Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:31, курсовая работа
Как только у нас в стране запахло свободным предпринимательством, всплыли два этих не совсем складных для русского языка термина -"франчайзинг" и "франшиза". Слова из средневековой Европы, обозначавшие в те времена льготу или привилегию, дарованную монархом. Например, право собирать в пользу короны налоги или монопольно производить какие-либо товары для королевского двора.
Современный бизнес использует эти слова в несколько ином смысле, сохранив изначально заложенные в них понятия "льгота" и "привилегия".
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга…………………………………4
1.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия……………………...4
1.2 Виды франчайзинга……………………………………………………….7
Глава 2 Франчайзинг в социально-культурном сервисе……………………...13
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………….13
2.2 Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………..16
2.3. Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания…………………………………………………………………………...18
Глава 3. «Макдоналдс», как пример франшизы……………………………….24
3.1. История возникновения «Макдоналдс» и выход её на рынок России24
3.2. «Макдоналдс» в Москве………………………………………………..26
3.3. Франчайзинговое предложение от компании «Макдоналдс»………..27
Заключение…………………………………………………
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Ош
Кафедра «Экономики,
менеджмента и финансового
Специальность: Менеджмент организации
курсовая работа
по предмету:
Гостиничный и ресторанный менеджмент
ТЕМА:
Франчайзинг в
гостиничном и ресторанном
Студент: |
группы МО-08, Дарбишева К. ________________ |
Рецензент: |
преп. кафедры «ГПП» |
Кенешбаева З.М. _________________ |
Дата защиты __________________________ |
Оценка _____________________________ |
МОСКВА – 2012
оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга…………………………………4
1.1 Сущность франчайзинга
и его основные понятия……………………
1.2 Виды франчайзинга…………………………………
Глава 2 Франчайзинг в социально-культурном сервисе……………………...13
2.1. Система франчайзинга
в гостиничном бизнесе………………………
2.2 Критический анализ
проблем, воздействующих на
2.3. Франчайзинг, как новая
концепция развития сферы
Глава 3. «Макдоналдс», как пример франшизы……………………………….24
3.1. История возникновения «
3.2. «Макдоналдс» в Москве………………………………………………..26
3.3. Франчайзинговое предложение от компании «Макдоналдс»………..27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Как только у нас в стране
запахло свободным
Современный бизнес использует эти слова в несколько ином смысле, сохранив изначально заложенные в них понятия "льгота" и "привилегия".
Франчайзинг - это система экономических отношений между независимыми предприятиями, при которой одна сторона передает другой право использовать на определенных условиях и за определенное вознаграждение комплекс принадлежащих ей исключительных прав, таких как фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, технологии, систему ведения бизнеса и т.д. В этой системе отношений франчайзером называют компанию-правообладателя, владеющую комплексом исключительных прав, а франчайзи - компанию, которая приобретает возможность их использовать.
Франшиза - это договор, регулирующий отношения между франчайзером и франчайзи. Из важных для отношений франчайзинга терминов нужно назвать франчайзинговый взнос (или паушальный платеж) - фиксированную сумму, которую франчайзи разово оплачивает при начале сотрудничества, а также роялти - периодические выплаты, совершаемые франчайзи в пользу франчайзера. Роялти обычно представляют собой определенный процент от оборота.
Франчайзинг представляет собой один из методов маркетинга, с помощью которого материнская компания (владеющая зарегистрированным правом собственности на торговую марку) предоставляет, посредством заключения соответствующего соглашения, отдельному предпринимателю или компании (предприятию, использующему торговую марку) право осуществлять бизнес оговоренным способом, в определенном месте в течение указанного периода. Предприятию, заключившему франчайзинговый договор, может быть дано в соответствии с соглашением право использовать торговую марку только в одной бизнес-структуре (как это имеет место в системе МсDonald) или системе предприятий на определенной территории.
Эта территория может быть
городом или областью. В случае
обслуживания торговой маркой больших
территорий использующее ее предприятие
в свою очередь может выступить
в качестве агента материнской компании,
привлекая для этого
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия
У торговых компаний так же как и у владельцев любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить развитие. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны и в той или иной степени используются в практике управления компаниями, особенно при необходимости быстрого развития бизнеса. Во-первых, это развитие сети путем создания собственных предприятий на новых территориях. Данный способ требует длительного времени и существенных инвестиций. Во-вторых, возможна покупка уже существующих предприятий и даже целых компаний (слияния и поглощения). Это также требует больших финансовых средств и, кроме того, влечет за собой приобретение репутации, долговых обязательств и т.д. поглощаемых объектов и их ребрендинга. Третьим вариантом развития бизнеса является франчайзинг, позволяющий без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками.
Франчайзинг (от фр. franchise – «льгота», «вольность») – система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
В основе построения системы франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка.
Франчайзер (правообладатель) – предприниматель, с успехом проверивший действие определенной формулы организации бизнеса (производства, торговли, сервиса и др.) и сделавший вывод, что успех можно воспроизводить и в дальнейшем, иными словами, тиражировать. Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей тогрговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.
Франчайзи (пользователь) – юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутации на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером.
Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:
1. Прямой франчайзинг.
Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзеры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.
2. Мастер франшиза.
Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.
1.2 Виды франчайзинга
Существуют шесть видов франчайзинга:
1. Товарный франчайзинг.
2. Производственный франчайзинг.
3. Деловой франчайзинг.
4. Корпоративный франчайзинг.
5. Конверсионный франчайзинг.
6. Районный франчайзинг.
Таблица 1 - Виды франчайзинга
Вид |
Содержание |
1.Товарный франчайзинг |
Взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франшизодатель передаёт, а владелец франшизы получает эксклюзивное право ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции. Товарный франчайзинг повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров, сельскохозяйственного оборудования. |
2.Производственный франчайзинг |
Отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство, сбыт под торговым знаком франшизодателя продукции с использованием представленного им сырья, материалов или технологий. Классический представитель – компания «Дока-Пицца», поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзи. |
3.Деловой франчайзинг |
Взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франчазоплучатель создаёт и развивает бизнес по модели и при участии франчазодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. Первый пример в России – ресторан Мак Дональдс в Москве. |
4.Корпоративный франчайзинг |
Современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наёмных менеджеров. |
5.Конверсионный франчайзинг |
Способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчазодателя. |
6.Районный франчайзинг |
Форма организации франшизного бизнеса, при которой франчазополучатель получает право на освоение определённого района, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. |
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес - формата делят на следующие основные подгруппы:
- франшиза - рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
- франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
- инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.
Хотя существует много
вариантов классического
Преимущества и недостатки франчайзинга представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Преимущества и недостатки франчайзига
Франчайзинг | ||
|
Для франчайзеров |
Для франчайзи |
Преимущества |
1.Увеличение сбыта продукции и получение от этого дополнительного дохода. 2. Возможность сбыта на удаленных территориях. 3. Увеличение доли рынка.
4. Более быстрое продвижение
на рынке без прямых 5. Приобретение новых
идей от партнеров по
6. Возможность более быстрого
вывода на рынок 7. Системное знание рынка,
позволяющее работать на 8. дополнительный доход от выплат роялти. |
1. Использование марки,
завоевавшей популярность у 2.Сохранение юридической самостоятельности. 3. Вступление в апробированную
бизнес-систему и 4. Готовая маркетинговая стратегия.
5. Экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск поставщиков и т.д. 6. Доступность инноваций и новых технологий.
7.Поддержка со стороны опытного партнера |
Недостатки |
1. Угроза для репутации
в случае невыполнения 2. Сокрытие франчайзи важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке. 3. Риск утраты конкурентных
преимуществ, связанный с
4.Незакнонное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав. 5. Использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора.
6. Отказ выплаты роялти. 7. Несоблюдение договорных условий. |
1. Слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка.
2. Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию.
3. Неэффективное развитие территории (несоблюдение закона о конкуренции, в результате чего предприятия франчайзи находятся слишком близко друг к другу и т.д.). 4. Чрезмерное ограничение деятельности франчайзи.
5. Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости, не позволяющие своевременно учесть происходящие изменения. 6. Досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи. |
Информация о работе Франчайзинг в гостиничном и рестранном бизнесе