Функции управления, принятие решений в процессе организации управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть функцию решения как процесс, требующий детального изучения, и как совокупность управленческих решений через призму основных функций управления, осуществляемых руководителем организации.

Содержание

Введение………………………………..……………....………... 2 стр.
1. Функции управленческой деятельности………..............…3 стр.
1.1. Функция планирования…………….…………………..……….4 стр.
1.2. Функция организации……………….……………………….….5 стр.
1.3. Мотивация………………..…………….…………………………5 стр.
1.4. Функция контроля…………………….………………………...6 стр.
2. Система управления производством.…………………......7 стр.
3. Принятие решений в управлении……………………….....8 стр.
3.1. Проблемы………….………………………….…………..……….9 стр.
3.2. Разработка, оценка и выбор альтернативы…………..……..11 стр.
3.3. Организация, анализ и контроль выполнения решения…..13 стр.
Заключение…………………………………………………...…15 стр.
Список используемой литературы…………………….…….16 стр.

Работа содержит 1 файл

КР Менеджмент принятие решений.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

2. Система управления  производством

      Система управления производством представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.

      Управление — это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.

Субъектом управления в организации является администрация предприятия, объектом  -  процесс производства, персонал предприятия и т.д.

   Имеет смысл уделить внимание такому виду управленческой деятельности как стратегическое планирование или управление, поскольку именно данная деятельность содержит основные направления развития предприятия, этапы деятельности по руководству предприятием, в том числе решение вопросов маркетинга, финансовых и производственных вопросов.

   Важнейшие вопросы маркетинга, финансовой деятельности и производства в стратегическом управлении решаются на этапе обследования сильных и слабых сторон организации.

   Решая вопросы маркетинга, изучается влияние  внешней среды (конъюнктуры рынка: рыночных цен, потребителей, конкурентов, посредников, и др.) на предприятие, выявляются недостатки в управлении организацией, определяются резервы повышения эффективности деятельности.

   Решая производственный вопрос, особое внимание уделяется задаче повышения конкурентоспособности  продукции (повышению качества,   расширению потребительских  свойств товаров, освоению новых технологий производства).

   Управление  финансами направлено на достижение устойчивого финансового положения  предприятия, т.е. его платежеспособности.  Финансовый менеджмент позволяет обеспечить потребности воспроизводства ресурсов (человеческих, материальных и др.) предприятия, осуществлять их перераспределение для выравнивания экономического и социального уровня организации. 
 

3. Принятие решений  в управлении

      Принятие  решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему. 

      3.1 Проблемы. Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

• признание  проблемы;

• формулирование проблемы;

• определение  критериев успешного решения  проблемы.

      Каждое  новое решение в управлении возникает  на основе ранее сделанного решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджерами не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и уровнем их достижения. Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов: способности системы управления делать это в режиме саморегулирования, опытности и индивидуальных характеристик менеджера.

      Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится.

      Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе — это интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация проблемы — это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий — проявляются сами и требуют вмешательства менеджера.

      Определение проблемы предполагает получение ответа на следующие вопросы: 1) что действительно происходит в организации? 2) каковы причины происходящего? 3) что за всем этим стоит?

В обязанности  менеджера определить:

-   последствия проблемы (капиталоемкость,  эффективность, и т.п) 

- воздействие  на организацию (что произойдет  в результате решения проблемы);

- срочность проблемы и ограничения по времени;

- степень  использования способностей и  времени руководителя;

-  внимание  к проблеме (мотивированность и  наличие способностей у участников);

-     жизненный цикл проблемы (может  ли проблема решиться сама  собой или в ходе решения других проблем).

     Изучение  этих факторов позволяет менеджеру  определить порядок решения проблем, проанализировав их от наиболее важных до наименее важных. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:

- проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение определенного срока);

- проблема  поддерживается ресурсами, необходимыми  для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства, материалы, люди);

  • решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя  отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией  позволяет фирме улучшить конкурентные позиции, получить большую прибыль и увеличить доходы своих работников).

      По  мнению многих специалистов, данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим». Первый тип критерия должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива.

      В случае критерия «мы хотим» рассматриваются  те цели, которые желательны, но по отношению  к которым необязательно должны разрабатываться какие-либо альтернативы. Критерий «мы хотим» заставляет менеджера  думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных. Это способствует развитию творчества путем расширения границ для внесения новых альтернатив. В целом определение данных критериев на ранних этапах процесса принятия решения вынуждает менеджера думать о том, каким будет лучшее решение. 

      3.2. Разработка, оценка и выбор альтернативы

      Стадия  выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта и стандартны.

      Однако  нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: так называемая «мозговая атака»; выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно-следственная диаграмма; карта мнений.

      Важно понять, что творческая обстановка при поиске альтернатив создается самим руководителем. Он делает людей творцами нового. Секрет творческой среды — в умелом управлении.

      Приводимые  ниже шесть шагов могут сделать  поиск альтернатив более творческим:

  • мотивация на поиск;

  • предоставление большего количества информации, позволяющей всесторонне и глубже познать проблему;

  • свободное обсуждение и допущение  любых идей по решению проблемы;

  • создание условий для озарения;

  • опробование идеи другими людьми на предмет ее соответствия установленным критериям.

      Все предложенные альтернативы на следующем  этапе должны быть сравнены друг с  другом или оценены для последующего выбора лучшей из них.

      Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители. Последние в основном порождаются отношениями между различными силами, участвующими в решении проблемы (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т.п.).

      Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ.

      Привлечение прошлого опыта является, пожалуй, наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные менеджеры не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения о том, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений.

      Опыт в решении проблем и принятии решений развивает умение и навыки в суждении и интуиции. Вместе с тем многие считают, что расчет на прошлый опыт для планирования будущего может быть очень опасным. Это происходит вследствие недостаточного учета и анализа причин прошлых ошибок и неудач. Опыт становится полезным и мощным инструментом в принятии решений, если имеет место его тщательный анализ, а не слепое следование ему, и если в ходе этого анализа выявляются основательные  причины успеха или неудач. В этой связи большой интерес для менеджера представляет изучение опыта успешных компаний, равно как и компаний, потерпевших неудачу.

      Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив и они апробируются на практике с целью определения того, что же может произойти. Эксперимент широко используется в науке. Существует достаточно веское мнение о необходимости широкого использования данного метода в управлении и, в частности, при принятии решений. Считается, что это чуть ли не единственный путь для менеджера добиться уверенности, что принимаемое решение правильно. Однако следует принять во внимание дороговизну техники экспериментирования. Возможно, это самый дорогостоящий метод. Также сложностью использования эксперимента является и то, что даже после его завершения у менеджера все еще могут оставаться сомнения в правильности выбора, так как возможная будущая ситуация не обязательно будет копировать ситуацию настоящую. Вместе с тем существуют решения, которые просто не могут быть приняты без проведения по ним подтверждающего правильность выбора эксперимента. Так, например, решение о серийном выпуске того же холодильника не может быть принято без производства и испытания одной или нескольких его моделей. Эксперимент также широко используется в маркетинговых решениях. Организационные решения часто проверяются в подразделениях, прежде чем их распространяют на всю компанию. Кадровое решение может быть проверено в ходе ротации или стажировки на новой должности.

      Считается, что наиболее общим и, возможно, наиболее эффективным методом отбора альтернатив является проведение исследований и анализа. Этот метод предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее важными ее переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям. В целом это «кабинетный» подход к принятию решения. 

      3.3. Организация, анализ и контроль выполнения решения

      Завершающая стадияэто выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.

      Выполнение  решения — это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение.

      Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.

Информация о работе Функции управления, принятие решений в процессе организации управления