Гумманистические теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретические концепции некоторых представителей гуманистической психологии…………………………………………………………….…….4
II. Самоактуализация………………………………………………….…...10
Заключение……………………………………………………………..…..13
Литература………………………………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

Управление персоналом реферат.docx

— 34.48 Кб (Скачать)

 Некоторые психологические  потребности тоже следует удовлетворять,  чтобы сохранить здоровье. К основным  психологическим потребностям Маслоу относит: потребность в безопасности, защите, потребность стабильности; потребность любви и чувства принадлежности, а также потребность в самоуважении и оценке. Дополнительно каждый индивид имеет потребности роста: потребность развивать свои потенциальные возможности и способности, а также потребность самоактуализации.

 Жизнь на более высоком  уровне потребностей означает  большую биологическую эффективность,  большую продолжительность жизни,  меньше болезней, лучший сон, аппетит  и т. д.

 К потребностям безопасности  Маслоу относит потребность индивида жить в относительно стабильной, безопасной и предсказуемой обстановке. У нас есть основная потребность в организации, порядке и определенных запретах. Люди нуждаются в освобождении от страха, тревоги и хаоса. Как и в случае с биологическими потребностями, большинство людей принимают как должное плавно развивающееся, стабильное, защищающее общество. В современном западном обществе потребность в безопасности проявляется только при критических обстоятельствах: стихийных бедствиях, эпидемиях и восстаниях.

 У всех людей есть  потребность в принадлежности  и любви. Мы стремимся установить  тесные отношения с другими  и чувствовать себя частью  каких-то групп, таких, как семья  и круг своих сверстников. Эти  потребности, как писал Маслоу, все чаще остаются неудовлетворенными в нашем изменчивом индивидуалистическом обществе. Эти неудовлетворенные потребности, как правило, лежат в основе психологических расстройств.

 Маслоу описал два типа потребности уважения. Первый — это желание чувствовать компетентность и личные достижения. Второй — потребность уважения другими, что включает общественное положение, славу, оценку и признание. Если эти потребности не удовлетворены, то человек начинает чувствовать себя приниженным, слабым или беспомощным. Как считал Маслоу, потребности уважения были отмечены в работах Адлера, и ими несколько пренебрегал Фрейд. Нормальное самоуважение складывается из личных стремлений, которые приводят к достижениям, а также из заслуженного уважения другими.

 Даже если все эти  потребности удовлетворены, утверждает  Маслоу, человек все еще чувствует разочарованность и некоторую незавершенность до тех пор, пока он не испытает самоактуализации — использование своих способностей и талантов. Формы, в которых проявляется эта потребность, весьма различны в зависимости от того, что представляет из себя человек. У каждого из нас свои мотивации и способности. Для одного очень важно стать хорошим родителем, другие стремятся добиться успехов в спорте, стать художником или изобретателем.

 По Маслоу, должны быть реализованы самые основные потребности прежде, чем будут удовлетворены менее значимые. К примеру, и физиологические и потребности любви важны для человека; однако когда человек голодает, потребность любви (или любая другая более высокая потребность) не становится главным фактором поведения. И наоборот, считает Маслоу, даже тогда, когда мы разочаровывались в любви, нам по-прежнему нужна пища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Самоактуализация.

 

 Проблема самоактуализирующегося или идеального человека на протяжении многих лет интересовала различных исследователей и философов.

 Конфуций считал, что  для правильного формирования  личности необходимо «…преодоление  себя и возвращение к благопристойности».

 Говоря о необходимости  самосовершенствования человека, его  души, Кант подчеркивал: «Развивай  свои душевные и телесные силы  так, чтобы они были пригодны  для всяких целей, которые могут  появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими».  Так же эта проблема звучала  в трудах таких ученых и  философов как Ницше, Толстой,  Соловьев.

 В теориях К. Роджерса и А. Маслоу, являющихся основоположниками основных направлений в гуманистической теории личности, главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих врожденных тенденций. Если по Роджерсу тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, то Маслоу пошел дальше, он охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать.

Благодаря К. Роджерсу и А. Маслоу, концепция самоактуализации до сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.

 В контексте теории  Роджерса, тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.

 

Согласно иерархической  модели потребностей Маслоу, наиболее важной для человека является потребность в самоактуализации, но она выступает на передний план тогда, когда все остальные нижестоящие потребности в достаточной мере удовлетворены. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Иными словами, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть верны своей природе» самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические

формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию  к актуализации определенными нормами  по отношению к какой-то части  населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие  человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, часто  мешают мужчинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать  данные характеристики как «немужественные». Или вспомним о подавляющем влиянии  традиционной женской роли на психосоциальное  развитие женщин.

Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе  возможна только при «хороших условиях». Или, более точно, людям нужно

«способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло  оптимальной возможности для  самоактуализации всех его членов, хотя надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида.

 Последнее препятствие  для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Таким образом, при здоровых условиях

(когда удовлетворению  основных потребностей человека  ничто не угрожает) рост приносит  удовольствие, и человек стремится  стать настолько хорошим, насколько  позволяют его способности. И  напротив, люди, которым не удалось  развить свой истинный потенциал  — стать тем, чем они могли  бы стать — реагируют на  депривацию своих основных потребностей. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 С точки зрения гуманистической  психологии только сами люди  ответственны за выбор, который  они делают. Это не означает, что , если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

 Гуманистическая психология  не является строго организованной  теоретической системой - лучше рассматривать  ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999

 

2. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998

 

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. – М.: Mass Media, 1999

 

4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008

 

5. Фейдимен Д.,Фрейгер Р. "Личность. Теории, упражнения, эксперименты".

 

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000


Информация о работе Гумманистические теории личности