Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:31, курсовая работа
Как только у нас в стране запахло свободным предпринимательством, всплыли два этих не совсем складных для русского языка термина -"франчайзинг" и "франшиза". Слова из средневековой Европы, обозначавшие в те времена льготу или привилегию, дарованную монархом. Например, право собирать в пользу короны налоги или монопольно производить какие-либо товары для королевского двора.
Современный бизнес использует эти слова в несколько ином смысле, сохранив изначально заложенные в них понятия "льгота" и "привилегия".
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга…………………………………4
1.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия……………………...4
1.2 Виды франчайзинга……………………………………………………….7
Глава 2 Франчайзинг в социально-культурном сервисе……………………...13
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………….13
2.2 Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………..16
2.3. Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания…………………………………………………………………………...18
Глава 3. «Макдоналдс», как пример франшизы……………………………….24
3.1. История возникновения «Макдоналдс» и выход её на рынок России24
3.2. «Макдоналдс» в Москве………………………………………………..26
3.3. Франчайзинговое предложение от компании «Макдоналдс»………..27
Заключение…………………………………………………
Несмотря на все риски, франчайзинг в России развивается очень быстрыми темпами, т.к. в целом система франчайзинга может быть применена к любому виду бизнеса. Но это не значит, что любой бизнес будет успешно работать по франчайзиноговой схеме. Несмотря на стремительное развитие данного направления бизнеса в России существует масса проблем: экономическая нестабильность, отсутствие понятия «договор франчайзинга» в российском законодательстве, сложность получения банковского кредита и т.д.
Глава 2 Франчайзинг в социально-культурном сервисе
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе
Франчайзинговый договор — договор, по которому одна сторона передает другой стороне за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Существует несколько вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей, различающихся взаимными обязательствами.
Франшизная гостиница может управляться самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны администрации цепи. В договоре франшизы администрация цепи предоставляет франшизной гостинице право на использование символа, ноу-хау и системных структур цепи, а франшизная гостиница обязана оплатить эти права путем первоначального взноса за франчайзинг и периодических платежей.
Франчайзинговый договор по продаже лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике. При этом оператор не управляет гостиницами и не изменяется собственник. Так, московские отели «Marriott» управляются американской компанией «Interstate», a «Националь» остается муниципальным предприятием.
Франчайзинг может базироваться на контракте на управление, включающем несколько договоров — на использование торговой марки, на предоставление персонала и ноу-хау, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д. Сеть принимает обязательства по внедрению эффективной модели менеджмента в отеле, и ее вознаграждение напрямую зависит от достигнутого уровня доходов гостиницы.
Наиболее распространен
вариант договора, по которому оплата
услуг отельного оператора
В России получила распространение практика создания совместных предприятий. В этом случае сеть становится одним из инвесторов проекта, вкладывает свой капитал и технологии на условиях участия в прибылях отеля.
Гостиничный оператор может
выступать владельцем отеля, но эта
схема требует больших
В Европе в группы и консорциумы входят лишь 16 % гостиниц, а в Северной Америке франчайзинговые сети охватывают более 70 % всех отелей. Практика ведения бизнеса показывает, что входящие в цепь отели имеют средний доход на 60 % больше и заполняемость на 8 % больше, чем независимые гостиницы.
При выборе варианта франчайзинга
нужно учитывать финансовый фактор,
так как расширение деятельности
в международных масштабах
Наличие в стране потенциального развития предпринимателей, имеющих практический опыт, обладающих финансовыми и кадровыми ресурсами и способных выполнять функции генерального франчайзи, всегда выгодно для центральной фирмы — франчайзера, поскольку позволит ему не вкладывать значительные средства в формирующуюся международную сеть ускорит внедрение данного бизнеса в эту страну.
Франчайзер обычно склоняется к заключению прямых франчайзинговых договоров в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Если страны географически отдалены, то сотрудничество становится затруднительным и требует больших трансакционных издержек, поэтому франчайзер будет склоняться ко второй форме франчайзинга. При этом степень страновых различий наряду с другими факторами оказывает влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга.
Система франчайзинга должна найти в российских условиях широкое применение в организации и управлении гостиничным хозяйством, поскольку она не требует изменения формы собственности.
Франчайзинг предлагает современные
отработанные технологии ведения бизнеса,
что позволяет избежать ошибок организационно-технического
характера. Вместе с тем франчайзинг
как организационно-
2.2 Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы
Территориальное посягательство
- это современный термин, использующийся
в бизнесе для описания эффекта,
который оказывает конкуренция
на существующее предложение. Применительно
к гостиничной индустрии
К сожалению, кроме территориального протекционизма нет иного однозначного способа решить этот вопрос. Тем не менее, всевозрастающее количество конфликтов в гостиничной индустрии на почве отмеченного воздействия требует проведения новой политики и директивной линии, которые помогли бы как франшизодателям, так и получателям прояснить сложившуюся ситуацию путем принятия взвешенных и обдуманных решений.
Если не будет найден разумный компромисс, дело может принять судебный оборот, что, несомненно, повлечет за собой высокие дополнительные расходы и возникновение других прецедентов, которые не принесут пользу ни отдельным участникам конфликтов, ни отрасли в целом.
Таким образом, необходимо создать основу для установления таких отношений между франшизодателями и франшизополучателями, которые стимулировали бы равноправную политику, обеспечивающую баланс интересов каждой из сторон.
2.3. Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания
Открытие собственного ресторана
быстрого обслуживания - дело сложное
и ответственное. Только на анализ рынка
и написание бизнес-плана
Ресторанное дело как магнит притягивает начинающих бизнесменов. Российские рестораторы уже обратили свое внимание на фаст-фуд. По мнению специалистов, в своем сегодняшнем качестве предприятия быстрого питания будут развиваться и дальше. Возможно, для того, чтобы стать ближе к формату «фаст-фуд», отечественным рестораторам придется корректировать меню в сторону технологичных продуктов и создавать более скромные интерьеры ресторанов. Еще одним направлением в развитии рынка фаст-фуда становится перенесение сетей в периферийные районы крупных городов. Вслед за «Макдональдсом», который начал этот процесс раньше всех, потому как у компании есть перспективы самостоятельно строить такие площади, на окраины двинулись и остальные игроки. Кроме того, по прогнозам специалистов, в этом году начнется активное развитие сетей фаст-фуда в регионах. А идти оно будет как на основе франчайзинга (такое желание есть примерно у трети региональных инвесторов), так и, в большей степени, - посредством создания собственных брендов, ассортимента и технологий. Однако в ближайшие годы «нетехнологичному» отечественному фаст-фуду догнать лидера рынка - «Макдональдс» вряд ли удастся.
Не важно, что из 750 ресторанов Москвы на слуху лишь пара десятков, со стороны кажется, что нет ничего проще ресторанного бизнеса. Однако это не так хотя бы потому, что ресторан объединяет в себе три разных вида бизнеса: производство блюд, их продажа, обслуживание клиентов.
Отсюда и сложность
экономических расчетов. Необходимо
оценить рентабельность
каждого блюда, интенсивность
потока клиентов, продумать
форму обслуживания и прочее.
Причем бизнес-план для
Покупка франшизы
уже сложившейся сети
Так сформировалась крупнейшая международная сеть ресторанов быстрого питания McDonald's. Франчайзеры (продавцы бизнеса) десятилетиями оттачивали технологии, корректировали меню и рекламировали название – это именно то, на что нет времени и средств у начинающих бизнесменов.
Вместе с франшизой начинающий ресторатор-франчайзи обретает консультанта и советчика в лице франчайзера. Франчайзер определяет, где лучше закупить оборудование и продукты, какую выбрать ремонтную бригаду, как подобрать персонал. Франчайзер обычно помогает рассчитать время возврата инвестиций и прогнозировать прибыль.
Чтобы начать бизнес,
мы должны обладать стартовым
капиталом, должны найти
Размер стартового капитала зависит от класса заведения, которое предприниматель задумал открыть. Для того чтобы открыть ресторан быстрого обслуживания необходимо примерно 420000 руб. (в эту сумму входит все необходимое оборудование), франшиза стоит 42000 руб. (единовременный взнос), плюс к этому придется ежемесячно тратить от 8400 руб. до 28000 руб. на аренду места и коммунальные платежи. При ежедневной выручке 10000 руб. на закупку продуктов идет 5000 руб.
Условия продажи франшизы устанавливает франчайзер. Наиболее распространены следующие варианты:
Франчайзи платит первоначальный взнос, а затем перечисляет ежемесячно или ежеквартально роялти - от 4% до 12% с оборота. Иногда роялти платят с прибыли или валовых закупок.
Франчайзи фактически покупает ноу-хау без торговой марки и не выплачивает роялти.
Франчайзи покупает ноу-хау и торговую марку, но роялти не платит.
По условию договора франчайзи не платит роялти, но должен покупать полуфабрикаты на производстве франчайзера. Многие не готовы к ограничениям, которые диктует система франчайзинга: весь бизнес должен быть прозрачным.
Самое сложное для
начинающих предпринимателей - смириться
с выплатами роялти. Покупая франшизу,
предприниматель жертвует
На российском рынке общепита первой франшизу стала продавать сеть "Русское бистро". В 1997 г. у нее появились последователи. Год спустя примеру "Русского бистро" последовал холдинг "Росинтер", который продает франшизу на рестораны быстрого питания "Ростик'c".
Пару лет назад к франчайзинговым схемам обратились компании "Технология питания" (брэнд "Крошка-картошка") и "Теремок – Русские блины". Причем обе компании предлагают сейчас франшизу для двух форматов: стационарных и передвижных.
Франшиза известной
Но бывают исключения, например пиццерия Sbarro: владельцы российской сети поделили бизнес. Еще одну международную сеть, Subway, развивают сразу несколько компаний. Однако некоторые сети воздерживаются от развития франчайзинговых отношений в России.
Информация о работе Франчайзинг в гостиничном и рестранном бизнесе