Гумманистические теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретические концепции некоторых представителей гуманистической психологии…………………………………………………………….…….4
II. Самоактуализация………………………………………………….…...10
Заключение……………………………………………………………..…..13
Литература………………………………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

Управление персоналом реферат.docx

— 34.48 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Казахский Экономический  Университет им. Т. Рыскулова

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Гуманистические теории личности»

 

 

 

Подготовила: студентка 2-го курса 

                                                                           Группы ФН(Д)-232

Факультет: Финансы

Елюбаева Д.А.

 

 

 

 

Алматы 2013

 

 

Содержание.

 

 Введение…………………………………………………………………….3

 

I. Теоретические концепции  некоторых представителей гуманистической  психологии…………………………………………………………….…….4

 

II. Самоактуализация………………………………………………….…...10

 

 Заключение……………………………………………………………..…..13

 

 Литература………………………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Гуманистическая психология  представляет собой альтернативу  двум наиболее важным течениям  в психологии - психоанализу и  бихевиоризму. С точки зрения  гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные  и разумные создания без доминирующих  бессознательных потребностей и  конфликтов. В этом гуманистическое  направление существенно отличается  от психоанализа, который представляет  человека как существо с инстинктивными  и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

 Своими корнями она  уходит в экзистенциальную философию,  которая отвергает положение,  что человек является продуктом  либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

 Следовательно, гуманистическая  психология в качестве основной  модели принимает ответственного  человека, свободно делающего выбор  среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления  - это концепция становления. Человек  никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

 Но, несмотря на то, что становлению отводится большая  роль, гуманистические психологи  признают, что поиск подлинного  смысла жизни не легок. 

 Сторонниками гуманистических  взглядов, рассматривающих людей,  как активных творцов собственной  жизни, обладающих свободой выбирать и

 развивать стиль жизни,  который ограничен только физическими  или социальными воздействиями,  можно назвать таких видных  теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли, Роджерс и, конечно же, Абрахам Маслоу, получивший всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.

 Основные теоретические  положения некоторых наиболее  выдающихся представителей гуманистического  направления психологии рассматриваются  в первой главе данной работы.

 Во второй главе  затрагивается проблема самоактуализации в контексте теорий К. Роджерса и А. Маслоу.

 В последней части  работы приводится характеристика  целостной, самоактуализированной личности.

 

I. Теоретические  концепции некоторых представителей  гуманистической психологии.

Эрих Фромм.

 Основы гуманистического  подхода к человеку были заложены  Эрихом Фроммом.

 Он показал, что  у человека есть высшие экзистенциальные  потребности:

 – установить связи  с другими людьми (стремление  о ком-то заботиться; если такая  потребность не удовлетворяется,  человек начинает отстаивать  эгоистические интересы и не  доверяет другим);

 – преодолеть свою  пассивность, создать что-либо, позволяющее  почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности  приводит к деструктивности);

 – потребность «в  корнях», в стабильности, безопасности;

 – потребность в  идентичности, в осознании свое  непохожести, уникальности;

 – потребность в  системе взглядов, позволяющей понять  и объяснить мир, людей;

 – потребность в  объекте преданности, в посвящении  себя чему-то или кому-то (высшей  цели или Богу), в чём заключался  бы смысл жизни.

 

 Выражение и способы  удовлетворения этих потребностей  зависят от условий общества, в котором живёт человек. Структуру  социума формируют также типы  и структуру личности – «социальные  типы характера».

 Теория, созданная Эрихом  Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты человеческой личности. Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически отнесясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу,

 Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный «гуманистическим психоанализом», предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии.

           Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Фромм был не только выдающимся теоретиком психологии, но и публицистом, психотерапевтом, философом, знатоком Библии, культурным антропологом, специалистом по психобиографии.

 

Джордж Келли.

 В ряде учебников  психологии теория Джорджа Келли классифицируется как когнитивистская либо как теория, перебрасывающая мост между когнитивистским и гуманистическим подходом. Однако многие исследователи его работ придерживаются мнения о том, что основная суть его учения в большей степени принадлежит кругу гуманистических теорий Роджерса, Маслоу и ряда других авторов. Фактически, он являлся одной из ключевых фигур на Конференции в Олд Сэйбрук (Old Saybrook Conference), положившей начало американской гуманистической психологии. Однако Келли явился автором гуманистической теории совершенно иного типа, в которой основное значение придается процессу самосотворения, в противовес теории Маслоу, предложившего иерархию специфических потребностей, предполагающую, что основная роль принадлежит процессу самораскрытия. Кроме того, Келли пытался разработать конкретные операции, обеспечивающие наглядное подтверждение своих теоретических концепций.

 Келли заложил прочный гуманистический фундамент своей работы, приняв в качестве центрального положение о том, что люди способны к постоянному сотворению себя заново. Для Келли реальности органически присуща гибкость; в ней есть место для поиска, творчества и обновления. В сущности, его теория личностных конструкций представляет собой психологию понимания точки зрения индивидуума — понимания, благодаря которому можно помочь ему решить, какие выборы являются для него оптимальными, учитывая его текущее положение дел. Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на самых ранних этапах индивидуального развития, позднее они часто не осознают, что существует множество способов изменить себя и свое отношение к миру. Реальность оказывается не настолько неизменной, как нам свойственно полагать, если только мы найдем способы привнести в нее немного свободы. Люди могут реконструировать (переинтерпретировать) реальность. Мы вовсе не вынуждены принимать окраску того угла, в который загоняет их жизнь, и это открытие часто приносит ощущение свободы. Келли предлагает взгляд на человека, как находящегося в процессе постоянного изменения, и согласно которому корнем всех проблем являются препятствия к изменению себя. Таким образом, Келли создал подлинно гуманистическую теорию действия, преследующую цель открыть для человека постоянно изменяющийся мир, преподносящий ему как трудности для преодоления, так и возможности для роста.

 

 

Карл Роджерс.

 Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.

 Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных переживаниях. В конце жизни Роджерс пришел к пониманию взгляда Артура Кестлера о том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического.

 Стремление к здоровому  развитию не является подавляющей  силой, которая сметает в сторону  любые препятствия на своем  пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего. Абрахам Маслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию тихим, едва различимым внутренним голосом. Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.

 Можно заметить, что  основная тенденция к актуализации  является единственным побуждением,  которое утверждается в этой  теоретической системе. Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.

 

Абрахам Маслоу.

 Абрахам Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид. Он является одним из создателей гуманистической и трансперсональной психологии, двух новых и больших направлений, развившихся как альтернативы бихевиоризму и психоанализу. Концепции Скиннера и Фрейда, а также их последователей игнорировали или лишь слегка касались культурных, социальных и индивидуальных достижений человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и мистицизм. Для Маслоу же такие достижения человека представляли наибольший интерес.

 Самой важной частью  теории Маслоу является модель иерархии потребностей, включающая полный набор мотиваций человека. Самая главная концепция Маслоу — это самоактуализация, высший уровень потребностей человека. Маслоу изучал также вершинные переживания, особенные моменты в жизни каждого индивида. Он различал два основных типа психологии — дефицитарную психологию и бытийную психологию — и был пионером разработки последней.

 

 

Иерархия потребностей.

 

 Фактически большая  часть того, что мы знаем о  мотивациях человека, получена из  анализа поведения пациентов,  с которыми работал Маслоу. Ему удалось объединить в единой модели подходы основных школ психологии — бихевиоризма, психоанализа и его ответвлений, а также гуманистической и трансперсональной психологии. Он показал, что ни один из подходов нельзя считать лучше или ценнее других. У каждого есть свое место и каждый по-своему полезен.

 

 

Потребности

 

самоактуализации

 

(развитие способностей)

 

-----------------------------------

Потребность в уважении

 

(самоуважение, признание)

 

-------------------------------------------

Потребность в любви и  принадлежности

 

(семья, дружба)

 

-----------------------------------------------------------

Потребность в безопасности

 

(обеспеченность, стабильность, порядок)

 

-----------------------------------------------------------------

Физиологические потребности

 

(пища, вода, сон и пр.)

 

Маслоу называл невроз и психологическую разлаженность дефицитарными болезнями; он считал, что такие заболевания вызываются тем, что не удовлетворены некоторые основные потребности, точно так же, как отсутствие некоторых витаминов может вызвать болезнь. Лучшим примером основных потребностей являются физиологические потребности, такие, как голод, жажда и сон. Неудовлетворенные потребности рано или поздно приводят к болезни, а единственным лечением может быть полное удовлетворение этих потребностей.

 Основные потребности  свойственны каждому индивиду. Объем  и способ удовлетворения потребностей  неодинаковы в разных обществах,  но основные потребности (такие,  как голод) нельзя игнорировать  никогда.

 Физиологические потребности  включают в себя потребность  в пище, питье, кислороде, сне  и сексе. Большинство людей,  принадлежащих нашей культуре, могут без труда удовлетворить эти потребности. Однако если биологические потребности не удовлетворяются соответствующим образом, то индивид почти полностью посвящает себя поискам возможностей для их -

 удовлетворения. Маслоу утверждает, что человек, в буквальном смысле умирающий от жажды, не интересуется, удовлетворены ли другие потребности. Но как только данная конкретная непреодолимая потребность удовлетворена, она становится менее важной, позволяя другим потребностям всплыть на поверхность.

Информация о работе Гумманистические теории личности