Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:25, курсовая работа
Вопросы эффективности государственного управления находятся в центре внимания современной науки и практики. Многие ученые видят данную проблему все более актуальной для современной России. И, разумеется, с этим трудно не согласиться;
Введение 1
Глава 1. Современная государственная кадровая политика 2
1.1. Понятие государственной кадровой политики. 2
1.2. Структура и функции, цели и приоритеты ГКП 7
1.3. Методы и источники изучения государственной кадровой политики и механизма ее реализации 9
Глава 2. Государственная кадровая политика как основа эффективного государственного управления 11
2.1. Совершенствование системы государственного управления 18
Заключение 29
Список литературы 32
-
укрепление государственной
-
вовлечение трудовых ресурсов
в государственное управление
и местное самоуправление в
интересах государства,
Государственная кадровая
политика является частью, определенной
сферой социальной политики, через
которую она включается в общий
комплекс внутренней и внешней политики
Российской Федерации. Приоритеты и
цели ГКП определяются в зависимости
от государственного устройства, уровня
развития и состояния общества. Поскольку
и государственное устройство, и
организация российского
Вместе с тем в процессе теоретической и практической деятельности все более отчетливо вырисовываются основные черты ГКП, ее главные цели и приоритетные направления.
В концепции ГКП
предусматриваются следующие
- обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
- эффективное использование интеллектуального потенциала трудовых ресурсов страны;
- создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.
Приоритетными стратегическими направлениями достижения указанных целей следует считать:
- обеспечение высококвалифицированными, компетентными кадрами государственной службы Российской Федерации;
- формирование системы обеспечения рыночной экономики соответствующими кадрами специалистов массовых профессий, предпринимателей, менеджеров, фермеров и др.;
- реформу средней и высшей школы, специального профессионального образования, в том числе послевузовского, с учетом социальных и экономических преобразований, требований современного этапа научно-технического прогресса и организации труда;
- обеспечение рациональной трудовой занятости населения, предотвращение массовой безработицы, особенно среди молодежи, уволенных в запас военнослужащих и специалистов ВПК;
- создание новой нормативно-правовой и информационной базы кадровой работы в целях научного обеспечения государственного регулирования кадровых процессов.
В целом новая
концепция государственной
1.3.
Методы и источники
изучения государственной
кадровой политики и
механизма ее реализации
Успешное изучение указанного предмета как объекта научного исследования и как учебной дисциплины предполагает использование определенных методов, наиболее важными из которых являются:
- признание диалектики общего, особенного и единичного, в соответствии с которой необходимо прежде всего уяснить суть кадровой политики, ее социальную обусловленность, а затем раскрыть механизмы ее реализации в конкретных условиях;
- применение принципов объективности, системности, историзма в описании и объяснении кадровых процессов и отношений;
- творческий подход, предполагающий критическое отношение к стереотипам прошлого, усвоение ценного опыта в работе с кадрами, накопленного в нашей стране и за рубежом, выявление новых тенденций, изучение современных технологий управления персоналом;
- активное использование методологии структурно-функционального и статистического анализа кадровых процессов, эмпирических данных и теоретических выводов социологических исследований.
Среди источников изучения данной дисциплины наибольшую ценность имеют:
- законы и нормативные документы Российского государства, прежде всего Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, регламентирующие кадровую политику и управление персоналом государственной службы;
- нормативные акты субъектов Федерации, относящиеся к кадровой работе;
- документы и материалы политических партий и движений, выступления партийных и политических лидеров.
В изучении проблематики
данной дисциплины необходимо использовать
также научную литературу, учебно-методические
пособия, словари, справочники, публикации
СМИ.
Формирование
благоприятного имиджа государственной
службы зависит от коренного улучшения
всего комплекса управленческой
деятельности и прежде всего от государственной
кадровой политики. Опыт показывает, что
"оторванность чиновника от народа"
имеет реальные основания там, где
население не информируется о
новых кадровых назначениях, трудовом
и жизненном пути, семейном положении
государственных чиновников, мотивах
их служебного выдвижения. Важно также
сделать более открытой деятельность
государственных органов и
Другим главным фактором эффективности государственного управления является организация системы власти и управления, ее функционирование как единого организма, т.е. кадровая политика. Этот фактор играет определяющую роль в любом современном развитом государстве. Независимо от национальных форм государственного устройства и политических режимов эффективность управления обеспечивается, во-первых, реальной целостностью систем государственного управления, единством правил “игры” всех задействованных в них управляющих субъектов; во-вторых, правовой стабильностью и достаточно высокой правовой культурой; наконец, в-третьих, высокой дееспособностью государственной власти на всех уровнях, а также местного самоуправления. Естественно, что в нашем государстве, где до основания разрушены все прошлые системообразующие организационные связи и формы управления, но не завершен процесс становления новой системы, потенциал анализируемого фактора эффективности остается нереализованным. Более того, он проявляется в основном в негативном плане, стимулируя кризис власти и управления. Ученые-эксперты, политики, администраторы едины во мнении о необходимости доведения ныне существующей структуры российской государственной власти до превращения ее в единую систему, в которой бы эффективно взаимодействовали и функционировали органы всех уровней и ветвей власти. На поверхности, как говорится, лежит истина: принцип разделения властей пока не обеспечивает единство государственной власти, а стало быть и управления. Законодательные и исполнительные органы власти действуют не только разрозненно, но находятся, если говорить о федеральном уровне, в состоянии перманентно возникающего конфликта. Механизм сдержек и противовесов функционирует лишь в плане “противовесов”. Сдержки исполнительной власти на всех уровнях не предусмотрены. Ее авторитарность теперь уже очевидна. Не отлажена до конца общая система государственной власти и управления. Она “прерывается” на уровне субъектов Федерации, обладающих, кстати сказать, неодинаковым объемом властных полномочий. Местное же самоуправление — это своеобразный “коктейль” из всех ветвей власти.
Каков
же путь достраивания единой системы?
В правящих кругах единой позиции
по этому вопросу нет. Одни считают
целесообразным решать проблему путем
внесения изменения в Конституцию
и ограничения
Состояние государственного аппарата, качество его деятельности, уровень доверия населения к властям — не менее важный комплекс факторов, непосредственно влияющих на решение проблемы эффективности государственного управления. Понятие “государственный аппарат” в настоящем контексте используется в узком смысле в отличие от широкого, идентичного категории механизма государства. Государственный аппарат — это аппарат государственного управления; совокупность исполнительно-распорядительных управленческих органов. Он часть механизма государства, обеспечивающая вместе с другими государственными органами реализацию его функций управления. Государственный аппарат — рациональная организация, состоящая из государственных служащих, наделенная властными полномочиями и необходимыми средствами (включая материальные) для осуществления в пределах своей компетенции определенных функций и задач. Ему, по определению, присущи признаки рациональной бюрократии (по Веберу), охарактеризованные нами при анализе стилей управления.
Эффективность
государственного управления напрямую
связана с наличием современной
бюрократии (слоя управляющих), обладающей
высоким профессионализмом, стратегическим
инновационным мышлением, признающей
в качестве приоритетного демократический
стиль управляющей деятельности
и руководствующейся
Как
положительный факт, отметим, что, по
данным исследований, проведенных Информационно-
Современная
рациональная бюрократия как фактор
эффективности государственного управления
должна находиться под контролем
первичных органов
Одно
из противоречий, с которым государство
сталкивается при формировании своего
аппарата и обеспечении демократического
характера его деятельности (а
значит эффективности), — это противоречие
между открытостью аппарата, возможностью
доступа в его состав каждого
профессионально
С особой остротой воспринимается нашим населением нравственная проблема привилегий чиновничества. В значительной мере это объясняется идеями эгалитаризма, равенства людей, заложенных в советский период. Здесь требуется постоянное, но настойчивое изменение сознания людей в направлении восприятия привилегий как объективной необходимости государственной службы в любом обществе. В этих целях необходимо: