Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:55, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы вызвано тем, что малый бизнес представляет собой важный структурный элемент свободной рыночной экономики, более того, как хозяйственная система, оно является его основой. Без развития малого бизнеса России не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ. Многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.
Введение
……………………………………………………………
3
1.
Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
6
1.1.
Сущность и назначение малого бизнеса в экономике…..
6
1.2.
Анализ понятия, видов и методов государственной поддержки малого бизнеса………………………………
10
1.3.
Правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства………………
16
2.
Оценка форм и методов государственной поддержки малого бизнеса (на примере Республики Татарстан)…….
23
2.1.
Анализ развития малого бизнеса в РТ…………………….
23
2.2.
Основные направления совершенствования государ-ственной финансовой поддержки малого бизнеса ………
26
Выводы и предложения………………………………...…………………..
32
Список использованных источников и литературы……………………..
34
Приложение I Основные источники финансирования малого бизнеса
37
Приложение II Реализация программ финансовой поддержки cубъек-тов малого биз
Данные результаты позволили увеличить удельный вес добавленной стоимости субъектов малого предпринимательства в экономике Республики Татарстан до 17%.
В 2009 году суммы налоговых платежей субъектов малого предпринимательства составили 8,9 млрд. рублей, или более 9% от налоговых поступлений всех хозяйствующих субъектов Республики Татарстан в бюджеты всех уровней, в том числе налоговые платежи малых предприятий – 7,6 млрд. рублей (прирост на 88% к 2006 году), а налоговые платежи индивидуальных предпринимателей – 1,2 млрд. рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2006 году.
Экономическая активность малых предприятий растет. Так, за 2010 год доля предприятий малого бизнеса в общем объеме поставок для государственных нужд выросла с 23% до 38,6%.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос с 345,8 млн. рублей в 2006 году до 4032,4 млн. рублей в 2006 году.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2005 – 2010 годы положительно повлияла на основные показатели развития малого предпринимательства в Республике Татарстан.
2.2. Совершенствование форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Устойчивый долгосрочный экономический рост в стране требует опережающей динамики развития финансовой системы. Чтобы к 2020 году выйти на уровень финансового рынка развитых стран Европы, средний ежегодный прирост активов и капитализации финансового сектора должен составить 25–30%.
Кредитование предприятий малого бизнеса является одним из направлений деятельности банков, поскольку это реальный механизм привлечения новых клиентов и соответствует государственной политике развития малого бизнеса. [24. C. 5]
В то же время имеются определенные причины, которые не позволяют банкам удовлетворить в полной мере потребности малых предприятий в кредитных ресурсах. Одна из них – высокая степень риска кредитования, поскольку большинство предприятий малого бизнеса не имеют стабильных показателей финансового состояния и не могут предложить ликвидного обеспечения в необходимом объеме.
Обследование, проведенное Ассоциацией региональных банков, свидетельствует, что высокие риски кредитования являются основной причиной (58,3% от всех причин), препятствующей увеличению банками объемов кредитования малого предпринимательства. [14. C. 59]
Материалы проведенного обследования показывают, что финансовое состояние предприятий является наиболее существенным фактором при предоставлении кредитов малому бизнесу. Предпочтение данному фактору отдали 91,6 проц. банков, участвовавших в обследовании. [23. C. 6]
В этих условиях банки уделяют большое внимание оценке кредитоспособности малых предприятий. Как свидетельствует практика, большинство банков изучают кредитоспособность таких заемщиков достаточно долго. Так, от подачи заявки в минимальный срок (1–3 дня) выдается 31,9% кредитов, в максимальный (1 месяц) – 48,6%, в срок от 4 до 25 дней – 18%. Имеются случаи, когда кредит выдается и через 1,5–2 месяца. Но, как правило, это связано с оформлением недвижимости в качестве залога. В среднем же время от подачи заявки до выдачи кредита по обследованным банкам составило 5,9 дня.
Из-за низкого качества подготовки кредитной программы на начальной стадии, по статистике, каждая третья (33,6%) от общего объема поданных заявок на получение кредита удовлетворяется, что, тем не менее, является положительным результатом. У 1/3 банков имеется специальная кредитная политика по малому предпринимательству. [11. C. 5]
В целом следует отметить, что большинство банков используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков. Лишь немногие из них в этих целях используют экспресс-анализ, скорингoвые модели, зарубежный опыт оценки кредитоспособности. Например, экспертами КМБ-Банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) была разработана специальная технология упрощенной оценки деятельности заемщика, которая адаптирована именно к ведению малого бизнеса. Она позволяет принимать экспертное решение о выдаче кредита за срок до 14 дней, в то время как другие банки устанавливают срок рассмотрения заявки от трех до шести месяцев.
Причиной сдерживания кредитования малого бизнеса, является недостаточность кредитных ресурсов банков со сроками кредитования свыше трех лет. Так, если на конец 2007 года сумма привлеченных вкладов в банковской системе составляла 3333,3 млрд. рублей, то средства срок свыше трех лет составляли всего 239,3 млрд. руб., т.е. 7,2%. [19. C.123]
Развитию банковского кредитования предприятий малого бизнеса будет способствовать совершенствование системы государственной поддержки данного сектора экономики.
По мнению Минэкономразвития, следует разработать федеральный закон, регулирующий развитие и господдержку малого бизнеса. В основе концепции должны быть такие направления:
– субъекты малого и среднего предпринимательства принимают участие в выработке государственной политики;
– государство обеспечивает им равный доступ к финансовым ресурсам;
– органы государственной власти несут ответственность за обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса.
В Российской Федерации созданы все необходимые условия для принятия отдельного положения Центрального Банка «Об упрощенной системе кредитования предприятий малого бизнеса коммерческими банками». В данном документе следует отразить вопросы формирования процентных ставок по кредитам, форм и видов обеспечения кредита, а так же порядок оказания государственной финансовой помощи и предоставления государственных гарантий.
Однако объем кредитов, предоставляемых малым предприятиям, постоянно возрастает. Например, в Республике Татарстан, по данным генерального директора Агенства по развитию предпринимательства РТ Сергеевой Г.И., реализуются программы льготного кредитования, лизинговых сделок и гарантийные механизмы за счет средств Инвестиционно-венчурного фонда и банков РТ:
– программа микрокредитования (сумма кредита 300 тыс. руб., процентная ставка от 6% до 13% годовых);
– программа среднесрочного кредитования субъектов малого бизнеса, реализующих проекты в реальном секторе экономики (сумма кредита до 3 млн. рублей, процентная ставка от 7% до 13% годовых);
– программа «Гарантийный фонд» (размер гарантийного капитала с участием федеральных и республиканских средств, составил 225 млн. рублей, по данной программе кредиты выдаются от 500 тыс. рублей до 5 млн. рублей, процентная ставка до 12% годовых);
– лизинг сроком до 5 лет (авансовый платеж от 10% до 30% от стоимости предмета лизинга, среднегодовое удорожание 9–10%) (41, с. 5).
По мнению директора Лизинговой компании малого бизнеса РТ, Айрата Каюмова, финансовая аренда техники и оборудования предпринимателям на льготных условиях – это не только инструмент привлечения малого бизнеса в производственный сектор, но и шанс предприимчивым новичкам для старта в бизнесе. В результате всех заключенных сделок было создано более 550 новых рабочих мест, заключено 23 договора лизинга на общую сумму 51 млн. рублей. К концу 2008 года планируется довести объем лизингового портфеля до 2 млрд. рублей, увеличив его на 1 млрд. рублей в нынешнем году. Таким образом, количество сделок должно приблизится к объему в 900–1000 единиц в год. [18. C. 7]
Самый популярный на сегодняшний день продукт, предлагаемый банками малому бизнесу, – кредит с аннуитетной системой платежей. Аннуитет – такая форма кредитования, при которой основной кредит и начисленные проценты погашаются равными платежами в течение всего срока кредитования. Каждый платеж состоит из двух частей: первая уменьшает задолженность по кредиту перед банком, вторая – это начисленные проценты за пользование кредитом.
При этом от месяца к месяцу доля процентов в ежемесячном платеже уменьшается, а доля возврата кредита увеличивается, но сумма этих частей остаётся постоянной. Данный вид кредита особенно привлекателен для малых компаний, занятых в сфере торговли, где коэффициент оборачиваемости денежных средств наиболее высок и совсем не подходит для предприятий производственной сферы. [24. C. 5]
Одним из возможных путей решения проблемы нехватки ресурсной базы могла бы стать трансформация некоторых перечисленных институтов в небанковские кредитные организации (НДКО).
Однако, для того чтобы субъекты малого бизнеса получили доступ к кредитным ресурсам, необходима прогрессивная политика Банка России. В числе мер, стимулирующих развитие НДКО, можно назвать следующее: создание упрощённой процедуры регистрации НДКО по сравнению с банками (сокращение перечня документов и сроков их рассмотрения); установление специальных требований к структуре органов управления; наличие специальных нормативов и резервных требований; упрощённый порядок бухгалтерского учёта и представления отчётности. [14. C. 58]
Помимо этого, форма небанковской кредитной организации, предполагающая соответствующие меры контроля за рисками, повысит надёжность рассматриваемых финансовых посредников, существенно расширит перечень разрешённых им операций, включая такие банковские операции, как кредитование, выдача банковской гарантии, привлечение депозитов от юридических лиц. [21. C. 60]
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на определенные сдвиги, рынок кредитования малого бизнеса в России развивается крайне медленно. Кредитование малого бизнеса – с одной стороны, продукт высокотехнологичный, а с другой – достаточно массовый. И основные проблемы здесь те же: необходимость создания мотивированного спроса на кредитные ресурсы, потребность банков в «удлинении» пассивов, а также несовершенство институциональной среды, препятствующее как нормальному функционированию малого бизнеса, так и развитию кредитования малых предприятий.
Одним из важнейших элементов государственной экономической политики Республики Татарстан, определяющим основные принципы, направления и средства достижения целей по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства являлась Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005 - 2010 годы.
При подготовке Программ поддержки предпринимательства Республики Татарстан предлагаем:
1) четко сформулировать цель Программы;
2) провести анализ результатов, достигнутых (не достигнутых) в ходе выполнения ранее реализованной программы, а также, исходя из содержания раздела, более подробно рассмотреть существующие проблемы предпринимательства;
3) подготовить технико - экономическое обоснование Программы, определить объемы и источники финансирования Программы по годам;
4) определить и указать в Программе показатели эффективности;
5) указать промежуточные (по годам) ожидаемые показатели реализации Программы (объемы выручки субъектов предпринимательства, налоговые поступления от деятельности субъектов предпринимательства в доходную часть бюджета Республики Татарстан, добавленную стоимость на одно малое предприятие и т.д.);
Выводы и предложения
Проведенное нами исследование форм государственной финансовой поддержки малого предпринимательства и перспектив их развития позволяет сделать следующие выводы:
1. Прибавка малых предприятий в последнее десятилетие в среднем составила 38,5 тыс. в год, а персонал прирастал на 78,9 тыс. человек. При этом, однако, обнаруживается, что: в годы спада среднее число работников на одно малое предприятие даже подросло – с 7 до 7,9 человека, а в период подъема колебалось на уровне около 8, то есть рост здесь микроскопический.
2. Практикуемые ныне формы господдержки МП ориентируют его деятельность главным образом на национальный рынок, и это в принципе правильно. Однако, в программах поддержки МП необходимы, в частности, меры, облегчающие его субъектам доступ на международные рынки наукоемкой продукции и высоких технологий, а также способствующие повышению квалификации предпринимателей в осуществлении внешнеторговых операций.
3. Применяемые к субъектам малого предпринимательства меры непосредственного государственного воздействия (прямое финансирование, льготное кредитование и налоговые освобождения) необходимы и важны. Однако, явно недостаточны в том смысле, что не мотивируют предприятия вступать в интеграцию с более крупными (корпоративными) структурами, вне которой невозможна полная реализация потенциала конкурентоспособности малого бизнеса. В связи с этим наряду с инструментами прямого воздействия в системе господдержки малые предприятия должны использоваться рычаги косвенного влияния, стимулирующие сотрудничество малых и крупных предприятий.
4. Формой совершенствования поддержки малого бизнеса является создание корпораций развития малого бизнеса; предоставление кредитов и займов; размещение государственных закупок; создание организаций экономического развития местных сообществ; участие органов власти в создании заемных фондов развития малого предпринимательства; оказание помощи малым и средним предприятиям, перемещаемым на периферию; создание региональных агентств развития малого бизнеса; создание сети сервисных центров для малых предприятий; субсидии региональных органов власти на инвестиции; создание сети венчурных предприятий; создание местных сообществ малого и среднего предпринимательства.