Функции и методы иновационного менеджмента

Автор: l*****@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение современных методов и рычагов организации нововведений в менеджменте, а так же обозначение предполагаемых мер для ее улучшения.
Таким образом, задачами работы являются:
1.Описание понятия инновационной деятельности, ее целей, задач и стадий развития и функционирования;
2.Изучение общих и конкретных основ методологии в менеджменте;
3.Обозначение подсистем методов исследования;
4.Определение роли инновационного менеджмента в современных условиях.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инновационного менеджмента 5
2. Методологическая основа менеджмента 7
3.Особенности функций и методов инновационного менеджмента 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная по менеджменту.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

   - социология, которая изучает общество  как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения  между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие  личности и общества; закономерности  социального поведения людей;  групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты,  бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

   - социальная психология – отрасль  психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной  организации; взаимоотношений людей  в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического  климата в коллективе; возникновения  и развития коллективных и  личностных установок, мотивов,  побуждений; возникновения и разрешения  межличностных конфликтов; лидерства  и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической  адаптации людей в стрессовых  ситуациях и т.д.;

   - антропология, которая исследует:  происхождение и эволюцию человека  как особого социобиологического  вида; образование человеческих  рас; нормальные вариации физического  строения человека внутри этих  рас, в том числе в связи  с особенностями окружающей людей  среды; этнические особенности,  сравнительные ценности, нормы и  др.,

   - юридическая наука, например, хозяйственное  и финансовое право;

   - многие другие [7].

   В системе методологии центральное  место занимает подсистема методов  исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента  – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента  позволяют снизить интуитивный  характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию  в построение и функционирование систем управления на предприятии.

   Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и  интервьюирование и другие методы получения  экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

   Таким образом, научную базу менеджмента  составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных  выше.

 

3. Особенности  функций  и  методов инновационного менеджмента

 

      Цели, характер и содержание инновационной  деятельности определяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов. Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка.

      Исходя  из теории конкуренции, именно инновационный  потенциал развития науки и внедрения новой технологии создает конкурентные преимущества высшего порядка.

      В инновационном менеджменте меняется репрезентативность многих традиционных показателей. Акцент переносится с  задачи максимального выпуска массовой продукции и длительного функционирования на стабильном рынке на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и коммерциализации разнообразных конкурентоспособных процессов, товаров и услуг высокой новизны. Обновление любого экономического объекта означает расширение возможностей максимизации прибыли, проникновение в новые отрасли и экспансию на новые рынки. Несмотря на то, что в России около четверти предприятий находятся на грани разорения, в последние годы стал вполне ощутимым сдвиг в сторону инновационного развития. Так, свыше 25% руководителей предприятий, согласно проводимым ежемесячным опросам, видят ведущее направление развития в выпуске новых видов продукции, в поиске новых рынков сбыта, в расширении спектра деятельности предприятий. Особенно важен тот факт, что они отождествляют финансовый успех и процветание своей организации с инновационной направленностью производственной деятельности [5].

      Инновационное развитие вносит свои особенности в  установлении целей и стратегическое видение направления развития компании, модифицирует задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. Высокий риск инновационного предпринимательства, сокращение жизненных циклов продукции, отказ от крупносерийного производства накладывают особые обязательства на инновационного менеджера. В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.

      Это положение неоднократно подтверждается примерами выдающихся менеджеров-новаторов, таких, как А. Морита, Ли Якокка, Б. Гейтс и др. В работе такого менеджера доминируют методы социальной психологии, эвристического поиска, интуитивного постижения, установление доверия и высшей солидарности в компании. Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия инновационного решения.

      Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении  основных функций инновационного менеджмента. Так, резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких, как коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий. Среди способов организации инновационных процессов преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т.д.

      Изменяются  соотношения между различными видами контроля. Они все больше нацелены на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономические виды контроля. Особое значение приобретают коммуникации, связанные с контролем за ходом инновационных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный процесс обмена информацией.

      Особые  изменения претерпевают функции  и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств, усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и умений. В инновационных структурах происходит значительное повышение общего уровня образования работника. Формирующийся тип персонала требует работников, способных брать на себя ответственность и принимать решения. Делегирование полномочий и связанное с этим сокращение полномочий высших уровней иерархии организации тесно связаны с ростом инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала [3].

      В инновационном менеджменте изменяется тип поведения работника, инновационного коллектива и самого инновационного предприятия в целом. Работник инновационной сферы подчиняет свое поведение определенным требованиям, в выполнении которых он видит свой долг. Однако творческий характер разработки инноваций и особенности личности новатора заставляют соотносить выполняемый профессиональный долг с собственной ценностной ориентацией и установками. Ценности личности, тесно связанные с мотивацией, значительно изменяют такие функции менеджмента, как организация взаимодействий и управление мотивацией.

      Таким образом, в инновационном менеджменте  значительно видоизменяется состав, структура и содержание методов управления: большее место, чем в традиционном менеджменте, отводится анализу и прогнозу, количественным методам моделирования, социально-психологическим видам воздействия, обогащается содержание экономических и эвристических подходов, сужается круг возможностей для применения административных рычагов.

 

Заключение

 

 Главной задачей организации как функции управления является формирование организационных структур для внедрения инноваций, обеспечение всеми видами ресурсов с целью реализации стратегии развития предприятия и выполнения планов мероприятий. Сложность, неопределенность, креативный характер создания новшеств делают организацию и координацию работы исполнителей одной из главных функций инновационного менеджмента.

 Подводя итог проведенной работы, следует  отметить наиболее важные аспекты связанные  методологией и организацией инноваций  в менеджменте:

  1. Конкретные методы организации нововведений в менеджменте, основываясь на методологии данного предмета, заключаются в:

    - анализе  и прогнозе;

    - количественных методах моделирования;

    - социально-психологическом воздействии;

    - экономических и эвристических подходах и т.д.

  1. Среди способов организации инновационных процессов преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т.д.
  2. Перед современным менеджером стоит задача придания инновационным процессам и производствам таких свойств, как непрерывность, ритмичность, безотходность, пропорциональность, последовательность и параллельность.

  С этой точки зрения процесс организации  сейчас - это прежде всего процесс отлаживания взаимодействий, углубления специализации и усиления тенденций к кооперированию в производстве, а в инновационных системах роль менеджера сводится прежде всего к организационному проектированию производственных структур, оптимизации взаимосвязи научных, производственных и маркетинговых подразделений, моделированию целевой специализации.

 

Список  литературы

 
  1. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008. — 200 с.
  2. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. – 136 с.
  3. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.
  4. Друкер, П. Ф. Бизнес и инновации. — М.: «Вильямс», 2007. —432 с.
  5. Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. – 56-61 с.
  6. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006. – 265 с.
  7. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. — М.: «Вильямс», 2007. —304 с.

Информация о работе Функции и методы иновационного менеджмента