Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:02, курсовая работа
Цель работы – анализ процесса контроля реализации управленческих решений.
Цель контрольной работы определяет основные задачи:
1. Определение сущности, значения и функций контроля в управлении.
2. Рассмотрение современных способов контроля управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Функции и характеристики контроля реализации решений…………4
1.1. Контроль как функция управления в организационных системах…4
1.2. Типология контроля управленческих решений……………………..5
1.3. Этапы контроля и мотивация реализации управленческих решений…6
2. Современные способы контроля управленческих решений…………….13
2.1. Система стандартов и нормативов в практике контроля……………….13
2.2. Основы построения контроллинга в организациях…………………….14
3.Формирование системы приоритетов………………………………………20
Заключение
Список использованной литературы
Введение…………………………………………………………
1. Функции и характеристики
контроля реализации решений………
1.1. Контроль как функция управления в организационных системах…4
1.2. Типология контроля управленчес
1.3. Этапы контроля
и мотивация реализации
2. Современные способы
контроля управленческих
2.1. Система стандартов
и нормативов в практике
2.2. Основы построения контроллинга в организациях…………………….14
3.Формирование системы приоритетов………………………………………20
Заключение
Список использованной литературы
Основное предназначение менеджера – обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации. Все это возможно только при принятии эффективных и рациональных управленческих решений.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Правильно принятое управленческое решение – залог успешности деятельности организации.
Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых управленческих решений.
Объектом исследования в контрольной работе является процесс реализации управленческих решений. Предметом выступает контроль реализации управленческих решений.
Цель работы – анализ процесса контроля реализации управленческих решений.
Цель контрольной работы определяет основные задачи:
1. Определение сущности, значения
и функций контроля в
2. Рассмотрение современных
1. Функции и
характеристики контроля
1.1. Контроль
как функция управления в
Контроль – это функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы, выявляющая отклонения и их причины. Процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, методов. Его характеризуют три составляющие[1]:
- содержательная, т.е. что выполняется в процессе контроля,
- организационная, т.е.
кем и в какой
контроль,
- технологическая, т.е. как контроль осуществляется.
Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение ошибок и недоработок, отклонений.
Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях. Диагностическая функция контроля состоит в выявлении фактического состояния по выполнению принятия решения. Ориентирующая функция контроля направлена на указание ориентиров, т.е. тех вопросов, которые в данный момент заслуживают внимания. Стимулирующая функция проявляется в выявлении и вовлечении «в работу» всех неиспользованных ресурсов, в первую очередь человеческого фактора. Корректирующая функция контроля заключается в уточнении сути самого решения в том случае, если изменилась обстановка. И наконец, одна из функций контроля – это авторский надзор, позволяющий проверить воплощение замысла.
Контроль по упреждению разрабатывается на базе норм, стандартов, правил в процессе разработки решения.
Контроль по упреждению
применим в любой организации, его
наличие характеризует высокий
профессионализм
1.2. Типология
контроля управленческих
Для эффективной организации контроля разработаны признаки классификации и сформированы его виды. В зависимости от особенностей субъекта контроля он подразделяется на государственный, ведомственный, общественный. С учетом характера задач он может быть внешний и внутренний. По характеру взаимоотношений субъекта и объекта он может быть реальный и формальный[2].
Если в основном ведется
учет количественных показателей и
его результаты где-нибудь фиксируются,
то контрольная функция
Контроль можно
а) стадия жизненного цикла товара — контроль на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;
б) объект контроля - предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
в) стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, ее транспортировки и хранения;
г) исполнитель — самоконтроль, контроль со стороны менеджера, контрольного мастера, отдела технического контроля, инспекционный, государственный и международный контроль;
д) возможность дальнейшего использования объекта контроля — разрушающий и неразрушающийконтроль;
с) принимаемое решение - активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
ж) степень охвата объекта контролем - сплошной и выборочный контроль;
з) режим контроля - усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
и) степень механизации - ручной, механизированный, автоматизированный и автоматический контроль;
к) время контроля - предварительный, текущий и заключительный контроль;
л) способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический и регистрационный контроль;
м) периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
1.3. Этапы контроля
и мотивация реализации
Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых планом действий.
Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение. Дают возможность одновременно отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т.д.
Непрерывно действующий либо с интервалами, диктуемыми характером запланированных мероприятий, мониторинг позволяет своевременно фиксировать наметившиеся отклонения в ходе реализации плана.
Причиной необходимости
Изменение условий реализации управленческих решений, особенно при наличии анализа чувствительности к наметившимся изменениям, должны быть проанализированы с целью определения наиболее вероятных изменений, которые они могут вызвать при реализации намеченного плана.
Результатом такого анализа должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, обеспечивающая наименьшее отклонение от поставленных целей, а при более благоприятном развитии ситуации и более полное достижение целей.
В зависимости от цикла разработки и реализации решения контроль может быть предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала выполнения решения. Его главная задача – установить, верно ли определены цели и выбрана стратегия. На этом этапе разрабатываются и корректируются критерии оценки решения, идет отладка методики последующего вида контроля – текущего. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать исполнителей не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля, что очень опасно для функционирования организации.
Текущий контроль осуществляется в процессе разработки и реализации решения. Он включает необходимые измерения, взвешивания, оценку. В разовом порядке используется фильтрующий вид текущего контроля, когда из-за резких отклонений реализация решения приостанавливается. Процесс текущего контроля для повышения его гибкости, точности и объективности необходимо осуществлять с привлечением ПК. Сам процесс включает в себя следующие четыре стадии:
- установление норм функционирования,
- сбор данных о фактических результатах,
- сравнение и оценка
- разработка и реализация
Стадии выполнения контроля требуют соблюдения основных принципов его поведения: систематичности, гласности, массовости, своевременности, экономичности. Выполнение контрольных функций должно поручаться компетентному специалисту, не связанному с подконтрольным подразделением едиными материальными интересами.
Контроль выполняет важную роль в обеспечении выполнения принятого решения, в том числе как фактор социально-психологического характера, как для проверяющего, так и для проверяемого. Здесь часто сказывается отсутствие гражданского мужества сказать правду о провале решения, недостатке профессионализма проверяющего, излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь человека обидеть, унизить и др. Отдав распоряжение, руководитель может не получить объективной обратной связи из-за субъективизма исполнителя по оценке фактического состояния дел. Поэтому контроль надо осуществлять только по мере необходимости.
Заключительный контроль имеет три важные функции:
а) создание или пополнение базы данных по реализованным решениям на П
б) формирование статистики деятельности организации для принятия решения в экспертных ситуациях;
в) выявление инновационных апробированных технологий.
2. Современные
способы контроля
2.1. Система стандартов и нормативов в практике контроля
Основными составляющими процесса контроля являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий.
Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей и должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы.
Только четкие количественные показатели позволяют составить конкретные результаты работы, конкретные результаты принятых решений с запланированными.
Конечно, не любая цель
может быть выражена количественно,
но, используя аппарат обследований
и опросов, экспертных оценок, вербально-числовых
шкал, можно посчитать
Заметим также, что для оценки степени достижения такого рода целей могут быть использованы косвенные количественные критерии.
Так, например, для оценки степени удовлетворенности работой исполнителей может служить такой критерий, как процент сотрудников, уволившихся за год из организации.
Отсутствие же возможности измерить результат решения и выполненной работы делает невозможным реальное осуществление контроля.
Измеримость степени достижения цели позволяет определить, выполнены ли установленные стандарты, т. е. реализовать вторую составляющую процесса контроля.
На этой стадии также важно определить норму допустимого отклонения от стандарта, которая устанавливается с учетом масштаба и поэтому часто может выражаться в процентах и долях единицы.
На этой стадии принимается решение о целесообразности корректировки принятых ранее решений.
Основная задача контроля на этой стадии состоит в том, чтобы выявить действительно важные отклонения, а не мелочи, которые практически не оказывают влияния на достижение поставленных организацией целей.
Естественно, что затраты
на осуществление контроля не должны
превышать полученного в
Третья составляющая
контроля — принятие необходимых
корректирующих решений. В зависимости
от сопоставления результатов
Информация о работе Функции и характеристики контроля реализации решений