Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:55, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы вызвано тем, что малый бизнес представляет собой важный структурный элемент свободной рыночной экономики, более того, как хозяйственная система, оно является его основой. Без развития малого бизнеса России не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ. Многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.
Введение
……………………………………………………………
3
1.
Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
6
1.1.
Сущность и назначение малого бизнеса в экономике…..
6
1.2.
Анализ понятия, видов и методов государственной поддержки малого бизнеса………………………………
10
1.3.
Правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства………………
16
2.
Оценка форм и методов государственной поддержки малого бизнеса (на примере Республики Татарстан)…….
23
2.1.
Анализ развития малого бизнеса в РТ…………………….
23
2.2.
Основные направления совершенствования государ-ственной финансовой поддержки малого бизнеса ………
26
Выводы и предложения………………………………...…………………..
32
Список использованных источников и литературы……………………..
34
Приложение I Основные источники финансирования малого бизнеса
37
Приложение II Реализация программ финансовой поддержки cубъек-тов малого биз
- мобилизация личного фактора;
- удовлетворение определенного круга потребностей людей;
- развитие конкуренции.
Кроме того, предприятия малого бизнеса включаются в систему крупного производства для обслуживания крупных предприятий. Их отношения строятся не на подчинении и диктате, а на партнерстве и взаимной выгоде. Весьма характерно, что во многих сферах хозяйственной деятельности малый бизнес становится все более необходимым дополнением к крупному, особенно там, где нецелесообразно массовое производство. Крупные фирмы нередко отказываются от заказов на мелкие серии, предоставляя их производство небольшим предприятиям, которые закрепляются в узкоспециализированных секторах производства, становясь поставщиками различных полуфабрикатов, деталей, узлов, продуктов отдельных стадий технологического процесса для крупных фирм. Благодаря этому крупные предприятия получают возможность, освободившись от «мелких дел», расширить свое производство за счет увеличения мощностей.
Одновременно крупные заводы постепенно освобождаются от ремонтных цехов, передавая их функции мелким специализированным предприятиям.
Однако малый бизнес не ограничивается вспомогательной ролью по отношению к крупному производству. Многие малые предприятия сориентированы непосредственно на рынок, производят конечную продукцию, как правило, потребительского характера. Эта функция малого бизнеса имеет особо важное значение для региональной экономики. Ведь малые предприятия близко расположены к местным рынкам, умеют быстро приспосабливаться к специфической клиентуре, ее запросам. Рост потребностей населения, их возрастающая дифференциация и индивидуализация диктуют быструю смену ассортимента, оперативное освоение новых видов продукции, пользующейся повышенным спросом, развитие производства мелкими партиями и по индивидуальным заказам. Этим требованиям малые предприятия способны соответствовать в большей степени, чем крупные, причем с меньшими издержками. Не меньшее значение имеет возможность использовать на мелких предприятиях местное сырье и небольшие местные источники энергии, а также отходы крупного производства, которые не могут быть утилизированы крупными предприятиями. Последнее обстоятельство не только повышает эффективность производства в результате более полного использования сырья, но и создает благоприятные условия для уменьшения загрязнения окружающей среды.
Заметна роль малых предприятий в решении проблемы занятости населения, поскольку они имеют возможность использования таких резервов рабочей силы, которые не могут быть применены на крупных предприятиях из-за особенностей технологии и режима производства на них. Речь идет об учащихся, домохозяйках, пенсионерах и других лицах с ограниченной трудоспособностью. В настоящее время во всех странах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, стимулируется включение этих категорий населения в общественное производство, прежде всего на мелких предприятиях сферы торговли и обслуживания.
Малые предприятия не только активно привлекают работников на условиях совместительства, но и являются основным источником новых рабочих мест (в силу чего требуют к себе особого внимания в периоды экономического спада).
1.2. Анализ понятия и видов государственной поддержки малого бизнеса
С переходом к рыночным отношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ являются предприниматели. Получило развитие также законодательство, закрепляющее новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей. За годы реформирования России юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения. Действующее сейчас законодательство (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматривает предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке [2. C. 9].
Предпринимательские отношения – общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Эти отношения подразделяются на две группы:
1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель – предприниматель);
2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения предприниматель – орган управления).
Эти группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности, как правило, возникают из договора.
Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д.
В эту группу включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органов управления.
В сфере экономики эти две группы отношений тесно взаимодействуют, что обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.
Жизнеспособность малого предпринимательства в структуре современной рыночной экономики определяется теснотой его взаимодействия с государством и крупными хозяйственными структурами, поэтому можно говорить о системе поддержки малого бизнеса, состоящей из двух звеньев.
Первое звено представляет поддержка государством и дополняющими его деятельность общественными органами, т.е. государственно-общественная поддержка малого бизнеса. Общественные органы могут включать общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды. Идея создания таких форм поддержки исходит из необходимости защиты их интересов перед лицом более мощных конкурентов на рынке, а также обеспечения их представительства в органах законодательной и исполнительной власти на федеральном или региональном уровне.
Второе звено представляют разнообразные формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия коммерческих предприятий с крупными (например, лизинг, франчайзинг). К этому звену мы относим и государственное содействие льготного кредитования малого бизнеса. В результате такой интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность и т.д. Совокупность таких процессов определяется как интеграционная поддержка малого бизнеса.
Оба звена тесно взаимосвязаны между собой. Государственное воздействие распространяется на развитие системы интеграционных связей как ключевого элемента внешней среды малого предпринимательства. В свою очередь крупный бизнес участвует в инициируемых государством мероприятиях по развитию инфраструктуры поддержки. Таким образом, единая система поддержки малого бизнеса представляет собой совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса, осуществляемых государством, общественными организациями и крупными предприятиями через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной кооперации [25. C. 90].
Высшей целью системы государственной поддержки малого бизнеса является осуществление в полном объеме этим сектором народного хозяйства своих экономических, научно-технических, социальных и других функций. Реализация этой цели опирается на ряд определенных, научно-обоснованных принципов:
1. Исходный. Сочетается с обеспечением свободы рыночного саморегу-лирования. Он характерен для стран с развитой рыночной экономикой;
2. Программно-целевой. Система намечаемых, подлежащих осуществлению мер, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Все формы, виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевым подходом, или программно-целевым методом. Такая методология наиболее характерна для процессов выработки и реализации управленческих решений, связанных с задачами, не находящими решений в экономике как управляемой системе;
3. Дифференцированность. На федеральном уровне следует поддерживать не любой малый бизнес, а лишь действительных субъектов малого предпринимательства и тех, кто участвует в реализации федеральных программ или функционирует с устойчивым бюджетным дефицитом;
4. Мотивирующая направленность. Необходимость привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса, осуществляющего инновационное воспроизводство;
5. Гарантия поддержки и ответственность госорганов;
6. Учет динамичности и противоречивости процесса становления предпринимательства;
7. Единство и взаимообусловленность трех основных направлений: регулирование внешней среды, ориентированность на внутренние функциональные области предпринимательства и самоорганизация соответствующей системы.
Основу развитой системы государственной поддержки малого бизнеса составляют следующие блоки: [16. C.65]
- самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая условия деятельности субъектов малого бизнеса, регулирующая формы и методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений;
- действенные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие предпринимателей во всех отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
- система институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку малого бизнеса, включая органы государственной власти, общественные объединения и т.д.;
- необходимое для реализации мер поддержки ресурсное и финансовое обеспечение наряду с созданием условий и механизмов привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса, а также усовершенствованием налоговой системы;
- государственные программы, ориентированные на оказание поддержки малому бизнесу, и иные программы социально-экономического развития регионов, которые должны включать меры по привлечению сектора малого предпринимательства к их реализации.
В государственных программах поддержки фиксируются цели, принципы и направления помощи малому бизнесу. В России преобладает подход, в соответствии с которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются комплексные программы, рассчитанные, как правило, на два года. При этом цели и задачи во многом могут совпадать, но необходимо качественное различие технологий поддержки. Федеральные органы власти призваны обеспечивать «рамочные» условия поддержки, тогда как субъекты федерации - решать вопросы стимулирования производства на своей территории с учетом местных особенностей, развивать местные товарные, производственные рынки, решать проблемы занятости.
Основные виды государственной поддержки малого бизнеса являются льготное кредитование, снижение уровня местных налогов, льготная аренда производственных помещений, помощь в подборе и подготовке кадров, консультации по управлению персоналом, получение госзаказов, гарантии по банковским кредитам, содействие в лизинге оборудования, обеспечение безопасности, поддержка инновационной деятельности, поддержка отдельных групп предпринимателей, специальные меры поддержки производственных фирм, содействие в получении иностранных кредитов, создание гарантийных фондов, развитие системы страхования.
Что касается конкретных мер по поддержке малого бизнеса, то здесь может быть выделено три главных направления [25. C.88].
Первое - это наведение порядка во внешней среде малого бизнеса: реформирование налогообложения, совершенствование правовой базы, защиту субъектов малого бизнеса от преступных посягательств, устранение административных барьеров, улучшение условий сбыта.
Второе - регулирующее воздействие на внутреннюю среду малого предприятия, прежде всего по линии оказания избирательной помощи. Необходимо сочетание интересов государства и субъектов малого предпринимательства. Стратегия помощи следующая: органами поддержки рассматриваются и удовлетворяются финансовые заявки предпринимателей, направления деятельности которых соответствуют приоритетам программы развития и поддержки малых фирм.
Третье - организационное самосовершенствование системы господдержки на федеральном, региональном и местном уровнях.
1.3. Правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства
Важнейшим фактором успешности хозяйственной деятельности является создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и, прежде всего, системы привлечения материальных и финансовых ресурсов.
В последнее время в России, несмотря на экономическую стабили-зацию и появление новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики переживает стагнацию, а число вновь зарегистрированных малых фирм, соответствует количеству уходящих с рынка.
Одной из основных причин в сложившейся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для развития малого бизнеса. Причем выход из этого положения каждое предприятие вынуждено искать по-своему. Исследование Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) показало, что наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых предприятий являются внутренние ресурсы и лишь четверть из них пользуется внешними источниками. Первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий (67%). На втором месте (21%) оказался другой внутренний резерв – личные средства учредителей; на третьем – частный кредит, которым воспользовались 17,9% малых предприятий. Другие источники финансирования - 15%. Так, недостаток средств, для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса [7. C.127]. (Приложение 1)