Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа
Менеджмент – это наука об управлении организацией. Это самостоятельная область знаний, которую правильно было бы назвать управленческая мысль.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
Подходы к отклонениям:
Современным этапом последней функции является контроллинг. Контроллинг (control – руководство, регулирование, управление, контроль) – новая концепция управления, порожденная практикой современного управления предприятием. Согласно Файолю, "одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе (предприятии, фирме, банке, органе государственного управления и др.)". Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки" (в том числе компьютерной) основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений".
2. Функции руководителя по А. Файолю, Г. Десслеру, Ленину
Принципы
управления относятся к числу
важнейших категорий
Принципы
управления определяют способ деятельности,
взаимодействия и выступают как
правила, нормы управленческой деятельности.
Они отображают те отношения, соответственно
которым должна создаваться, функционировать
и развиваться система
Принципы
управления были сформулированы на основе
наблюдений, поэтому они являются
обобщением практического позитивного
управленческого опыта и
Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организации в целом.
Представители
классической школы в управлении
старались взглянуть на организации
с точки зрения широкой перспективы,
пытаясь определить общие характеристики
и закономерности организации. И
целью классической школы было создание
универсальных принципов
Анри
Файоль (1841-1925) был по образованию
горным инженером. Будучи французом
по происхождению, он всю жизнь проработал
во французском горно-
Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.
Файоль
считается родоначальником
Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.
В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.
Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.
Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В некотором смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал.
Первым шагом в направлении разработки эффективной системы управления было выделение основных управленческих функций и установление взаимосвязей между ними, что дало возможность рассматривать управления как беспрерывный процесс.
Все функции или операции, которые только встречаются в организации, А. Файоль разделил на шесть следующих взаимосвязанных групп функций или видов деятельности :
1.
Технические функции (
2. Коммерческие функции (покупка и продажа товаров и услуг).
3.
Финансовые функции (
4.
Страховые функции (
5. Учетные функции (бухгалтерия, статистика).
6.
Административные функции (
Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп функций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».
Административные функции – это особые функции, которые связаны с управлением организацией.
Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.
В
значительной степени успех управления
зависит, по Файолю, от опыта руководителя,
его способностей и таланта. Файоль
считал, что процесс управления не
поддается строгой
Большинство более поздних исследователей согласны с А. Файолем, что руководитель выполняет пять основных функций, но их перечень отличается от функций по Файолю. Например, Гари Десслер приводит такой
подбор функций:
1. Планирование – постановка целей и стандартов, разработка
правил
и последовательности действий,
разработка планов и
2. Организация – постановка
3. Управление персоналом –
4. Руководство – решение вопроса,
5. Контроль – установление таких стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности; проверка соответствия выполнения работ этим стандартам; их корректировка при необходимости.
Основными принципами стиля работы В.И. Ленина были научный подход к делу, конкретность, пунктуальность, деловитость (единство слова и дела), целеустремлённость, исключительная работоспособность.
Высшим принципом партийного и государственного руководства Ленин считал коллективность руководства и последовательно придерживался этого принципа в своей деятельности. При всём своём величайшем авторитете, при всей широте полномочий он никогда не принимал единоличных решений по вопросам, входящим в компетенцию органов коллективного руководства. Подчёркивая роль Центрального Комитета партии в то время как органа коллективного руководства партией и страной, он считал, что только коллективные решения ЦК, принятые в Оргбюро, Политбюро или Пленумом ЦК, должны проводиться в жизнь секретарём ЦК «иначе работа ЦК не может идти правильно».
Ленин резко выступал против мнения, будто все вопросы в ЦК решает он один. «Вы ошибаетесь, повторяя (неоднократно), что Цека – это я... – писал он дипломатическому работнику А.А. Иоффе в 1921 г., – по вопросам организационным и персональным несть числа случаям, когда я бывал в меньшинстве. Вы сами видели примеры тому много раз, когда были членом ЦК». Владимир Ильич никогда не действовал только силой своего авторитета, он стремился убедить других в своей правоте.
Указывая на необходимость коллективного руководства, коллективной выработки важнейших решений, Ленин в то же время придавал большое значение персональной ответственности каждого работника за порученное ему дело. «Основной принцип управления – определённое лицо целиком отвечает за ведение определённой работы», – писал он.
Настоящей
школой государственного руководства
были заседания Совета Народных Комиссаров.
Они проходили под