Гендерный аспект в менеджменте

Автор: 2******@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Один из самых авторитетных социологов англичанин Энтони Гидденс объясняет, что "гендер" - это "не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности". Гендер, по его словам, означает, прежде всего, "социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин".

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….4
I.Теоретическая часть
1.1. Стили руководства..…………….……………………………………………………….6
1.2. Командный стиль управления…………………………………………………..14
II.Практическая часть
2.1. Командный стиль управления в агентстве «Attention»………………………..22
2.2.Авторская новизна…………………….……………………………………………………………31
Заключение…………………………….…………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

белорусский национальный технический университет.docx

— 29.43 Кб (Скачать)

белорусский национальный технический  университет

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

курсовая  работа

по дисциплине «Теоретические основы менеджмента» 

на тему:

«Гендерный аспект в менеджменте» 
 
 
 
 
 
 
 

                Исполнитель: студент гр.108120

                          (подпись) Супранович В. С.

                      Руководитель:      доц. Петров П.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….4

I.Теоретическая часть

    1. Стили руководства..…………….……………………………………………………….6
    2. Командный стиль управления…………………………………………………..14

II.Практическая часть

2.1. Командный стиль управления в агентстве «Attention»………………………..22

2.2.Авторская новизна…………………….……………………………………………………………31 

Заключение…………………………….…………………………………………………………………….33 

Список  использованных источников……………………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуация  в мире

Факты говорят  сами за себя. Сегодня женщины располагают  большим, чем когда-либо, влиянием в  бизнесе и политике. В 1971 году, всего 40 лет назад, женщины Швейцарии  впервые получили право голосовать на выборах. Сегодня в Федеральном  совете Швейцарии женщин больше половины — 4 из 7. В прошлом году на долю женщин приходилось 49% рабочих мест в США  и 50% руководящих должностей. В докладе  Министерства труда США от 2006 года даже отмечалось, что женщины количественно  превосходят мужчин в таких сферах, как управление финансами, HR, образование, здравоохранение, бухгалтерия и  аудит, бюджетная аналитика, имущество, недвижимость, управление общественными  работами. Большинство европейских  стран отстают в этом плане  от США, но в целом налицо огромный прогресс. Вопрос, однако, в том, приспособились ли компании к новому гендерному ландшафту?

1.Что  означает понятие  "гендер"?

Один  из самых авторитетных социологов англичанин Энтони Гидденс объясняет, что "гендер" - это "не физические различия между  мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности". Гендер, по его словам, означает, прежде всего, "социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин".

Алла  Кирилина - крупнейший специалист в  области гендерной лингвистики, описывая историю возникновения  понятия, напоминает, что "английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук - социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс. Перенос был сделан, чтобы "уйти" от термина "sexus" (биологический пол), так как это понятие связывает с природной детерминированностью не только телесные различия мужчин и женщин, но и поло-ролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную "ценность" лиц в зависимости от их пола. Термин гендер был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий".

Эта "лингвистическая  операция" была проделана на рубеже 70-80-х годов ХХ века. В тот момент в поле общественных наук формировалась  новая научная дисциплина - гендерные  исследования. Ее предметом был выбран анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении  мужчин и женщин. Из приведенных  выше цитат очевидно, что это общее  и различное отныне стали связываться  не с физиологическими особенностями  лиц мужского и женского пола, а  со спецификой их воспитания, образования, с распространенными в каждой конкретной культуре представлениями  о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам.

Становление гендерных исследований по большому счету означает "введение женской  проблематики" во все отрасли  общественных наук. Оно происходило  во многом под давлением мощного  женского движения 70-х годов ХХ века, настойчиво добивавшегося общей  переоценки роли женщин в развитии человечества, его культуры и истории. Среди активисток женского движения, в числе сочувствовавших или  выражавших свою солидарность с ним, были и ученые, причем не только женщины. Они-то и бросили вызов традиционным взглядам на назначение женщин, господствовавшим в научном сообществе. Коротко  говоря, суть этого вызова заключается  в требовании учитывать при разработке любой общественной теории тот факт, что составляющие общество люди не бесполы, что они делятся на мужчин и женщин, которые имеют различное  воспитание, различный социальный опыт, а потому по-разному реагируют  на то, что происходит в социуме.

Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило  стремительно. К началу 90-х годов  практически все научно-образовательные  учреждения с солидной репутацией считали  своим долгом как развивать gender study's, так и преподавать специальные  гендерные курсы. Хороший западный специалист в области общественных наук отныне обязан прослушать такой  курс.

2.Содержание гендерных стереотипов

Содержание  гендерных стереотипов составляет несколько групп гендерно маркированных  качеств.

  1. качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
  2. характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
  3. качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.
  4. характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.
  5. характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.
  6. стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать[1].
 
  1. В период кризиса 2008-2009 г.г. многие консультанты стали отмечать, что феминизированные команды, имеющие в своем составе  не менее 40% женщин – руководителей  и специалистов, в условиях изменений  работают успешнее, чем мужские коллективы, насчитывающие более 80% мужчин. Почему это происходит? Какие качества мужчин и женщин определяют их эффективность?
 

    Начнем с  оценки эффективности мужчин. Итак, мужчина эффективнее женщины:

    Мужчина имеет  более логичное и дисциплинированное мышление, нежели женщина 

    Мужчина строит деловые отношения на основе объективных  критериев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина – на основе субъективных критериев (симпатии, интуиции, настроения)

    Мужчина имеет  более высокую стресс-устойчивость, нежели женщина, способен сохранять  самообладание и принимать решения  в напряженных, неопределенных и  опасных ситуациях

    Мужчина имеет  большую эмоциональную и физическую выносливость, нежели женщина, может  более длительное время эффективно работать в условиях интенсивных  нагрузок

Мужчина имеет  значительно больше времени, которое  он может посвятить работе и карьере, нежели женщина, которая распределяет свое жизненное время между семьей¸  материнством и работой 

    Другие факторы  свидетельствуют о более высокой  успешности женщины по сравнению  с мужчиной:

Женщина может  стать эффективнее мужчины в  профессии на линейной позиции, если она в своей работе сможет развить  и использовать сугубо женские качества: интуицию, способность к деловой  политике, женское обаяние 

    В кризисных  условиях для сохранения своего места  работы женщина способна проявить большую  гибкость и уступчивость, нежели мужчина, и пойти на более низкий должностной  статус или снижение заработной платы. В результате, она чаще сохраняет  возможность работы и заработка, мужчина, напротив, чаще остается без  работы и средств к существованию

    Женщина может  стать успешнее мужчины в управлении, на позиции руководителя, если она, наоборот, откажется от женского стиля  в деловом общении, и разовьет у себя сугубо мужские качества: решительность, стресс-устойчивость, объективность, способность к аналитике и  трудоголизм 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

В качестве выводов  есть все основания сформулировать следующие положения.

Чтобы современной  женщине стать успешной в бизнесе  и управлении, ей необходимо обладать яркой, выдающейся жизненной силой, энергией, одаренностью и харизмой. Это требование связано с особенностями  динамично развивающегося, молодого российского бизнеса, проходящего  свою малую историю с начала Перестройки  и до сегодняшнего времени. Это требование связано также с тем, что в  условиях России ведущий лидер, независимо от его половой принадлежности, всегда должен обладать сильным характером и волей.

Подъем энергии  и «вспышка» жизненной силы, как  известно, возникает у любого человека в периоды борьбы и преодолений. Деловой женщине приходится целенаправленно  утверждать свою силу, ежедневно показывая  себе и окружающим, что она имеет  право работать наравне с мужчинами  и лидировать не только в женской, но и мужской команде. Успешная женщина  должна быть сильной, поскольку вынуждена  преодолевать социальные стереотипы и  ожидания, добиваясь успеха в работе и благополучия в личной жизни.

Подъем энергии  у женщины возникает также  в условиях конкуренции с сильным  мужчиной-лидером. В настоящее время  «на тропу бизнес-войны» выходят  «амазонки», молодые бизнес-леди 25-35 лет, имеющие отличное современное  образование, великолепные компетенции, жизненную силу и высокую работоспособность. Побороться с мужчинами для них - интересный мотив в деловой карьере!

Следует отдельно отметить, что взлету конкуренции  женщин с мужчинами способствует не только личный азарт и драйв, возникающие  в конкурентных атаках. Есть еще  один фактор: для женщин в России более характерно стремление к здоровому  образу жизни и ухоженной, европейской  внешности, чем для российских мужчин. Напомним, что бизнес-пословица «После пятидесяти – либо директор, либо пьяница», отражает печальные реалии мужской  деловой жизни в России. Зрелый мужчина, ведущий не очень правильный образ жизни, существенно проигрывает  в работоспособности и выносливости своей зрелой и опытной коллеге-женщине, сохранившей высокий статус личного  здоровья.

Партнерство и  сотрудничество успешной женщины с  лидером-мужчиной – это важнейший  фактор их жизненной силы и энергии. Если перед ними – общая цель, и они находятся «на одной  волне», такое синергетическое объединение  двух сильных и творческих личностей  дает великолепные результаты, и не только в бизнесе, но и в культуре, науке, политике. 

Информация о работе Гендерный аспект в менеджменте