Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать формы взаимодействия малого предпринимательства с крупными предприятиями в России на современном этапе, выявить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы данного процесса.

Содержание

Введение

Исторические аспекты развития бизнеса в России

Крупные, средние и малые предприятия

Современное состояние малого бизнеса

Современное состояние крупного бизнеса

Взаимодействие малых и крупных предприятий

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая формы бизнеса.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Предприниматели стремятся  быть индивидуалистами. И часто именно это позволяет им раздвигать границы  знаний. Идеи являются их “товарными запасами”. Хотя, по словам экономиста Леонарда Вайса: “большинство исследований показывает, что… размеры предприятия мало влияют на интенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях”

Компания “Дженерал  электрик”, относит на счет малых  предприятий многие новые идеи, в том числе изобретение электротостеров, кухонных плит, холодильников, пылесосов. Малые предприятия дали миру персональный компьютер, вертолет, бритву, транзисторный приемник, фотокопировальную машину, реактивный двигатель и многое другое.

В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться  конкурентные начала, или крупный  и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый  бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым  бизнесом – это в первую очередь  взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

Сотрудничество это  прошло в два этапа. Первый этап –  это период поздней перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия создавались  главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то образом  сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.

Второй период – это  уже период приватизации, когда малые  предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.

Как показали беседы с  руководством крупных предприятий  и анализ ситуации, подавляющая часть  этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.

Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все  это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.

Здесь нужно иметь  в виду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды  приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся  в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.

Выяснилось, что и малые  предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность  самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.

Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе я постаралась  охарактеризовать формы взаимодействия малого и крупного бизнеса в России в настоящее время, выделить особенности  малого и крупного предпринимательства  и обозначить основные и наиболее острые их проблемы.

Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, я выяснила, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.

Особенности малых и  крупных фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и рынок сбыта, и маневренность в предоставлении товаров и услуг и размер оборотного капитала, и многие другие черты.

Малый бизнес наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”
  4. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М., 1993
  5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М., "Банки и биржи", 1998
  6. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика, 1996, № 9-10
  7. Малое предпринимательство (нормат. документы, комментарий, информ. материалы по финансово-кредитной поддержке). – М., 1994
  8. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики. 1999, № 8.
  9. Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции, - Ижевск, 1996
  10. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.
  11. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, 1996, № 2
  12. Романюк В. Малый бизнес и большая промышленность должны взаимодействовать.// Бизнес для всех, 1998 № 6
  13. Социально - экономическое положение России в 1997 году (мат-л Госкомстата РФ) // Общество и экономика - 1997 - № 9-10
  14. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М., "Банки и биржи", 1998
  15. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М., 1993
  16. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики. 1999, № 8.
  17. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики. 1999, № 8.
  18. http://www.gks.ru

Информация о работе Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса