Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа
В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов (финансового и промышленного) достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.
Введение 3
1. Сущность и структурные элементы ФПГ 5
1.1. Понятие и участники ФПГ 5
1.2. Структурные элементы, формирующихся ФПГ 7
1.3. Классификация ФПГ 9
2. Анализ мирового опыта деятельности ФПГ и опыта ФПГ в России 12
2.1. Особенности строения и развития финансово-промышленных объединений
в странах с рыночно ориентированной финансовой системой 12
2.2. Финансово-промышленные объединения континентальной Европы 13
2.3. Финансово-промышленные объединения Юго-восточной Азии 16
2.4. Финансово-промышленные группы в российской экономике 19
3. Анализ перспектив развития российских ФПГ 24
3.1. Современное состояние и тенденции развития российских ФПГ 24
3.2. Организационное строение ФПГ России 27
3.3. Перспективы организационной эволюции российских ФПГ 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
В Японии традиционно была и остается значительной роль государства в развитии и всесторонней поддержке национального бизнеса. За государством в Японии закреплена роль в разработке и реализации промышленной политики.
Японские группы оказали большое влияние на развитие большинства новых индустриальных стран как примером становления мощной корпоративной структуры, так и непосредственным участием групп в экономической жизни. Опыт японских ФПГ на сегодняшний день стал основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающихся оптимальной организации хозяйственного оборота в любой стране, в любой экономике.
Для Южной Кореи, как быть может ни для какой другой страны мира, также характерны высокая степень концентрации производства и капитала, монополизация несколькими крупнейшими чеболями, активы которых оцениваются примерно в 600 млн. долл. (например, «Самсунг» (Samsung), «Дэу» (Daewoo), «Хёндэ» (Honda), «Хьюндай» (Hyundai), «Киа» и т.д.).
Крупнейшие чеболи во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами в Японии (сюданами). Практически все крупные и средние предприятия принадлежат различным подобного рода группам. Отличия же заключаются в том, что корейские группы организованы по принципу холдинговых корпораций с семейным контролем. Поэтому в настоящее время контроль над компаниями, входящими в чеболь, осуществляться следующим образом:
- основатель группы (или семейным кланом) непосредственно принимает участие в управлении всех компаний конгломерата.
- семейный клан непосредственно контролирует только головные (материнские) компании, а те, в свою очередь, контролируют дочерние структуры.
- семейный клан владеет головной компанией группы и трастовым фондом, в управлении которого находятся акции остальных участников чеболя (комбинированный вариант).
Южнокорейские чеболи - это высоко диверсифицированные макроструктуры, имеющие четко выраженное доминирующее звено, ориентирующееся в своей деятельности на централизованное планирование, авторитарный стиль руководства, агрессивную инвестиционную политику.
Компании, входящие в каждый из чеболей представляют все ведущие отрасли промышленности, что, несомненно, обусловливает высокий уровень межгрупповой конкуренции.
С точки зрения организационной структуры «чеболь» отличается налаженной работой информационного звена, что позволяет делать своевременный мониторинг о конкурентах и партнерах, движении капитала.
Характерная особенность корейских чеболей заключается и в том, они не включают в свой состав финансовый институт. Для Южной Кореи характерен вариант владения промышленными конгломератами банковских институтов.
В отличие от Японии, «азиатская модель» экономического развития «по южнокорейски» присущи многочисленные недостатки: структурные изъяны в банковской системе и формах владения предприятиями; порочная связь между бизнесом и политиками; недостаточная прозрачность и отсутствие политической свободы.
В результате чего, в настоящее время чеболи переживают не лучшие времена в своем развитии, они обременены долгами и находятся в критическом положении. [7]
Подводя итог рассмотрения международного опыта, следует отметить следующее.
1. Объединение промышленного и банковского капитала в финансово-промышленные группы выступает, по существу, основной формой организации системы производства, составляя каркас технологического комплекса эффективных экономик большинства экономически развитых стран мира, всего мирового хозяйства, являясь выражением прогресса современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития.
2. Характерной особенностью развития ФПГ, является то, что в последнее время, их промышленная и банковская составляющие усилили свою разветвленность состава участников.
3. На сегодняшний день отсутствует единая модель корпоративного построения и управления ФПГ в странах с рыночной экономикой.
4. Процесс создания и развития ФПГ представляет собой не только успешный опыт роста согласованности и взаимозависимости функционирования всех организационных звеньев в структуре финансового и промышленного капитала в соответствии с достигнутым уровнем обобществления производства, прорыва на международные рынки, но и показывает удачный опыт управления государственным промышленным сектором в ряде европейских стран.
2.4. Финансово-промышленные группы в российской экономике
Возникновение и быстрое развитие финансово-промышленных групп (ФПГ) представляет собой одну из ключевых черт трансформации российской экономики. Официальная регистрация ФПГ началась вскоре после выхода в свет соответствующего указа Президента РФ в декабре 1993 г. К 2009 г. официальный Реестр финансово-промышленных групп включал в себя 75 ФПГ, объединяющих в общей сложности 1212 предприятий, на которых было занято 3,33 млн. человек. Помимо официально зарегистрированных групп, возникло также значительное число неформальных ФПГ.
Крупнейшие ФПГ: Альфа – Групп, Базовый элемент, Скоростной флот, Интеррос, Росстрой, Нафта – Москва, Ренова, Северсталь – групп, Система, Газпром.
Концентрация экономической мощи в рамках вновь сформированных ФПГ позволила им стать весьма влиятельными субъектами социальной и политической жизни России. С этим связано значительное внимание к деятельности ФПГ со стороны общественности, экономистов и лиц, принимающих политические решения. Обсуждение проблемы ФПГ фокусируется на нескольких вопросах.
Первый вопрос связан с тем, в какой мере финансово-промышленные группы действительно являются важным экономическим феноменом. Изначально мотивом к регистрации многих ФПГ было стремление получить обещанные правительством привилегии. Эти обещания, однако, так никогда и не реализовались. Некоторые эксперты в этой связи высказывали предположение, что интеграция компаний и банков в финансово-промышленные группы была чисто искусственной, а многие из официально зарегистрированных ФПГ так и остались фантомами, существующими только на бумаге. Однако, членство как в официально зарегистрированных, так и в неформальных ФПГ оказывает реальное влияние на деятельность промышленных предприятий. Интеграция помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации. [15]
Следующий вопрос связан с тем, являются ли финансово-промышленные группы положительным явлением с точки зрения национальной экономики в целом. Проблема состоит в том, что широкомасштабное развитие ФПГ может привести к концентрации экономической и политической мощи в ограниченном количестве центров влияния, тем самым препятствуя проникновению на рынки новых фирм и создавая угрозу демократическим процессам в России.
Как сторонники, так и критики развития в России финансово-промышленных групп сравнивают российские ФПГ с японскими кейрецу, корейскими чеболами и германскими концернами. Сторонники развития ФПГ указывают на то, что формирование подобных групп в Японии, Корее и Германии способствовало экономическому росту в этих странах. В свою очередь, важнейший аргумент критиков ФПГ заключается в том, что именно чеболы являются причиной нынешнего экономического кризиса в Корее. Данные показывают, что главную роль в возникновении “корейского экономического чуда” сыграли отрасли, в которых доминировали чеболы. Быстрый экономический рост в странах Восточной Азии объясняется исключительно накоплением человеческого и физического капитала.
Очевидно, что финансово-промышленные группы могут внести очень важный вклад в решение этой задачи в условиях отсутствия развитых рынков капитала. Однако в России уже существует значительный объем как человеческого, так и физического капитала; главная задача состоит в том, чтобы осуществить перемещение этих ресурсов в более эффективные сферы использования.
Отрицательная сторона деятельности крупных финансово-промышленных групп в переходной экономике заключается в том, что они могут блокировать деятельность входящих в них предприятий по определенным направлениям. Вследствие этого данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.
С деятельностью ФПГ связан также блокирующий эффект иного рода. История развития универсальных банков в Германии, Японии и Корее показывает, что после установления связей между финансовыми и промышленными компаниями экономика может оказаться в жестких границах подобной системы, в результате чего становится невозможным развитие финансовых рынков по англо-саксонской модели. Все кредитные ресурсы в экономике распределяются между этими группами, в то время как не входящие в них малые фирмы сталкиваются с жесткими финансовыми ограничениями.
Трудно сказать, перевешивают ли указанные негативные экстернальные эффекты те выгоды, которые предоставляет интеграция компаниям, входящим в финансово-промышленные группы. [7]
Обсуждение проблемы деятельности ФПГ в России будет неполным, если не упомянуть об их неоднородности. Многие авторы подчеркивают различия между промышленными и банковскими ФПГ (то есть финансово-промышленными группами, сформированными вокруг промышленных компаний или банков соответственно).
Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными (двумя важными исключениями являются группа “Роспром”, возглавляемая банком “Менатеп”, и группа “Интеррос”, возглавляемая ОНЭКСИМ-банком). Промышленные ФПГ обычно формировались на основании хозяйственных связей, существовавших в социалистической экономике. Их учредителями, как правило, выступали бывшие советские промышленные министерства или крупные промышленные компании. В обоих случаях компании, входящие в ФПГ, могут интегрироваться по вертикальному или горизонтальному принципу. [7]
Неформальные ФПГ формировались вокруг крупных банков и постепенно все в большей степени диверсифицировали свою деятельность. Изначально они концентрировали свои усилия в определенных отраслях (к примеру, Инкомбанк уделял основное внимание пищевой промышленности, Альфа-Банк — строительству и пищевой промышленности). Однако на втором этапе приватизации (в ходе проведения так называемых залоговых аукционов) банки заключали выгодные сделки вне зависимости от того, контролировали ли они ранее предприятия в соответствующих отраслях (в частности, все крупные финансово-промышленные группы приобрели нефтяные компании).
В этой связи можно указать на важный момент, по которому различаются официально зарегистрированные и неформальные ФПГ, — это степень интеграции. Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Таким образом, интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.
Однако можно отметить четко выраженную эволюцию отношений между компаниями, которые являются членами официально зарегистрированных групп, в сторону перекрестного участия в собственности. Данный факт подтверждает идею о том, что официально зарегистрированные ФПГ представляют собой промежуточную стадию формирования структуры собственности в российской экономике.
Таким образом, совокупность независимых компаний и компаний — членов неформальных ФПГ может в целом вести себя почти так же, как совокупность компаний — членов ФПГ.
На базе информации о структуре собственности разделим неформальные ФПГ на три категории:
- банковские группы (где центральная роль в осуществлении интеграции принадлежит крупнейшим российским банкам);
- промышленные группы, или структуры холдингового типа;
- группы, координируемые региональными администрациями. [3]
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что, вопреки мнению ряда экспертов, членство в финансово-промышленных группах оказывает положительное влияние на результаты деятельности российских компаний, причем данное утверждение относится как к официально зарегистрированным, так и к неформальным ФПГ. Членство в ФПГ является выгодным для компаний. Члены групп имеют лучший доступ к кредитным ресурсам. Членство в ФПГ позволяет обеспечить более высокий уровень производительности труда и увеличить экспорт. Однако деятельность ФПГ наносит вред независимым компаниям: для тех товарных рынков, где доминируют ФПГ, характерна более низкая рыночная доля новых компаний.
Выгоды от членства в финансово-промышленных группах варьируются в зависимости от их типа последних. Для неформальных ФПГ характерно более значительное улучшение доступа к кредитным рынкам и расширение экспорта, в то время как эффект закрытия рынка характерен только для официально зарегистрированных ФПГ. Доступ к кредитным рынкам и рост экспорта могут быть более важными факторами для обоих типов ФПГ, чем вертикальная и горизонтальная интеграция, хотя членство в ФПГ конгломератного типа оказывает наиболее значительное влияние на уровень производительности труда.
Лица, ответственные за принятие решений в сфере экономической политики, должны принимать во внимание перечисленные положительные и отрицательные последствия деятельности финансово-промышленных групп. До нынешних пор правительство не препятствовало развитию этих групп (и даже поощряло его). Этот подход может быть вполне оправдан с учетом тех выгод, которые ФПГ обеспечивают своим членам. Однако необходимо помнить о том, что ФПГ оказывают негативное воздействие на показатели конкурентности рынков и гибкости экономической системы, которые имеют ключевое значение с точки зрения долгосрочного экономического роста.
Информация о работе ФПГ и их роль в современной экономической жизни