Функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент – это наука об управлении организацией. Это самостоятельная область знаний, которую правильно было бы назвать управленческая мысль.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.55 Кб (Скачать)

     Подходы к отклонениям:

  • решения, обусловленные технологией и планом работ – возврату на плановую траекторию развития. Для этого понадобятся дополнительные ресурсы – материальные, кадровые, финансовые. Иногда такие ресурсы создают согласно плану, заранее предвидя возможность осложнений. Но приходится мириться с тем, что в благоприятной обстановке такие ресурсы будут "простаивать".
  • решения при появлении нештатных ситуаций (аварии, конфликты) – изменение плана. Намеченные рубежи заменяются на другие, реально достижимые в создавшейся обстановке. Возможность такого подхода зависит от того, насколько для предприятия важен план - является ли он "законом" или же только "руководством к действию", задающим желательное направление движения.

     Современным этапом последней функции является контроллинг. Контроллинг (control – руководство, регулирование, управление, контроль) – новая концепция управления, порожденная практикой современного управления предприятием. Согласно Файолю, "одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе (предприятии, фирме, банке, органе государственного управления и др.)". Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки" (в том числе компьютерной) основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений".

 

     

2. Функции руководителя по А. Файолю, Г. Десслеру, Ленину

     Принципы  управления относятся к числу  важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные  идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно  из законов и закономерностей  управления.

     Принципы  управления определяют способ деятельности, взаимодействия и выступают как  правила, нормы управленческой деятельности. Они отображают те отношения, соответственно которым должна создаваться, функционировать  и развиваться система управления организацией, предприятием.

     Принципы  управления были сформулированы на основе наблюдений, поэтому они являются обобщением практического позитивного  управленческого опыта и основываются на конкретных законах и закономерностях  общественного развития. Их использование  в управленческой деятельности дает своеродный эффект «проложенной лыжни», когда известно, что нужно делать для того, чтобы избежать неудач. Поэтому знание и учет принципов  управления в современном менеджменте  является важным условием его эффективности.

     Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

     Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением  производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организации в целом.

     Представители классической школы в управлении старались взглянуть на организации  с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. И  целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Данная цель исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Определяя  основные функции бизнеса, теоретики-классики были уверены в том, что могут  определить лучший способ разделения организации на подразделения или  рабочие группы. Такими функциями  традиционно считались финансы, маркетинг и производство. Главный  вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, таких как планирование и организация.

     Анри  Файоль (1841-1925) был по образованию  горным инженером. Будучи французом  по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала  в должности инженера, а затем - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства. К  моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой  войны.

     Находясь  в отставке, Файоль создал и возглавил  Центр административных исследований, который занимался выполнением  заказов по проведению исследований в различных сферах экономической  деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

     Файоль  считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях  он исходил не из американского, а  из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в  достижении целей организации.

     Основным  трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в  СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

     В основе концепции Файоля лежало положение  о том, что во всяком предприятии  имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам  труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей  в процессе труда. Эти отношения  и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил  область своих изысканий.

     Файоль  старался обосновать необходимость  и возможность создания особой науки  управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

     Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его  успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно организовывал  и осуществлял свою работу. Более  того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В некотором  смысле Файоль имел аналогичный с  Тейлором подход: он стремился найти  правила рациональной деятельности. Особенность учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал.

     Первым  шагом в направлении разработки эффективной системы управления было выделение основных управленческих функций и установление взаимосвязей между ними, что дало возможность  рассматривать управления как беспрерывный процесс.

     Все функции или операции, которые  только встречаются в организации, А. Файоль разделил на шесть следующих  взаимосвязанных групп функций или видов деятельности :

     1. Технические функции (производство  товаров и услуг).

     2. Коммерческие функции (покупка  и продажа товаров и услуг).

     3. Финансовые функции (привлечение  средств и распоряжение ими).

     4. Страховые функции (страхование  и охрана имущества и лиц).

     5. Учетные функции (бухгалтерия,  статистика).

     6. Административные функции (предвидение,  организация, распорядительство,  координирование и контроль).

     Руководство перечисленными операциями Файоль называл  общим управлением. Однако далеко не все шесть групп функций стали  предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается  в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции  служит лишь образование социального  порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами  и машинами, административная функция  воздействует на персонал».

     Административные  функции – это особые функции, которые связаны с управлением организацией.

     Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия  административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

     В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

     Большинство более поздних исследователей согласны с А. Файолем, что руководитель выполняет  пять основных функций, но их перечень отличается от функций по Файолю. Например, Гари Десслер приводит такой

подбор  функций:

      1. Планирование – постановка  целей и стандартов, разработка

 правил  и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование  некоторых возможностей в будущем;

      2. Организация – постановка определенных  задач перед каждым подчиненным,  разделение на отделы, делегирование  части полномочий подчиненным,  разработка каналов управления  и передачи информации, координация  работы подчиненных;

      3. Управление персоналом – решение  вопроса об определении стандарта для кандидатов , подбор работников, их отбор, установка стандартов работы, компенсации работникам, оценка выполнения работ, консультирование работников, обучение и развитие работников;

      4. Руководство – решение вопроса,  как заставить работников выполнить  работу, оказание моральной поддержки,  мотивация подчиненных;

      5. Контроль – установление таких  стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности; проверка соответствия выполнения работ этим стандартам; их корректировка при необходимости.

     Основными принципами стиля работы В.И. Ленина были научный подход к делу, конкретность, пунктуальность, деловитость (единство слова и дела), целеустремлённость, исключительная работоспособность.

     Высшим  принципом партийного и государственного руководства Ленин считал коллективность руководства и последовательно  придерживался этого принципа в  своей деятельности. При всём своём  величайшем авторитете, при всей широте полномочий он никогда не принимал единоличных решений по вопросам, входящим в компетенцию органов коллективного руководства. Подчёркивая роль Центрального Комитета партии в то время как органа коллективного руководства партией и страной, он считал, что только коллективные решения ЦК, принятые в Оргбюро, Политбюро или Пленумом ЦК, должны проводиться в жизнь секретарём ЦК «иначе работа ЦК не может идти правильно».

     Ленин резко выступал против мнения, будто  все вопросы в ЦК решает он один. «Вы ошибаетесь, повторяя (неоднократно), что Цека – это я... – писал  он дипломатическому работнику А.А. Иоффе в 1921 г., – по вопросам организационным  и персональным несть числа случаям, когда я бывал в меньшинстве. Вы сами видели примеры тому много  раз, когда были членом ЦК». Владимир Ильич никогда не действовал только силой своего авторитета, он стремился  убедить других в своей правоте.

     Указывая  на необходимость коллективного  руководства, коллективной выработки  важнейших решений, Ленин в то же время придавал большое значение персональной ответственности каждого  работника за порученное ему дело. «Основной принцип управления – определённое лицо целиком отвечает за ведение определённой работы», – писал он.

     Настоящей школой государственного руководства  были заседания Совета Народных Комиссаров. Они проходили под председательством  Ленина. От выступавших Владимир Ильич  требовал максимальной деловитости; он не терпел общих рассуждений без  фактических данных и конкретных предложений. Несмотря на строгость  и порядок, которые он поддерживал  на заседаниях, на них не чувствовалось  никакой натянутости, а царила свободная, товарищеская обстановка. Это была в полном смысле слова коллективная работа. Нередко на заседаниях Совнаркома слышался дружный смех, Владимир Ильич  обладал большим чувством юмора. Но сейчас же после бурного смеха  вновь наступала та же серьёзная  обстановка, продолжалась работа.

Информация о работе Функции управления