Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:41, реферат
Функция управления - это обособившийся вид управленческой деятельности.
Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.
Наиболее распространенная классификация выделяет следующие группы функций:
Функция
управления - это обособившийся
вид управленческой
деятельности.
Исследование функций управления имеет
большое практическое значение, поскольку
они в значительной мере определяют структуру
органов управления.
Наиболее распространенная
классификация выделяет
следующие группы функций:
1. Общие функции управления являются
обязательными для успешной работы любой
организации. Сюда входят: планирование,
организация, мотивация и контроль. Эти
функции были выделены французским практиком
и ученым Анри Файолем в его работе "Общее
и промышленное управление" в 1916 г.,
которая была результатом процесса исследования
факторов, оказывающих мотивирующее и
демотивирующее воздействие на поведение
человека.
Последовательность выполнения данных
функций обеспечивает управление любым
объектом (национальной экономикой, отраслью,
предприятием).
Функция планирования имеет особое
значение и включает в себя следующие
процессы:
2.
Конкретные функции
(специфические) определяются объектом
управления.
К функциям современного
предприятия относятся следующие:
Процесс
реализации функции отвечает на вопрос:
какова логическая последовательность
действий, чтобы функция осуществлялась
без перебоя.
Структура функции отвечает на вопрос:
как или каким образом связаны между собой
все действия.
Как правило, на предприятии функцию планирования
осуществляет не одно подразделение, а
несколько.
И ведущую роль играет отдел (служба)
планирования. При этом не следует умалять
вклада финансового
отдела, бухгалтерии, отдела
снабжения, сбыта,маркетинга и
т. д.
На основе содержания, процесса и структуры
функции проводится анализ, результаты
которого служат основой для развития
той или иной функции.
Кроме того, данная деятельность позволяет
выделить новые функции или, наоборот,
изъять функции за ненадобностью.
Процесс управления хозяйственной деятельностью
заключается в выполнении общих и специфических
функций. В практике управления между
органами управления функции распределяются
неравномерно: порой они распыляются или
дублируются.
Планирование - это
определение системы целей
В общем, в процессе планирования можно выделить:
Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.
Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее № млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.
Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).
Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:
Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.
По широте охвата:
По функции:
По подфункции (например, для маркетинга):
По временному периоду:
По степени детализации планов:
По обязательности выполнения:
План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.
Различают три основные
формы организации
Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.
Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.
Планирование "цели
вниз - планы вверх" соединяет
достоинства и устраняет
Планирование базируется
на данных прошлых периодов деятельности,
но целью планирования является деятельность
предприятия в перспективе и
контроль за этим процессом. Поэтому
надежность планирования зависит от
точности и правильности информации, которую
получают менеджеры. Качество планирования
в большей степени зависит от интеллектуального
уровня компетенции менеджеров и точности
прогнозов относительно дальнейшего развития
ситуации.
Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
В условиях рыночной
экономики устойчивость и успех
любого хозяйствующего субъекта может
обеспечить только эффективное планирование
его экономической
Сущность планирования
в условиях рыночной экономики заключается
в научном обосновании на предприятиях
предстоящих экономических