Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:21, доклад
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.
При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также наводят порядок в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.
Отметим, что государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.
–– рыночный механизм не может самостоятельно обеспечивать удовлетворения всех общегосударственных потребностей, поскольку он реагирует лишь на те из них, которые проявляются через платежеспособный спрос;
–– рыночный механизм не может самостоятельно ликвидировать или минимизировать такие побочные негативные эффекты, как поляризация населения по уровню доходов, неравномерное развитие отдельных регионов. Нарушение экологических условий жизни людей. Эти негативные явления могут быть компенсированы лишь через специальный государственный механизм.
Таким образом экономика любой страны требует регулирования экономических процессов и координации действий хозяйствующих субъектов, именно для этого необходим хозяйственный механизм макроэкономического уровня.
В настоящее время в большинстве сформировался хозяйственный механизм регулирования рыночной экономики. Реформы в постсоциалистических странах направлены на создание именно такого хозяйственного механизма. Он характеризуется:
–– полной экономической самостоятельностью всех хозяйствующих субъектов;
–– рыночной системой связей между производителями и потребителями, рыночным механизмом распределения ресурсов;
–– ограниченным вмешательством государства в экономическую деятельность.
Государству отводится центральная роль в создании национальной валюты, полицейских сил, судебной системы, оно законодательно вводит «общие правила игры», т.е. систему нормативных актов, регулирующая деятельность субъектов рынка, защищает права собственности.
В настоящее время роль государства усилилась, что проявляется:
1) в росте удельного веса расходов и доходов государства в ВНП;
2) в увеличении государственного сектора экономики;
3) в перераспределении через госбюджет значительной доли национального дохода;
4) в регулировании определенных видов деятельности на макроуровне.
Степень активности государства диктуется объективными обстоятельствами, однако нельзя допускать чрезмерного вмешательства государства в функционирование рынка, т.к это приводит к снижению эффективности экономики. Роль рынка заключается в том, что он дает информацию каждому производителю посредством цены (цена, затраты, прибыль, что и сколько производить).
Успешные действия рыночного механизма возможны при условии свободной конкуренции, когда количество продавцов и покупателей довольно большое, никто не может повлиять на цену, между ними не возможен сговор сотрудничества, товары достаточно простые и однородные, продаются в больших количествах, покупатели обладают свободной надежной информацией о рыночной конъюнктуре, ценах, обеспечивает вступление новых предприятий в отрасли, отсутствуют монополии, олигополии.
Механизм свободной конкуренции действовал до ХХ века. В новых условиях рыночный механизм дает сбои. Возникают так называемые провалы рынка, когда ценовой механизм не работает. Это объясняется:
–– существованием различного рода монополий, которые деформируют рыночный механизм;
–– существование экстерналий (внешних эффектов), которые не способны уловить рыночные механизмы. Экстерналии возникают при нечетком определении прав собственности, когда 1 человек может нанести ущерб др. без каких-либо финансовых последствий для себя. Экстерналии могут быть как отрицательными (загрязнение воздуха), так и положительными, т.е. благоприятное внешнее воздействие (фундаментальные исследования). Для ликвидации отрицательных внешних эффектов государство должно принять специальные меры. К ним относятся ограничения, запреты, дополнительные сборы.
Наличием в экономике общественных благ (товаров), которые не потребляются индивидуальными потребителями. Производство и потребление таких товаров следует поддерживать в интересах всего общества.
Гелбрейт писал: «Наша система - это сложная система рыночной мотивации, государственной регламентации и политической демократии. Это современное государство, заботящееся о социальных нуждах, в котором власти активно вмешиваются в экономические процессы для смягчения и стабилизации их последствий». Государство должно меньше действовать там, где хорошо действует рынок, и активно действовать там, где нельзя положиться на него. Прежде всего, государству вменяется альтернативные инвестиции в образование, охрану здоровья, производство продовольствия, регулирование рождаемости. Снижение уровня бедности, создание более совершенной правовой и административной структуры, мобилизация ресурсов для финансирования государственных затрат. Главная задача государства - это создание стабильной макроэкономической основы, без чего трудно достичь социально-экономического процветания страны.
Сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии — одно из самых общих, но и самых необходимых требований к государственному регулированию экономики. Но это во многом зависит от класса работы государственного аппарата. Умное правительство умеет вовремя отпускать вожжи для раскрепощения предпринимательской энергии. Но оно и знает, что требуются энергичные усилия для сдерживания эгоистического поведения предпринимателей, если они теряют узы социального контроля. Словом, роль государства в экономике не может быть раз и навсегда заданной. Она изменяется под влиянием очень большого числа факторов в контексте конкретных условий истории страны.
При отработке механизмов государственного регулирования экономики на современном этапе необходимо учитывать ряд выделяемых аналитиками тенденций и принципов.
Определяющим фактором является эффективность государства. Эффективное государство жизненно необходимо как для производства товаров и услуг, так и для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям — вести более здоровую и счастливую жизнь. При этом возрастающее влияние государства перемещает акцент с количественного аспекта государственного влияния на аспект качественный. Сегодня главное не объем власти государства как такового и не широта его вмешательства в экономику. Главным стали результативность регулирования и степень отражения нужд населения.
Государство находится ныне в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. Поэтому, стремясь более чутко реагировать на нужды людей государство призвано расширять участие населения в управлении, предоставлять больше власти местным органам.
Для повышения эффективности государственных институтов во многих случаях полезно, как говорит опыт Великобритании и некоторых других стран, создавать в сферах их функционирования условия конкуренции. Имеется в виду особая конкуренция — за лучшее удовлетворение потребностей населения. Она предоставляет потребителю возможность выбора между частным и государственным поставщиком услуг.
Улучшение деятельности государственных институтов во многом зависит от совершенствования систем оплаты и стимулирования государственных служащих. Оптимальное повышение заработной платы государственным служащим оказывается действенным средством в борьбе с коррупцией, поскольку государственные служащие получают дополнительные стимулы "играть по правилам".
Важная сторона этой проблемы состоит в экономической привлекательности работы в качестве государственных служащих. Другая (и самая сложная) сторона стимулирования государственного служащего — это связь эффективности его труда с эффективностью работы государственного аппарата. Некоторые специалисты, предлагают увязать уровень оплаты труда
должностных лиц в государстве непосредственно с показателями экономической и социальной динамики страны. Но как это сделать при наличии многослойной опосредован ности между усилиями конкретной персоны и экономическими результатами на уровне национального хозяйства? Очевидно, что это почти неразрешимая пока проблема, хотя ею и нужно активно заниматься. Столь же сложными для решения, но весьма актуальными являются вопросы возможной коммерциализации в государственном управлении.
Приведенные рекомендации — плод обобщений экспертами Всемирного банка опыта разных стран мира по институциональному вмешательству в рыночные отношения сообразно потенциалу конкретных государств. Они, конечно, не истина в последней инстанции. Их следует брать на вооружение только на творческой основе, с учетом реальной ситуации в стране. В российской практике преобразовании экономической системы и модернизации государственного управления необходимо учитывать ряд особенностей, как самой страны, так и условий управления ее преобразованиями.
Первое и самое важное обстоятельство — это уникальный масштаб радикальных преобразований, проводимых в нашей стране за короткое по историческим меркам время. Вытекающие отсюда сложности умножаются территориальными масштабами России. Вывод о необходимости более заметной роли государства на пространстве современных российских реформ напрашивается сам собой. Однако пути реализации этой роли могут быть различными. Многие предлагают предоставить процессу первоначального накопления капитала возможность логически развиться до состояния некоей стабилизации при переделе собственности под надзором государства. Однако никто пока не предоставил убедительных вариантных сценарных проработок такого развития процесса. Жестокие противоборства конкурирующих финансовых структур (особенно со второй половине 1997 г.) не внушают оптимизма в смысле возможности разрешения противоречий между ними на базе законов нормальной конкуренции. Поэтому некоторыми экспертами высказываются предложения о введении жесткой государственной диктатуры, направленной на ускоренное создание правового поля реформ. Однако опыт недавнего российского про-
шлого протестует против этого пути, потому что велика опасность монополизации государственной политики со стороны того или иного слоя политической или финансовой элиты.
Тенденции подчинения государственной политики частным интересам постоянно проявляются в разных странах мира. Противодействие им способен создавать лишь такой демократический механизм функционирования общества, при котором "свобода" и "порядок" выступают в органическом взаимодействии. Этот механизм должен предоставлять необходимую свободу предпринимательству, но одновременно вводить его в рамки, приемлемые для всего общества. Он должен делать государство сильным, но исключать на корню попытки "приватизации" кем бы то ни было государственных возможностей. В России на первом этапе рыночных реформ именно использование мощи государственных институтов в частных корыстных целях было наиболее действенным способом становления бизнеса для целого ряда лиц, превратившихся на этой базе в "олигархов". И это в немалой степени скомпроментировало саму идею "государственного регулирования". Поэтому сегодня необходимы убедительные для большинства гарантии соответствия государственной экономической политики стабильным интересам страны в целом. Устойчивый институт государственной службы как раз и призван выполнить роль проводника в жизнь долговременной, национальной, а не коньюктурной, псевдогосударственной политики.
Второе. Следует с большей четкостью, чем это было до сих пор сформулировать главные цели экономической политики и стратегии, расположив и ранжировав их в пространстве и времени. Эти цели должны быть выражены в понятных большинству людей терминах, фиксирующих ступени их уровня жизни.
Подчеркнем, нужна определенность ориентации экономических реформ на достаточно универсальные критерии — такие, как достижение более высокой результативности национального хозяйства, устойчивый рост благосостояния народа страны, повышение качества жизни общества. Такого рода целевые установки понятны всем, ибо выражают устойчивые непреходящие интересы любой нации. Постоянное связывание стратегической цели с ориентиром устойчивого роста благосостояния широкого круга людей позволяет избежать распространенного
явления — эгоистического авантюризма функционирующего поколения в ущерб последующим.
Третье. Одна из важных задач государственного управления — отработать механизмы постоянного соответствия содержания экономических преобразования интересам народа и страны. Только таким путем можно включить в число активных участников реформ не только элиту, но и подавляющее большинство населения. Из мировой практики реформ известно, что преобразования не оказываются привлекательными, если выигравшие не ставят задачу сполна компенсировать потери проигравшим.
Известно, что эффективные лидеры завоевывают свой авторитет тем, что дают своим народам ощущение причастности к реформам, вселяют веру, что реформы не были навязаны извне. Они заботятся о поддержке механизма обратной связи, позволяющей своевременно корректировать содержание реформ. В этих целях обеспечивается проведение широких обсуждений ключевых направлений и приоритетов политики. Принимаются все меры для создания атмосферы, когда люди получают возможность быть услышанными. В этом ключе новое звучание и новое дыхание должны быть приданы — и в теоретическом, и в прикладном смысле — проблеме эффективности государственного управления. Особенно для России важны регулирующие влияния в области активной промышленной политики.
Проводя сегодня промышленную политику, важно обеспечивать стимулирование эффективного сотрудничества в рамках частного сектора вместо привычного ранее формирования гро-мозкой промышленной бюрократии. Соответственно, в сфере финансового регулирования надо стремиться создавать у банкиров мотивации к квалифицированному и осторожному ведению дел вместо простого укрепления возможностей по надзору за предпринимателями.
Четвертое. Государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в мировой политике и экономике, должны активно участвовать в разнообразных международных акциях по поддержанию равновесия в экономическом пространстве мира. С большой долей уверенности можно утверждать, что общемировые проблемы глобального плана в будущем, по мере вступ-
Информация о работе Государственное регулирование рыночных отношений