Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа
В современный период государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения.
1. Понятие и содержание государственно – правового статуса депутата РФ..3
2. Принципы депутатской деятельности………………………………………..8
3.Полномочия и деятельность депутата в представительном органе и избирательном округе…………………………………………………………..11
4.Основные гарантии депутатской деятельности…………………………….16
5.Отвественность депутатов и порядок их отзыва……………………………20
Заключение…………………………………………………………………. ….25
Список литературы……………………………………………………………..
г) право депутата на безотлагательный прием должностными лицами. По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения на территории области предприятий и организаций всех форм собственности, федеральных, областных, окружных учреждений и органов местного самоуправления, воинских формирований, а также правом безотлагательного приема их руководителями, а при отсутствии - другими должностными лицами. Порядок посещения предприятий и организаций, деятельность которых связана с государственной тайной, регулируется федеральным законодательством;
д) обращение депутата. Депутат вправе обращаться в органы государственной власти на территории области, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо привлекать своих помощников и специалистов-экспертов. Органы государственной власти и должностные лица обязаны дать ответ депутату на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении - не позднее чем в месячный срок. Ответ на обращение депутата дается в письменной форме непосредственно и лично тем должностным лицом, которому оно адресовано;
е) право депутата на получение и распространение информации. Депутат в установленном Регламентом Думы порядке обеспечивается документами, принимаемыми федеральными органами, областной Думой, Губернатором области, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми областными органами государственной власти. При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации по вопросам компетенции областной Думы должностные лица безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию. Предоставление информации и документации, составляющих государственную тайну, регулируется федеральным законодательством.
Депутат
имеет преимущественное право выступать
по вопросам депутатской деятельности
в государственных средствах
массовой информации. При этом материалы,
предоставляемые депутатом, подлежат
обязательному опубликованию
ж) освобождение депутата областной Думы от призыва на военную службу и на военные сборы. Депутат областной Думы освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок депутатских полномочий;
з) охрана трудовых нрав депутата областной Думы;
-
депутат областной Думы, работающий
на непостоянной основе, не может
быть по инициативе
-
время работы депутата в
-
за депутатом областной Думы,
работающим на постоянной
-
депутату областной Думы, работающему
на постоянной основе, предоставляется
ежегодно оплачиваемый отпуск
согласно трудовому
-
для работы с избирателями
депутату ежемесячно
ВОПРОС 5. Ответственность депутатов и порядок их отзыва
На практике возникли вопросы о соответствии
требованиям Конституции РФ, составляющих
конституционно-правовую основу регулирования,
законов, ограничивающих возможность
привлечения к уголовной и административной
ответственности парламентариев. Эти
вопросы рассматривались Конституционным
Судом РФ. В его постановлении от 20 февраля
1996 г. по делу о проверке конституционности
положений ч. 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального
закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации" указывается,
что "неприкосновенность парламентария
не означает его освобождения от ответственности
за совершенное правонарушение, в том
числе уголовное или административное,
если такое правонарушение совершено
не в связи с осуществлением собственно
депутатской деятельности". Расширительное
понимание неприкосновенности в таких
случаях вело бы к искажению публично-правового
характера парламентского иммунитета
и его превращению в личную привилегию,
что означало бы, с одной стороны, неправомерное
изъятие из конституционного принципа
равенства всех перед законом и судом
(ст. 19,ч. 1),а с другой - нарушение конституционных
прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений
властью (ст. 52). Поэтому с соблюдением ограничений,
предусмотренных ст. 98 Конституции РФ,
в отношении парламентария допустимо
ведение судопроизводства на стадии дознания
и предварительного следствия или производства
по административным правонарушениям,
вплоть до принятия решения о передаче
дела в суд в соответствии с положениями
Уголовного и Уголовно-процессуального
кодексов, Кодекса РФ об административных
правонарушениях без согласия той или
иной палаты Федерального Собрания. Следственные
действия в отношении членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы должны
осуществляться под непосредственным
надзором Генерального прокурора РФ, который
(при наличии соответствующего вывода)
может внести в палату представление о
лишении парламентария неприкосновенности. При
возбуждении в отношении парламентария
уголовного дела или начала производства
дела об административном правонарушении
по закону следователь обязан известить
об этом Генерального прокурора в трехдневный
срок. В свою очередь, Генеральный прокурор
обязан в течение недели после получения
от следователя сообщения внести в палату
Федерального Собрания представление
о лишении парламентария неприкосновенности.
Решением соответствующей палаты Федерального
Собрания Российской Федерации от Генерального
прокурора Российской Федерации могут
быть истребованы дополнительные материалы.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей
палаты Федерального Собрания Российской
Федерации вправе участвовать член Совета
Федерации, депутат Государственной Думы,
в отношении которых внесено представление. Если
палата, рассмотрев представление, установленным
большинством голосов не примет решения
о лишении депутата неприкосновенности,
вопрос о предании его суду снимается.
Без согласия палаты судебное разбирательство
не может быть начато. Данное решение может
быть отменено только при наличии вновь
открывшихся обстоятельств. С целью повышения
ответственности депутатов, по мнению
ряда правоведов, крайне важно принять
федеральный закон об отзыве депутатов.
При этом порядок отзыва ничем не должен
отличаться от порядка их выборов. Такой
подход снимет все аргументы против отзыва
депутатов. Сейчас депутаты практически
свободны от какой-либо ответственности.
Возможно, и не следовало остро ставить
вопрос об ответственности и компетентности,
но именно они предопределяют эффективность
деятельности депутатов и органов государства. В
соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона
от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" срок полномочий члена Совета
Федерации определяется в соответствии
с федеральным законом от 5 августа 2000
г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации». Член Совета Федерации - представитель
от законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации избирается законодательным
(представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
на срок полномочий этого органа, а при
формировании законодательного (представительного)
органа субъекта Российской Федерации
путем ротации - на срок полномочий однократно
избранных депутатов этого органа. Член
Совета Федерации - представитель от двухпалатного
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации избирается поочередно
от каждой палаты на половину срока полномочий
соответствующей палаты. Член
Совета Федерации - представитель от однопалатного
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации должен быть избран
не позднее трех месяцев со дня первого
заседания в правомочном составе законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации
нового созыва, в том числе в случае досрочного
прекращения полномочий этого органа
предыдущего созыва, а член Совета Федерации
- представитель от двухпалатного законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации
и член Совета Федерации - представитель
от законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, формируемого путем
ротации, - со дня истечения срока, на который
был избран предыдущий представитель
соответствующего органа. В случае досрочного
прекращения полномочий члена Совета
Федерации - представителя от законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации
новый член Совета Федерации - представитель
от этого органа должен быть избран не
позднее трех месяцев со дня прекращения
полномочий предыдущего члена Совета
Федерации. Порядок подтверждения начала,
а равно прекращения полномочий члена
Совета Федерации определяется Регламентом
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации. В соответствии
со ст. 5 Регламента полномочия члена Совета
Федерации начинаются со дня принятия
Советом Федерации решения о подтверждении
его полномочий в качестве члена Совета
Федерации. Полномочия члена Совета
Федерации прекращаются со дня принятия
Советом Федерации решения о подтверждении
полномочий нового члена Совета Федерации
- представителя от того же органа государственной
власти субъекта Российской Федерации. Прекращение
полномочий члена Совета Федерации - представителя
от органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, прекратившего
существование в качестве субъекта Российской
Федерации в связи с образованием нового
субъекта Российской Федерации в результате
объединения субъектов Российской Федерации,
осуществляется в порядке, предусмотренном
соответствующим федеральным конституционным
законом (4,29). В соответствии с
ч.2 ст. 3 Федерального закона от 8 мая 1994
г. N 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной
Думы начинается со дня избрания его депутатом
Государственной Думы и прекращается
со дня начала работы Государственной
Думы нового созыва, за исключением случаев
досрочного прекращения полномочий парламентария. Полномочия
члена Совета Федерации, депутата Государственной
Думы прекращаются досрочно в случаях:
письменного заявления парламентария
о сложении своих полномочий; избрания
члена Совета Федерации, депутата Государственной
Думы депутатом законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
РФ или органа местного самоуправления,
выборным должностным лицом иного органа
государственной власти или органа местного
самоуправления, а равно назначения на
иную государственную должность РФ, государственную
должность субъекта РФ; поступления на
государственную или муниципальную службу,
вхождения их в состав органа управления
хозяйственного общества или иной коммерческой
организации, осуществления ими предпринимательской
или другой оплачиваемой деятельности,
кроме преподавательской, научной и иной
творческой деятельности; вхождения парламентария
в состав органов управления, попечительских
или наблюдательных советов, иных органов
иностранных некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на территории
РФ их структурных подразделений, если
иное не предусмотрено международным
договором или законодательством РФ; утраты
членом Совета Федерации, депутатом Государственной
Думы гражданства Российской Федерации
либо приобретения гражданства иностранного
государства; вступления в законную силу
обвинительного приговора суда в отношении
лица, являющегося членом Совета Федерации,
депутатом Государственной Думы; вступления
в законную силу решения суда об ограничении
дееспособности члена Совета Федерации,
депутата Государственной Думы либо о
признании их недееспособными; признания
парламентария безвестно отсутствующими
либо объявления их умершими на основании
решения суда, вступившего в законную
силу; смерти члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы. По представлению
Председателя Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации полномочия
члена Совета Федерации могут быть также
досрочно прекращены избравшим (назначившим)
его органом государственной власти субъекта
Российской Федерации в том же порядке,
в котором осуществляется его избрание
(назначение) членом Совета Федерации.
Орган государственной власти субъекта
РФ вправе не рассматривать поступившее
представление Председателя Совета Федерации
о досрочном прекращении полномочий члена
Совета Федерации. Полномочия депутата
Государственной Думы прекращаются также
в случае: роспуска Государственной
Думы, предусмотренного статьями 111 и 117
Конституции РФ; выхода по личному заявлению
из состава фракции, в которой он состоит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая эту работу, надо отметить:
в практике Советов имеются не решенные
вопросы. И пока мы не вправе считать, что
Закон о статусе депутатов, все его положения
и требования здесь неукоснительно выполняются.
Процесс формирования практики депутатов
на основе этого Закона отнюдь не закончен.
Конституция, как и Закон о статусе, устанавливая
правовые основы деятельности народных
избранников, обязательные требования
к этой деятельности, в то же время открывает
новые широкие возможности для улучшения
всей организационно-массовой работы
депутатов. Процесс совершенствования
этой деятельности развивается вместе
с общественно-политической практикой
нашего народа и его представителей в
органах государственной власти. При этом
существует настоятельная необходимость
направлять и организовывать процесс
“кристаллизации” новых форм организационно-массовой
работы, их внедрения и распространения
(2,56). Таким образом, следует прийти к выводу,
что осуществление Закона о статусе депутатов
— сложное дело. Оно требует к себе постоянного
внимания и заботы со стороны государственных
органов и общественных организаций. Только
систематические, целенаправленные усилия
приносят здесь, как впрочем, и в любой
другой области, позитивные результаты. Очевидно,
к решению вопросов, связанных с последовательным
претворением в жизнь Закона, нужно подходить
с разных сторон. Трудно рассчитывать
на успех, если решать их в каком-либо одном
аспекте, искать однозначную причину затруднений
в осуществлении требований этого нормативного
акта. Последовательное, глубокое и полное
претворение в жизнь всех его норм требует
комплекса мер. Это особенно относится
к тем статьям Закона, которые устанавливают
новые полномочия, новые права депутатов
и соответствующие им обязанности должностных
лиц и государственных органов. Именно
такой подход в наибольшей степени помогает
последовательному применению их на практике
и тем самым еще выше поднимает уровень
работы депутатов. Этого требуют условия
развития нашего общества, интересы совершенствования
демократии, укрепления принципов народовластия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Государственно – правовой статус депутата Россиской Федерации