Формы и средства морального стимулирования в системе мотивации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта).
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности);материальными и нематериальными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты морального стимулирования в системе мотивации персонала 4
1.1 Мотивы человеческой деятельности 4
1.2 Концепция стимулирования 8
2 Организационно-экономическая характеристика организации 12

Работа содержит 1 файл

курсовая по основам УП.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный  университет инновационных технологий и предпринимательства»

в г. Великий Новгород


 

Кафедра управления персоналом

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: Формы и средства морального стимулирования

в системе  мотивации персонала

по  дисциплине «Основы управления персоналом»

по  направлению 080505 – Управление персоналом

 

 

 

Студентка группы И921

_________Будина  К. О.

___________________

          (дата)

Руководитель

_________Мясникова С.В

____________________

               (дата)

 

 

 

 

Великий Новгород

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Теоретические аспекты морального стимулирования в системе мотивации персонала 4

1.1 Мотивы человеческой деятельности 4

1.2 Концепция стимулирования 8

2 Организационно-экономическая характеристика организации 12

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

1 Теоретические  аспекты морального стимулирования  в системе мотивации персонала

1.1 Мотивы человеческой деятельности

 

Человека побуждает к  активным действиям, в том числе  и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта).

Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности);материальными и нематериальными.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный, обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

При осознании потребностей у человека возникает желание  их удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Это — внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности, но только в том случае, если человек уверен, что достичь желаемое ему по силам. Конкретные причины того или иного типа поведения людей упираются в конечном счете в их интересы.

Интересы классифицируются следующим образом:

  1. По содержанию — материальные, духовные, профессиональные и проч.
  2. По направленности — на деятельность или на результат.
  3. По широте —- концентрированные и распределенные.
  4. По устойчивости — длительные и кратковременные.

Интересы могут быть обусловлены  стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он желает сохранить, или избавиться от него вследствие неудобств, которые приносит обладание им. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение, и он готов часто трудиться буквально даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы ее не делать.

Однако интересы могут  повлиять на поведение людей, стать  его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов (лат. stimulus — заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных). Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные обязательства и проч.) и внешними (действия других людей, предоставляющиеся возможности).

На основе внутренней мотивации  люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше  усваивают задания и знания. Но внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной  совокупности потребностей, которые  постепенно меняются, и, чтобы мотивировать, руководитель должен определить эти  потребности и найти способ их удовлетворения.

Из сказанного следует, что  добиться желаемого поведения можно  двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации  или воспользоваться внешней.

По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими. Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).

Однако чисто экономический  подход несостоятелен. Как показал  опыт, принцип максимизации собственной  выгоды нельзя абсолютизировать, поскольку  против него «работают» стремление к  благотворительности; эффект насыщения  потребностей (даже престижное потребление  действует лишь до определенных пределов); субъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности денег; психология коллективных действий.

Стремление к максимизации собственной выгоды может иметь  для индивида отрицательный результат  даже с экономической точки зрения, так как некоторые сверхцели, например в политике или личной жизни, могут быть достигнуты путем жертвования материальной выгодой. Кроме того, само поведение человека не является полностью рациональным, и очень часто экономические стимулы на практике корректируются привычками и подсознательными механизмами, например, внутренним неприятием риска.

Наконец, при изменении  абсолютной величины вознаграждения уровень  притязаний индивида изменяется нелинейно. Сначала он повышается, поскольку  в первую очередь оценивается  неполученный доход, потенциальная  возможность заработать который имелась, и рост разрыва увеличивает притязания. По мере роста вознаграждения индивид начинает обращать внимание на получаемый доход, достаточная величина которого его притязания снижает, порождая своего рода феномен компенсаторского поведения. Поэтому экономическое стимулирование и не дает такого эффекта, который, казалось бы, от него можно было ожидать.

Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, например информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе. Однако четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами не существует, и на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и известность, уважение, почет.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру, последняя достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностями и проч.

Исследования показали, что  при обладании достаточными средствами 20% людей не желают работать ни при  каких обстоятельствах, из остальных  готовы работать 36% — в случае интересной работы, 36% — чтобы избежать скуки  и одиночества, 14% — из-за боязни потерять себя, 9% — потому что работа приносит радость. Лишь 12% людей в  качестве основного мотива деятельности имеют исключительно деньги, в  то время как до 45% предпочитают им славу; 35% — удовлетворенность содержанием  работы, а около 15% — власть.

Классический менеджер стремится прежде всего к продвижению по службе, власти, высокому статусу, независимости. В то же время у многих людей велико желание находиться под покровительством, поэтому и в крайне тяжелом материальном положении они не вступают на путь частного предпринимательства, даже если иных способов поправить дела у них нет.

Для успешного руководства  людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них  и каких результатов при этом ожидать. Исходя из этого, он либо изменяет мотивационную структуру их поведения, развивая желательные мотивы и ослабляя нежелательные, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.

В то же время необходимо отметить, что между мотивацией и  конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи, поскольку здесь вмешивается  много случайных или субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, понимание  ситуации, влияние третьих лиц.

    1.  Концепция стимулирования

 

Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения  задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих  мотивов называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу.

Положительные последствия  увеличивают вероятность желательного поведения; отрицательные — уменьшают; нейтральные — ведут к медленному затуханию такого поведения. Но нужно  иметь в виду, что на одинаковые стимулы разные люди реагируют неодинаково  и с различной степенью интенсивности, а одни и те же результаты могут  быть получены и за счет вознаграждения, и за счет наказания.

Стремясь избежать отрицательных  последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, или заслужить  поощрение, человек сохраняет стабильность поведения или изменяет его в  требуемую сторону. Исследования показывают, что поощрение улучшает работу в 89% случаев, а наказание — в11%, ив11% — ухудшает; угрозы же на 99% игнорируются, и, кроме того, они сами по себе унизительны  для обеих сторон.

В то же время нужно иметь  в виду, что система стимулирования не заменяет административно-правовых методов. Цель стимулирования не вообще побудить к работе, а заставить  делать больше и лучше, чем это  предусмотрено стандартными заданиями  и степенью их нормативной трудности.

Воздействие стимулов на текущее  поведение людей рассматривает теория подкрепления, предлагающая такие способы воздействия на людей, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.

Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, имеющие позитивную направленность. Кроме того, оно направлено на привлечение персонала в организацию, сохранение состава сотрудников, управление издержками на оплату труда. При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например, прогулов.

Между положительным и  отрицательным подкреплением существует определенная асимметрия. Отрицательное  может вызвать не только желательные, но и непредсказуемые и негативные реакции, положительное— только желательные.

Гашение, т.е. отсутствие подкрепления отрицательных или положительных действий, происходит путем их игнорирования, и тогда они сами по себе затухают.

Наконец, наказанием является прямое воздействие с целью изменения поведения, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем и достижение положительных результатов. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы, санкции), снижения социального статуса в коллективе, психологической изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижения в должности и т.п.

Наказывается конкретный поступок, и мера наказания должна учитывать специфику совершаемого действия и характер человека. Наказание  должно быть своевременным и немедленно приводиться в исполнение, но нельзя наказывать, находясь в состоянии возбуждения. Кроме того, за поступок одного человека нельзя наказывать весь коллектив. Все эти методы должны использоваться в комбинации и взаимосвязи.

В зависимости от того, что  именно необходимо стимулировать (саму деятельность или ее результат), подкрепление или наказание могут быть текущими или итоговыми. Текущее подкрепление предназначено для стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся деятельности, поэтому при отсутствии ее прекращается.

Практика подкрепления учитывает  следующие моменты:

— чем чаще вознаграждение, тем чаще повторение действия;

— если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди пытаются повторить ситуацию;

— если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать большие  усилий;

— когда потребности удовлетворены, активность падает.

Величина подкрепления должна быть минимальной, чтобы постоянно  поддерживать заинтересованность в  продолжении нужной деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Важна не столько она сама, сколько форма, способ, режим подкрепления. Так, оно может быть непрерывным, фиксированным (регулярным), эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и другого).

Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каждым действием. При постоянном применении это обеспечивает высокую результативность, но приводит к раннему насыщению потребностей и гашению поведения или его быстрому изменению, когда стимулы прекращаются.

Информация о работе Формы и средства морального стимулирования в системе мотивации персонала