Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:53, курсовая работа
Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, т.к. последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что, поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие власти и влияния…………………………………………………..5
1.1.Необходимость власти в управлении……………………………………..6
1.2. Баланс власти……………………………………………………………….8
2. Формы власти и влияния…………………………………………………….11
2.1.Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх……………13
2.2. Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление……………………………………………………………………16
2.3. Харизма…………………………………………………………………….18
2.4. Законная власть. Влияние через традиции……………………………..20
2.5. Власть эксперта. Влияние через разумную веру……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………
Традиция – привлекательный инструмент, как для
организации, так и для руководителя. Она
обладает огромным преимуществом – безличностью.
Исполнитель реагирует не на человека,
а на должность. Это обстоятельство повышает
стабильность, т.к. организация не зависит
от жизни или способностей какой-то одной
личности. Предоставление самых больших
вознаграждений в первую очередь тем,
кто лучше всего подчиняется системе,
чем по-настоящему компетентным ее членам,
подкрепляет способность организации
использовать традиции с целью добиться
покорности своих членов. Другим свойством
является быстрота и предсказуемость
влияния с помощью традиции.
Недостатки методики, опирающиеся на традиции.
Интересно отметить, что часто традиция объясняет одним словом, почему некоторые испытанные –концепции теории управления, описанные в данной книге, не всегда широко используются на практике. Хорошим примером являются вознаграждения, основанные на заслугах. Хотя почти все разделяют мнение, что заслуги перед фирмой – лучший критерий для назначения большей заработной платы или продвижение по службе, гораздо чаще в качестве критерия используется трудовой стаж. И можно понять почему. Трудовой стаж легко вычисляется, он является объективной категорией и начисляется всем одинаково. Поскольку –трудовой стаж как критерий используется уже давно, многие люди заинтересованы в нем. Этим людям потребовалось много лет для достижения их сегодняшней должности, поэтому переход на другую систему исчисления вознаграждений – по заслугам – они считают не только несправедливым, но и представляющим серьезную угрозу. В силу этого они используют приобретенную власть, чтобы сохранить статус-кво, даже если это не в интересах организации или общества.
Традиция может действовать и во вред организации. Представьте, что молодому руководителю, предлагающему усовершенствовать какую-то операцию, говорят: «Мы всегда делали так и до сих пор все было хорошо». Такое отношение может представлять гораздо большую проблему, чем это обычно, кажется. Чтобы соответствовать окружению, организация должна внести изменения в свою политику, стратегию, методику организации и т.д. Те организации, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента, почему они сопротивляются переменам, могут в конечном итоге оказаться перед проблемой вымирания.
2.5. Власть эксперта. Влияние через разумную веру.
Влияние через разумную веру осуществляется
следующим образом.
Исполнитель представляет, что влияющий
обладает особым экспертным знанием в
отношении данного проекта или проблем.
Исполнитель принимает на веру ценность
знаний руководителя. В этом случае влияние
считается разумным потому, что решение
исполнителя подчиниться является сознательным
и логичным.
Убедительным примером влияния через разумную веру являются отношения, которые складываются у большинства людей со своим лечащим врачом. Доктора время от времени используют такой инструмент, как страх, но они не могут принудить пациента принять лечение. Мы следуем указаниям нашего врача потому, что верим, что врачи обладают знаниями и способностью излечивать и предотвращать болезни. Поскольку у нас самих нет медицинских знаний, мы не знаем наверняка, способен ли наш врач удовлетворить эту нашу потребность. Следовательно, мы принимаем его или ее влияние, т.к. верим в компетенцию медика.
Разумная вера гораздо менее
устойчива, нежели слепая вера, посредством
которой влияют на других харизматические
лидеры. Она и действует медленнее.
Если специалист неправ, тогда руководитель
больше не будет следовать его
совету – следовательно, его или
ее влияние уменьшится.
Специалисты иногда годами пытаются завоевать
авторитет у линейных руководителей, чтобы
их мнение принималось теми безоговорочно.
Однако, это не означает, что разумная
вера слабее, чем другие формы влияния.
Заключение.
Об успехах менеджеров судят
не потому, что они делают, а по
тому, как они побуждают к работе
других. Побуждать или мотивировать
людей можно только воздействуя
на них определенным образом или
влияя на них.
В управленческой литературе способность
оказывать влияние на поведение людей
называется властью. Власть может относиться
к индивиду, группе и организации в целом.
Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
- власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
- между тем, кто использует
власть и тем, к кому она
применяется, существует
- тот, к кому применяется
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.
Власть – это функция
Власть – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа – в отношении другой. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяется пониманием власти, знанием как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Известно, как меняются рейтинги руководителей, проведенные в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.
Власть часто используют как
синоним термина «авторитет». Но
это не совсем верно. Авторитет –
это власть, возникшая на формальной
основе, как данная кому-то и принимаемая
подчиненными как-то, с чем они
согласны и считают правильным. В
первом случае власть дается сверху, а
в другом она должна быть получена
снизу. Авторитет, как понятие, не исчерпывает
всех вариантов появления власти.
Власть может появляться от занимаемой
должности, от личного воздействия
или от того и другого. Власть должности
проистекает не из самой должности,
а делегируется ее обладателю теми,
кому он подотчетен. Объем этой власти
зависит от уровня доверия, которое
обладатель должности может получить
у того, кто расположен выше него
в иерархии. При этом делегированная
власть может быть в любое время
взята обратно наверх. Это позволяет
сделать вывод, что не существует
прямой зависимости между уровнем
должности и объемом власти. Их
соотношение ситуационно и
Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно.
Список литературы
1. Если Вы - руководитель... Элементы
психологии менеджмента в
2. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.
Учебник - М:, «Фирма Гардарика», 1996.- 461 с.
3. Психология управления: курс лекций /Л.Каверченко, Г.М.Залесов;
Отв. Ред. М.В. Удальцова.- Новосибирск: Изд-во НГА ЭиУ: М.: ИНФРА
- М., 1997. - 150 с.
4. Основы менеджмента. М.Х.
1992.
5. Технология успеха. В.Ксенчук, М.К. Кленова, М:, «Дело», 1993.