Группы и их роль в управлении организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение понятий групп, классификаций, структуры группы и различных характеристик групп, а так же эффективных методов управления этими группами для достижения наилучшего результата.
Для достижения цели передо мной были поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть понятие группы с разных сторон
 Изучить классификацию групп
 Изучить механизм образования формальный и неформальных организаций

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава I : Понятие группы и ее классификация
1.1 Понятие группа……………………………………………….….6
1.2 Большие и малые группы……………………………………….9
1.3 Формальные и неформальные группы…………………….…..10
Глава I I: Общие характеристики группы
2.1 Характеристика членов группы………………………….……21
2.2 Структура группы…………………………………………...…22
2.3 Ситуационные характеристики группы………………………28
Глава I I I: Роль групп в управлении организаций
3.1 Управление неформальной группы……………….…………...32
3.2 Управление формальной группы с помощью комитетов…….47
Заключение………………………………………………………………….……53
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсоваяГруппы и их роль в упр организаций.doc

— 290.50 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Финансовый факультет

 

 

Кафедра «Коммерция»

 

                                                                                         

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Группы и их роль в управлении организаций»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 13-108 дневного отделения           Харитонова А.А.

Руководитель: к.т.н., доцент                                Синцов Вячеслав Григорьевич.

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава I : Понятие группы и ее классификация

         1.1 Понятие группа……………………………………………….….6

         1.2 Большие и малые группы……………………………………….9

         1.3 Формальные и неформальные группы…………………….…..10

Глава I I: Общие характеристики группы

          2.1 Характеристика членов группы………………………….……21

          2.2 Структура группы…………………………………………...…22

          2.3 Ситуационные характеристики группы………………………28

Глава I I I: Роль групп в управлении организаций

         3.1 Управление неформальной группы……………….…………...32

         3.2 Управление формальной группы с помощью комитетов…….47

Заключение………………………………………………………………….……53      

Список литературы……………………………………………………………….55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наши дни заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регулированию развертывающихся между ними отношений, использовании воспитательных и психотерапевтических средств и воздействий. Производственная бригада и семья, экипаж космонавтов и школьный класс, воинское подразделение и научная лаборатория, неформальное молодежное объединение и спортивная команда, небольшая фирма и сеть предприятий, комитет руководителей, принимающих ответственные решения, и персонал больничного отделения - вот то социальное поле, в рамках которого результаты исследования социальных групп находят полезное приложение, делая взаимодействие эффективным, а работу – продуктивной. Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно. Однако большинство ситуаций, возникающих в ходе организационной деятельности, характеризуют именно групповые отношения. Группы в организациях являются основой. Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело.

Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

Тема группы и их роль в управлении организаций — одна из самых актуальных в психологии управления, поскольку всякая организация неизбежно имеет в своем составе самые различные группы. Любая организация — это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Вместе с тем организация — это и учреждение, где люди, члены организации строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом. Характер этих отношений и взаимодействия оказывает самое существенное влияние на эффективность организации в целом.

Целью моей работы является изучение понятий групп, классификаций, структуры группы и различных характеристик групп, а так же эффективных методов управления этими группами для достижения наилучшего результата.

Для достижения цели передо мной были поставлены следующие задачи:

      Рассмотреть понятие группы с разных сторон

      Изучить классификацию групп

      Изучить механизм образования формальный и неформальных организаций

      Изучить различные причины, по которым люди вступают в группы и неформальные организации.

      Изучить характеристики неформальных организаций

      Изучить характеристики членов группы

      Изучить структурные характеристики группы

      Изучить ситуационные характеристики группы

      Выявить какие моменты оказывают влияние на  установление дружеских отношений между людьми в группе

      Рассмотрение модели Хоманса

      Выявление трудностей и выгод, связанных с неформальными организациями

 

 

      Выдвижение решений о том, как повысить эффективность группы

      Выявление факторов, влияющих на эффективность работы группы

      Рассмотрение рекомендаций Леланда Брэдфорда  по проведению эффективных собраний

      Рассмотрение методов воздействия на неформальные группы

      Изучение понятия комитет

      Рассмотрение полномочий комитетов

      Рассмотреть  моменты, когда именно нужно использовать комитеты

      Привести характерные ошибки по отношению к такой форме управления как комитет и ситуации, где один руководитель добьется большей эффективности, чем группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Понятие группы и ее классификация

 

1.1  Понятие группа

            Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать о существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

           Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.[1] Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

              Но всё таки, не существует канонизированного определения группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели[2].

Также в учебнике  «Основы менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури дается следующее определение группы: «...группа- это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц»[3]

Группы возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.

Другой важной причиной формирования групп является естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач и предостережения. В группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде признания, похвалы или же материального поощрения. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий.

Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в. коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.  Кроме того, группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества.

Современная практика управления все более и более подтверждает наличие несомненных преимуществ у групповой формы организации труда перед индивидуальной. Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствуя сплочению группы, может порождать синергический эффект, существенно повышающий результативность работы.

Однако при несомненном преимуществе перед другими формами организации работ, групповая форма может нести в себе и ряд отрицательных для организации моментов. Одним из таких негативных проявлений является групповщина, складывающаяся при условии, что в целом неверно поставлено управление группой и неверно организовано ее функционирование в организации.

Это выражается в том, что:

1.В группе складывается тенденция морализации процессов, сопровождающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем с моральной точки зрения свете.

2.Группа начинает ощущать себя неуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкновениях.

3.В группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением нежелание слушать и обсуждать другие мнения и т.п.

4.В группе развивается единодушие. Люди начинают все более мыслить, как остальные. И если даже у них возникают другие мнении они не высказываются, считая что верно общее мнение.

5.Группа отказывается рассматривать мнения извне, если они не совпадают с мнением группы[4].

 

 

1.2 Большие и малые группы

                Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т.п.

               Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.).

               Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.).

Не существует канонизированного определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу (далее всегда термин «группа» будет употребляться в этом смысле):

              Малая группа - это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.6 Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает неким групповым потенциалом либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.

1.3 Формальные и неформальные группы

               Группы могут формироваться в результате заранее спланированных действий руководства организации как некоторая часть формальной структуры. Но иногда возникают неформальные структуры организации как следствие непланируемых социальных процессов. В связи с этим важно определить природу и особенности функционирования формальных и неформальных групп в организации.

              Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Описывая процесс развития неформальных организаций, Леонард Сэйлис и Джордж Штраус говорят: «Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса, на основе которого они возникли. Это — динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом. Все возрастающее взаимодействие способствует возникновению у них приятельских чувств по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для все большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, азартные игры с номерами на денежных чеках и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий — комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению. Группа становится организацией».

Информация о работе Группы и их роль в управлении организаций