Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:40, реферат
Функциональный алгоритм трудового поведения в основных координатах и параметрах зависит от возможностей конкретного человека, его умения оптимизировать усилия таким образом, чтобы не выходить за рамки своей трудоспособности, технологических требований и условий производства. Функциональный алгоритм трудового поведения – реальное средство организации профессиональной активности работника при трансформации его ресурсов в необходимый результат, естественно, при сохранении им определенного оптимума трудоспособности.
Функциональное трудовое поведение
В.И. ВЕРХОВИН
«ЗАТРАТНО-КОМПЕНСАЦИОННЫЕ
ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Функциональный алгоритм трудового поведения в основных координатах и параметрах зависит от возможностей конкретного человека, его умения оптимизировать усилия таким образом, чтобы не выходить за рамки своей трудоспособности, технологических требований и условий производства. Функциональный алгоритм трудового поведения – реальное средство организации профессиональной активности работника при трансформации его ресурсов в необходимый результат, естественно, при сохранении им определенного оптимума трудоспособности.
Качество получаемого результата есть реальный показатель качества применяемых профессиональных способностей, реальное подтверждение их уровня, что, в конечном итоге, находит выражение в соответствующих экономических и социальных оценках.
Можно выделить, как минимум, два относительно самостоятельных аспекта социального поведения данного типа: предмет достижения и валентность, избирательность ресурсов, средств и методов, с помощью которых обеспечивается достижение результатов. Предмет достижения — важнейший компонент, детерминирующий процесс, величину и способ затрат профессиональных способностей работника. Главным компонентом проблемы, раскрывающим интенсивность и качество этого процесса, является фактор достижения производственного результата. Для конкретного субъекта, выполняющего профессиональные действия, последний может иметь различные смысл, содержание и силу предпочтения.
В контексте интересов и целей производственной организации субъект, выполняющий функционально и технологически целесообразные действия, оценивается с точки зрения оптимума достижения предписанного ему результата. Однако субъективный элемент осмысления цели выражается в весьма широком диапазоне значений и определяется смыслом, который вкладывает субъект в ее объективное содержание.
Функциональная задача, которая задается (нормативно) конкретному носителю профессиональных способностей на рабочем месте, с одной стороны, осмысливается им в контексте своих интересов, потребностей, профессионального опыта, с другой — коррелируется уровнем согласования этих интересов с интересами производственной организации. Валентность достижения личностно значимого результата зависит от диапазона возможностей, представленных в рамках той социальной организации, социокультурной и профессиональной среды, где этот процесс допустим и желателен.
Содержание результата профессиональных действий работника дифференцируется двояким образом: 1) будучи представлено в продуктах, которые есть производное целесообразных профессиональных действий; 2) отражаясь в экономических и социальных эквивалентах этого результата. Если в экономических эквивалентах выражен стоимостной аналог результата, то в социальных — его престижный и аксиологический смысл.
Так,
например, в предметно-
Последние фиксируются в знаках официального признания субъекта труда, статусах, которые предполагают соответствующие атрибуты социальных преимуществ и привилегий. Кроме того, достижение технологически и общественно целесообразных результатов в процессе функционального поведения может иметь для носителя профессиональных способностей некий транзитный смысл (имеющий второстепенное значение), включенный в более глубокий контекст социального поведения, реализуемого за пределами производственного процесса.
В зависимости от таких ориентаций и других факторов формируются разные модели социального и трудового поведения, которым соответствуют определенные методы и средства достижения общественно и личностно значимых результатов. Им также соответствуют различные варианты затрат и компенсаций ресурсов носителей профессиональных способностей. Выделим три группы затратно-компенсационных моделей трудового поведения. Первая группа затратно-компенсационных моделей трудового поведения основана на форсировании профессиональных и личностных ресурсов, опережающем, как правило, возможности их восполнения. Речь идет о том, что полная компенсация затрат предполагается, но в более или менее отдаленном будущем. Независимо от предмета достижения результата здесь имеет место феномен отложенной компенсации затрат.
Последний может: сознательно планироваться, иметь определенную вероятность гарантии, сопровождаться определенной величиной и значением «ожидания успеха» в соответствии с достижением промежуточных результатов. В зависимости от Первая группа затратно-компенсационных моделей трудового поведения основана на форсировании профессиональных и личностных ресурсов, опережающем, как правило, возможности их восполнения. Речь идет о том, что полная компенсация затрат предполагается, но в более или менее отдаленном будущем. Независимо от предмета достижения результата здесь имеет место феномен отложенной компенсации затрат. Последний может: сознательно планироваться, иметь определенную вероятность гарантии, сопровождаться определенной величиной и значением «ожидания успеха» в соответствии с достижением промежуточных результатов. В зависимости от Первая группа затратно-компенсационных моделей трудового поведения основана на форсировании профессиональных и личностных ресурсов, опережающем, как правило, возможности их восполнения. Речь идет о том, что полная компенсация затрат предполагается, но в более или менее отдаленном будущем. Независимо от предмета достижения результата здесь имеет место феномен отложенной компенсации затрат. Последний может: сознательно планироваться, иметь определенную вероятность гарантии, сопровождаться определенной величиной и значением «ожидания успеха» в соответствии с достижением промежуточных результатов.
В зависимости от поведения [4]. Хотя чувство выполненного долга само по себе является высшей формой компенсационных затрат. Вторая группа затратно-компенсационных моделей трудового поведения базируется
преимущественно
на эквивалентном и
Существуют многочисленные примеры социального поведения этого типа. Они преимущественно реализуются при условии договорных отношений между работником и работодателем, регулируются механизмами спроса и предложения. В процессе найма устанавливается приемлемая величина затрат и компенсаций, которая соответствует субъективным критериям социального обмена и социального сравнения работника и работодателя, нормативно-технологическим стандартам рабочего места и критериям рыночной конъюнктуры. Профессиональные способности работника — фактор социально-экономического обмена, который, в зависимости от тех или иных условий и обстоятельств, трансформируется в различные варианты симметричных (или близких к ним) затратно-компенсационных моделей трудового поведения. В их числе: тарифно-нормативные модели, жестко предписывающие, нормирующие меру затрат и компенсаций работника на рабочем месте; рыночно-конъюнктурные модели, определяющие величину баланса затрат и компенсаций профессиональных ресурсов в соответствии с действием рыночных механизмов спроса и предложения; директивно-патерналистские модели, основанные на различных формах внеэкономического принуждения; ценностно-ориентированные модели, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, нормах и императивах социального поведения и т.п.
На оценку баланса затрат и компенсаций профессиональных ресурсов работника воздействуют психологические и групповые факторы. В их основу заложены субъективные и интерсубъективные критерии механизмов социального сравнения и обмена. Последние зависят от уровня притязаний и ожиданий индивидов и социальных групп. Можно сказать, что различным притязаниям соответствуют разные затратно-компенсационные модели поведения. Так, Н.Ф. Наумова выделяет ряд противоречивых тенденций, сложившихся в механизме социального сравнения при оценке диады: вклад
(затраты) — вознаграждение (компенсация) [3, с. 21—23], которые коррелируются с ранее выдвинутыми предположениями о воздействии механизмов социального сравнения на формирование «социальной нормы оплаты труда» [5]. Последняя — своеобразный критерий справедливости вознаграждения — выражается в субъективном и групповом ожидании определенного наработка. Таким образом, экономическая оценка вознаграждения работников находится в сложном равновесии, установившимся между объективными стоимостными ее значениями и уровнем притязаний работников относительно ожидаемой и приемлемой нормы компенсации их затрат. Здесь вполне можно согласиться с выводом В.Г. Подмаркова: «абсолютный размер заработной платы, с точки зрения результатов стимулирования, имеет относительное значение, поскольку он в буквальном смысле слова соотносится с уровнем притязаний работника» [6].
Проблема оптимума социально-экономического обмена в процессе реализации эквивалентных затратно-компенсационных моделей трудового поведения весьма актуальна. Дело в том, что в условиях перехода к рыночным отношениям возрастает влияние прямых экономических механизмов, обеспечивающих включение работника в производственный процесс, и пропорционально уменьшается роль косвенных (принудительных). В связи с этим усиливается роль прямых договорных отношений как между организациями, так и между конкретными лицами. Третья группа затратно-компенсационных моделей трудового поведения реализуется при условии неэквивалентного и несимметричного обмена. Она основана на принципе минимизации профессиональной активности личности. Фактор неэквивалентности — своеобразный стимул, который способствует адаптации работника к изменяющимся условиям социально-экономического обмена, что выражается в выравнивании баланса затрат и компенсаций, понижении нормативно-заданного уровня производительности. При этом способ затрат выбирается субъектом труда и сохраняет свою положительную величину до приемлемого уровня, за которым следует отказ от выполнения производственных заданий, выражающийся в прямых или косвенных формах.
Активной стороной в оптимизации затрат ресурсов в соответствии с ожидаемой и реальной величинами компенсации может быть как работник, так и организация. Существуют и действуют многообразные модели затратно-компенсационных форм поведения, активным элементом которых являются различные субъекты: отдельные работники, профессиональные группы, организации. В связи с этим можно рассматривать индивидуальные (личностные) факторы минимизации затрат (отсутствие компетенции, повышенные притязания, рассогласование профессиональных установок и интересов и т.п.); групповые (круговая порука, профессиональная и групповая солидарность и т.п.); коллективные (ограниченность ресурсов, низкая производительность, рентабельность и т.п.).
Благодаря относительной автономности интересов субъектов, реализующих эти
'модели
поведения и действующих в
различных условиях и
противоречия, которые можно анализировать на индивидуальном, групповом и
коллективном уровнях. С нашей точки зрения, если и существует норма соответствия
затрат и компенсаций профессиональных ресурсов, то она проявляется как некая
тенденция. В реальных условиях она может измениться, принимая отрицательные или
положительные значения, т.е. колебаться в достаточно широком диапазоне. Это, в
частности, подтверждается тем фактом, что директивно устанавливаемые нормы
затрат и компенсаций, являющиеся основанием согласования индивидуальных, груп-
повых, коллективных и общественных интересов, не всегда служат критерием такого
согласия
для различных субъектов
(согласие),
с одной стороны, коррелируется
сложившимися стандартами
а с другой — фактической величиной производительности труда в разных отраслях,
организациях и профессиональных группах. И если теперь стандарты уровня жизни (по
крайней мере, в потенции) имеют естественную тенденцию к росту и эта тенденция в
целом соответствует интересам всех категорий, то величина повышения уровня
затрат (рост производительности) субъективно не отражает интересы всех социальных
групп. Это объясняется целым рядом факторов:
— абсолютизацией социальных притязаний большинства социальных групп,
ориентирующихся на стандарты качества жизни престижных слоев;
— господством уравнительных принципов, соответствующих идеологическим клише
социальной справедливости;
— естественной и скрыто: господствующей тенденцией минимизации затрат при