В условиях кризисной ситуации, сложившейся  в России, деятельность этой части  деловой среды подвержена частым и непредсказуемым изменениям, что  создает большие сложности для  организации. Своевременное получение  необходимой информации о готовящихся  изменениях, улучшение взаимодействия с государственными органами и организациями, несмотря на всю сложность, в ряде случаев позволяет заранее разработать  меры, направленные на защиту интересов  организации, уменьшение возможных  потерь.

Международный сектор. Международный сектор деловой среды все больше начинает оказывать прямое воздействие на деятельность российских организаций. В последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например, таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электронная техника, ряд продуктов питания.

Для того чтобы  ответить на вопрос, в какой деловой  среде работает организация, рекомендуется  оценить ее по таким параметрам, как сложность, стабильность и неопределенность.

Под сложностью деловой среды понимается число  факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариативности каждого  фактора.

Сложность деловой среды обусловлена тем, что есть множество разнородных элементов, взаимодействующих друг с другом и влияющих на организацию. Простая деловая среда состоит из трех-четырех групп однородных элементов.

Стабильность  и нестабильность связаны с динамичностью  элементов деловой среды. Нестабильная среда характеризуется частыми  изменениями, которые могут быть вызваны действиями конкурентов, колебаниями  спроса, появлением новых продуктов  и технологий. Как правило, они  носят непредсказуемый характер. Деловая среда стабильна, если ее элементы не меняются в течение довольно, длительного времени. Фактором стабильной среды являются устойчивый спрос  и предложение продуктов (товаров  и услуг). Может произойти постепенное  изменение спроса, которое нетрудно предвидеть.

Неопределенность  означает отсутствие необходимой информации о деловой среде и непредсказуемость  происходящих в ней изменений  и существенно увеличивает степень  риска. Перед менеджерами возникает  сложная задача - предсказать, насколько  это возможно, внешние изменения, способные повлиять на принимаемые  ими решения. Различные сочетания  сложности и нестабильности деловой  среды образуют четыре уровня неопределенности.

Если организация  работает в простой и стабильной деловой среде, то ее неопределенность довольно низка. Внешние условия  достаточно определены, и их можно  заранее предвидеть, контролировать и учитывать при принятии решения.

Сложная и  стабильная деловая среда представляет большую степень неопределенности. Однако элементы такой среды не изменяются быстро и неожиданно. Поэтому, если организация сталкивается с этим видом окружения, эффективность  ее деятельности во многом будет зависеть оттого, сколько элементов деловой  среды она выявит и проанализирует и как она будет учитывать их влияние.

Еще большая  степень неопределенности характерна для простой и нестабильной среды. Несмотря на то, что на организацию  может оказывать влияние небольшое число элементов внешнего окружения, бывает, что их действия предсказать очень трудно. Они неожиданно вмешиваются в деятельность организации, оказывают сопротивление, нарушают планы. Быстрые изменения создают сложности для менеджеров.

Такая деловая  среда характерна для организаций, работающих в сферах и отраслях, где быстро меняются вкусы потребителей, например, производство модной одежды. Деловая среда домов высокой  моды достаточно простая, так как  круг потребителей ограничен, но подвержена быстрым, часто сезонным, изменениям вкусов покупателей.

Самая высокая  степень неопределенности встречается  в сложной и нестабильной деловой  среде. Если у организации такое  окружение, то она сталкивается с  большим разнообразием элементов, которые изменяются необычайно быстро и непредсказуемо. Часто эти изменения  касаются одновременно нескольких групп, входящих в деловую среду. Такое  окружение оказывает сильное  воздействие или сопротивление, создает препятствия деятельности организации, представляет значительную опасность, а иногда и угрозу ее существованию. Подобная деловая среда типична  для организаций, использующих высокие  технологии: производство электроники, средств связи и аэрокосмической техники, телекоммуникации и др.

Социальная  структура также воспринимает свои важнейшие компоненты из внешней  среды, поэтому структурные формы  не меньше, чем технология, зависят  от деловой среды.

По мнению английского ученого А. Тойнби[2], внешнее окружение системы придает  ей импульс, необходимый для полноценного развития, который Тойнби называет вызовом. На этот вызов организация  должна давать реакцию - "ответ". Но для того чтобы дать полноценный  ответ, организация должна приспосабливаться к внешней среде, мобилизовать имеющиеся ресурсы, работать с напряжением. Взаимодействия по схеме вызов - ответ являются залогом успешного развития любой организации.

Информация о работе Характеристика деловой среды организации в молодежной сфере