Характер и содержание труда менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20века мало придавали значение самому понятию управления. Руководители ,приказчики, распределители управляли, опирались на интуицию. В то время не задумывались над этим вопросом. С начала 20 века управление начинает выделяться в современную науку под названием менеджмент ,и продолжает развиваться в настоящее время.

Содержание

1.Введение 4
2. Роль менеджера в управлении организации 5
2.1. Характер и содержание труда менеджера 8
2.2. Специфика труда в сфере управления 11
2.3. Требования, предъявляемые к менеджеру 13
2.4 Самоменеджмент 15
2.5. Управление коллективом 16
3. Практическая часть. 17
4. Заключение. 20
5. Список литературы 21
6. Приложение 22

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 162.29 Кб (Скачать)

-информационный  характер труда, предполагающий  значительные интеллектуальные  усилия;

-высокая ответственность  за принимаемые решения;

-ненормированный рабочий день;

-высокие нервные  и эмоциональные нагрузки, обусловленные  постоянным общением с людьми.

Эффективность труда персонала во многом зависит  от того, как выполняет руководитель эти операции, какие используют методы и приемы.                                       В деятельности руководителя много сил и времени уходит на повседневные рутинные дела: просмотр корреспонденции, разговоры с подчиненными и коллегами, встречи с клиентами или поставщиками, участие в производственных совещаниях, подготовка отчетов и обслуживание с другими руководителями возникших проблем, новых идей. Примерный перечень обязанностей руководителя включает:

-участие в  совещаниях;

 проведение совещаний;

-инструктаж подчиненных;

-распределение  заданий;

-консультирование других сотрудников;

-подготовка отчетов, чтение отчетов;

-ознакомление с техническими новинками;

-выдвижение идей и предложений;

рассмотрение  предложений;

-разработка и контроль исполнения сметы доходов и расходов;

-проверка и оценка результатов работы и т.д.          
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Специфика труда в сфере управления

Управленческий  труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими  работниками функций управления в организации.                             Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принци­пиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений.

Ими являются:

    * постановка  задачи;

    * поиск  информации вручную и с использованием  компьютеров;

    * анализ  информации;

    * группировка  информации (вручную или с использованием  компьютера);

    * простейшие  расчеты без компьютера;

    * расчеты  с применением компьютера;

    * подготовка  решений;

    * принятие  решений индивидуально;

    * принятие  решений коллегиально;

    * оформление  документов, составление писем и  т. д.

Конечный  продукт управленческого труда - решения, определяющие меры управляющих  воздействий на объекты. Но не все  решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего  коллектива организации или ее подразделения. Отсюда вытекает весьма существенное специфическое требование к решению  вопросов организации труда служащих - предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различных трудовых функций с  целью выявления и устранения структурных и документационных излишеств,                                                                совершенствования организационных форм управления с использованием возможностей автоматизированных систем.

Другой  особенностью управленческого труда  является его умственный характер. Это вытекает из информационного  характера предмета и продукта труда, в силу которого административно-управленческим работникам, как правило, в значительной мере приходится затрачивать нервно-эмоциональные  усилия, в особенности при поиске и реализации решений.                                                                                                                                                                                                                        В управлении, как и в любом  другом виде трудовой деятельности, имеет  место разделение труда. Такое разделение проявляется в связи с различием  объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации  управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, например выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры. Руководитель должен лично знакомиться с информацией, входящей документацией, проверять, подписывать, а иногда и готовить исходящие письма, документы, продумывать готовящиеся решения и принимать их, анализировать сложившуюся ситуацию, происходящие процессы, связанные с объектом управления. В этом проявляется индивидуальная деятельность менеджера.                               В то же время руководители призваны участвовать в коллегиальной выработке решений с участием руководителей вышестоящего и нижестоящего уровней, компаньонов, смежников, подчиненных специалистов, советников общественных и профсоюзных лидеров. Это в основном деятельность совещательного характера.              Коллективная деятельность - это работа руководителя с производственным, трудовым коллективом, с исполнителями.

Особенностью управленческого труда является его умственный характер. Это вытекает из информационного характера предмета и продукта труда, в силу которого административно-управленческим работникам, как правило, в значительной мере приходится затрачивать нервно-эмоциональные усилия, в особенности при поиске и реализации решений. В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Такое разделение проявляется в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, например выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры

(См. приложение№2) 
 
 
 
 

2.3. Требования, предъявляемые к менеджеру.

При всей несхожести задач менеджер практически  всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы её выполняем? Есть ли альтернативы, т. е другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с  ней? Почему растут затраты? Где и  кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и  достижения? и. т .д. Ответы на эти и множество других вопросов требует не только времени и усилий, но не редко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико- конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.                           У менеджеров особый предмет труда- информация, работа я с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом , её отдельных подсистем и элементов, а так же внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющейся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество. Чтобы выполнить свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу сложнейших условиях , когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые                 решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям.                     Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям, которые необходимы менеджерам:                                                                                                       -они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.                                                            -они должны знать все, что связанно с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями.                 -они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли.                       -менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов с помощью которых решаются проблемы.

-им  необходимы знания и умения  по управлению всеми видами  ресурсов организации, а также  умения по их эффективному  распределению и использованию.               -они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации.                        -управляя другими людьми, менеджеры должны знать ,как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.               Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц-коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающими по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества ,которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего:

-высокое  чувство долга и преданность  делу;

-честность  в отношениях с людьми и  доверие к партнерам;

-умение  четко выражать свои мысли  и убеждать;

-уважительное  и заботливое отношение к людям  вне зависимости от их положения  в организационной иерархии; способность  быстро восстанавливать свои  физические и душевные силы  и критически оценивать собственную  деятельность.               От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные  менеджеры ,но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виноватых.

(См.приложение№1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.4  Понятие самоменеджмента. Определение цели и функции. 

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, с целью оптимально и со смыслом использовать свое время.                                  Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни(самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.                           Каждому человеку, а в особенности тому, кто готовит себя к работе  организатора-менеджера или уже является таковым, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична непорядочность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуациях направленных выполнимых задач. Многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты.

При таком подходе  они предпочитают:

Решать проблемы, вместо того чтобы создать творческие альтернативы.

Сохранить средства, вместо того чтобы добиться результатов.

Уменьшить затраты  вместо того, чтобы повышать прибыль.

Ежедневное  решение разного рода задач и  проблем, можно представить в  виде различных функций, которые  находятся в определенной взаимозависимости  между собой и , как правило, осуществляется в определенной последовательности. Процесс само менеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций следующие шесть фраз:

-постановка  целей-анализ и формирование личных целей;

-планирование-разработка  планов и альтернативных вариантов  своей деятельности;

-принятие решений  по конкретным делам;

-организация  и реализация-составление распорядка  дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

-контроль-самоконтроль

-информация  и коммуникация –фаза свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента. 
 
 
 
 

2.5 Мотивация как метод управления коллективом

Выдавая новое задание, старайтесь заинтересовать сотрудника с разных сторон, заниматься скучной и рутинной работой неинтересно  никому. Скорее всего, такую работу сделают "абы как" и сдадут в  ожидании увлекательных проектов. Если ваши сотрудники не укладываются в  сроки, пытаются спорить или проявляют  другие показатели отсутствия мотивации  персонала, значит, нужно что-то менять. Попробуйте углубиться в задание, объяснить  детали, совершить краткий экскурс  по предпосылкам. Поясните сотруднику, что именно это дело является очень  важным для успеха компании, а в  разговоре - передайте инициативу, позволив ему самому выбрать варианты исполнения. После этого остается только внести собственные корректировки.               Каждое задание обязано обладать сроками. Пусть сотрудник не путается и прекрасно знает, что сейчас важнее. Когда беседа по поводу самой работы уходит на второй план, требования и критерии оценки должны быть озвучены максимально четко. Не забывайте, вы - руководитель, а не консультант.               Очень важно оценивать труд рабочего персонала. Услышав про легкое недовольство, сотрудник будет мотивирован шансом исправить неточности, а похваленный работник будет изо всех сил пытаться не уронить планку и держать уровень. Внимательно следите за отдачей в работе, если сотрудник отдал все силы, а вы его не похвалили - это может негативно сказаться на качестве следующих проектов.             Как уже говорилось ранее, у рабочих есть только пример для подражания и это - вы. Отсутствие пунктуальности с вашей стороны приведет к ощущению её ненужности и у трудового персонала, что недопустимо. Старайтесь, чтобы ваше отношение к работе копировало отношение идеального, на ваш взгляд, сотрудника. И глазом не успеете моргнуть, как подопечные "своруют" ваши привычки.                 Самосовершенствование - главное условие выживания. На деловых рынках держится только та компания, которая уделяет достаточно времени творческому росту персонала. Не жалейте денег на семинары, курсы по повышению квалификации и приобретение соответствующей литературы. Замечательным дополнением будут премии за новый для дела подход к работе.                     Несмотря на важность прочих аспектов, создание дружеской атмосферы остается одним из самых важных моментов. Почаще проводите совместные завтраки, пытайтесь приучить сотрудников к командной работе и доказать на примере, что она эффективнее сказывается на общей деятельности. Различные внеплановые мероприятия по вечерам, где нет галстуков и рангов, станут замечательным подспорьем в решении данного  вопроса. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характер и содержание труда менеджера