Функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями

Содержание

Введение 3
Основные функции менеджмента. 5
Функция планирования. 5
Функция организации. 7
Функция регулирования. 8
Функция мотивации. 8
Функция контроля. 9
Заключение. 12
Список использованной литературы: 13

Работа содержит 1 файл

Функции управления.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

     Как видно, в независимости от типов  и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом  организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться  в процессе выполнения функций организации:

  1. определение и детализации целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
  2. определение видов деятельности по достижении этих целей;
  3. поручение различных задач индивидуумам и объединение  их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  4. координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установлении рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать,  сроки выполнения работ и кто им руководит;
  5. единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей  организации;
  6. размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

     Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный  период времени при минимальных  затратах производственных ресурсов.

     Примером реализации функции организации является определение функционала каждого подразделения, построение моделей взаимодействия между подразделениями (линейная, функциональная, дивизионная), разработка бизнес-процессов ...

     Функция регулирования.

     Регулирование – это коррекция деятельности организации, изменение ее состояния путем принятия необходимых поправок к управляющим воздействиям руководителей всех уровней. [1]

     Содержание  регулирования как функции менеджмента  состоит в перераспределении  материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом  производственного процесса.

     Регулирование предполагает процесс выработки  корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

     Задача  регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

     В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа  выработки регулирующего воздействия  различают два вида регулирования:

     • реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

     • упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

     Функция регулирования в процессе управления производством выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом. [5]

     Примером функции регулирования является наличие на каждом предприятие экономиста, который оценивает выполнение плановых показателей и в случае необходимости собирает и передает информацию для принятия управленческих решений выше стоящему руководству.

Функция мотивации.

     Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации.

     Исполнитель является не только важным ресурсом организации. Он имеет, в отличие от материальных факторов производства, свои цели, ценности, представления, ожидания, потребности. На поведение исполнителя, в том  числе и его отношение к  конкретной  деятельности, выполнению определенного задания, влияют также  условия деятельности и ее содержание, взаимоотношения с коллегами, ситуация в организации и обществе в  целом.

     Мотивация имеет существенное отличие от других функций управления. Такие функции, как планирование, организация, регулирование, координация, контроль и анализ осуществляются в основном менеджментом организации. Исполнительский персонал, как правило, играет при выполнении этих функций пассивную роль.

     В реализации же мотивации как функции  управления исполнительский персонал организации играет самую активную роль. Цели, ценности, установки, потребности  этого персонала - не только предмет  анализа теорий мотивации, но и непосредственные движущие силы деятельности по достижению целей организации. [3]

     Различные теории психологического и организационно - экономического направления можно разделить на две группы:

  1. содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это теории А. Маслоу, Мак- Клеланда, Ф. Герцберга и др.);
  2. процессуальные теории мотивации - более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера). [6]

     Для успешной мотивации сотрудников  руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого  выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации  и производительности труда. При  этом каждый человек должен рассматриваться  не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая  к себе бережного отношения и  индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать  интересам и способностям работника. [5]

     Примером функции мотивации является наличие в каждой организации системы (материальной и нематериальной) стимулирования труда. К элементам материального стимулирования можно отнести уровень заработной платы, положение о премировании, доплаты за выслугу лет и прочее. К элементам нематериального стимулирования можно отнести дополнительное медицинское страхование, предоставление баз отдыха, путёвок для детей в различные детские оздоровительные учреждения и тд.

Функция контроля.

     Контроль  как основная функция менеджмента  объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

     Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

     Контроль  способствует укреплению дисциплины и  соблюдению законности. Благодаря ему обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.

     Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

     Контроль  входит в обязанности руководителя любого ранга.

     Объектами контроля выступают предприятия, организации.

     Предметами  контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы. Контролируют производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств, осуществляют технический и технологический контроль, контроль качества продукции и т.д.

     Субъектами  контроля могут выступать менеджеры  фирмы, отделы технического контроля, государственные органы.

     Главные инструменты выполнения функции  контроля — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных контрольно-измерительных приборов. [6]

     Различают следующие виды контроля:

  1. Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

     В процессе предварительного контроля можно  выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет разновидности: диагностический  и терапевтический.

     Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие  сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.

     Терапевтический контроль позволяет не только выявить  отклонения от нормативов, но и принять  исправительные меры.

     2. Текущий контроль. Он осуществляется  в ходе проведения работ. Чаще всего его объект - сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

     Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.

     3. Заключительный контроль. Цель такого  контроля - помочь предотвратить  ошибки в будущем. В рамках  заключительного контроля обратная  связь используется после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе ее выполнения). [5]

     Контроль  — это критически важная функция  управления, так как только она  обеспечивает обратную связь в системе управления. Остальные функции (планирование, организация, мотивация являются прямой связь) обеспечивают с объектом управления. Контроль можно считать элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Дугами словами, система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планам и реальными показателями деятельности организации. [6]

     Примером функции контроля является наличие в каждой организации должности бухгалтера, в обязанности которого входят ведение учета хозяйственной деятельности предприятия и формирование отчетов по результатам деятельности (отчет о прибылях и убытке, отчет об изменение капитала, отчет о движении денежных средств и тд.).

 

Заключение.

     В данной работе были рассмотрены основные функции управления — планирование, организация, регулирование, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.

     Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

     Основные  функции обладают самостоятельностью и следуют одна за другой пока каждая конкретная не выполнится.

 

     

Список  использованной литературы:

 
     
  1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. — СПб: Издательство «Союз», 2002. — 463 с. — (Серия «Высшая школа»);
  2. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»);
  3. Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Лапкина. Таганрог: ТРТУ, 2006— 493 с.;
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1997 — 492 с.;
  5. Михалева Е.П. Менеджмент: Конспект лекций: Учеб. пособие. Тула: ТулГУ, 2009 — 124 с.;
  6. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Теория управления: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 128 с.

Информация о работе Функции управления