Функции иннновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:14, реферат

Описание работы

В современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании. Под инновационным менеджментом понимается система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы инновационного менеджмента 5
1.1 Понятие и функции инновационного менеджмента 5
1.2 Современные приемы инновационного менеджмента 11
1.3 Использование инновационного менеджмента в деятельности предприятия 18
2. Анализ и применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности компании 24
2.1 Особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях 24
2.2 Применение успешных подходов инновационного менеджмента для развития компании 35
2.3 Инновационный менеджмент в деятельности ООО “Пиццерия “Фенстер” 39
Заключение 44
Список использованной литературы 47

Работа содержит 1 файл

Функции инновационного менеджмента.doc

— 381.21 Кб (Скачать)

     Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

     1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

     2) внедрение продукции с новыми свойствами;

     3) использование нового сырья;

     4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

     5) появление новых рынков сбыта.

     В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

     Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

     Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

     Инновация не может являться инновацией, если она не коммерциализирована.

     Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

     Научно-технические инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

     Распространение инновации -- это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

     Диффузия инновации -- это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведения.

     Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

     Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

     В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

     Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

     Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Внедрение нововведений -- это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

     1.2 Современные приемы инновационного менеджмента

 

     Прием инновационного менеджмента -- это способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.

     Движение инновации всегда связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке.

     Таким образом, общим содержанием всех приемов инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации с другой.

     Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Эти направления определяются структурой инновационного процесса.

     Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы.

  • приемы, воздействующие только на производство инновации;
  • приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации;
  • приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.

     Рассмотрим, какие же приемы инновационного менеджмента существуют и используются.

     Приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенч-маркинг, способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

     Вторая группа приемов инновационного менеджмента охватывает такие приемы, как инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию.

     В состав третьей группы входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер. Главная цель всех приемов этой группы -- это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

     В работе целесообразно рассмотреть некоторые из приемов инновационного менеджмента.

     1. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций.

     Выживание организаций в современных условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо нового в организации.

     Решение подобного рода задач в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering -- изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.

     Инжиниринг инноваций -- это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.

     Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:

  • инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материального носителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и т.п.);
  • инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;
  • инжиниринг инноваций в отличие, например, от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями».

     Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода, чьи различия рассмотрим ниже:

  • усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%);
  • реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).

     В целом инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности.

     Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга.

     Американский ученый М. Хамлер, вводя в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение: «Реинжиниринг -- это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».

     Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распространение.

     В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Исходя из этого, различают:

  • кризисный реинжиниринг;
  • реинжиниринг развития.

     Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продаж инновации в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа его продавца.

     Такое положение является свидетельством тенденции к снижению конкурентоспособности товара на рынке, а возможно, и к банкротству продавца. Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса.

     Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации

     2. Бенч-маркинг

     Бенч-маркинг представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.

     В целом бенч-маркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно же к инновациям бенч-маркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

     При применении бенч-маркинга важное значение имеет преодоление «психологической закомплексованности» руководителей и специалистов, а именно:

  • самоуспокоенности руководителя достигнутыми результатами;
  • нежелания рисковать денежными средствами, т.е. нежелания тратить деньги на покупку информации, оплачивать консультации аналитиков и экспертов, экономию всех видов ресурсов и денежных затрат на маркетинговых исследованиях и т.п.;
  • страха, что сделать лучше, чем конкурент, очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в т.ч. денег.

     Отметим, что бенч-маркинг бывает двух видов, которые изучают и соответственно сравнивают разные показатели:

     1) Общий бенч-маркинг. При проведении данного вида бенч-маркинга необходимо сравнить показатели производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества производителей аналогичного продукта.

     Такое сравнение позволит наметить четкие направления инновационной деятельности. Для сравнения характеристик своей продукции и продукции конкурентов возможно использовать различные параметры, которые зависят от конкретного вида продукта.

     2) Функциональный бенч-маркинг. В этом случае необходимо сравнить параметры работы отдельных функций продавца (операций, процессов, приемов работ и т.п.) с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий (продавцов), работающих в похожих условиях.

     3. Брэнд-стратегия.

     Прежде чем перейти к рассмотрению брэнд-стратегии, выясним, что же такое брэнд.

     Брэнд инновации определяют как систему характерных свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее производителя или продавца.

     Брэнд содержит материальные и нематериальные характеристики, которые в совокупности составляют товар и создают у покупателя наиболее полный образ инновации.

Информация о работе Функции иннновационного менеджмента