Формы безработицы и ее специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Содержание

Введение
Формы безработицы и ее специфика

Сегодняшняя ситуация в области
занятости населения.
Проблемы занятости населения в России на современном этапе

Внутрифирменная безработица
Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по безработице.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодняшняя ситуация в области занятости  населения.

 

Опыт минувших годов наглядно обнаружил недостаточную  подготовленность  службы  занятости  к оперативному решению вопроса  занятости при массовом высвобождении работников с  предприятий.  Практика  показала, что  трудоустройство людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия,  учреждения,  организации - не простое  дело.  Как пример  можно  привести случай,  когда крупномасштабное мероприятие по высвобождению работников,  проведенное на транспорте Миннефтепрома при переводе на новые условия организации оплаты труда,  обеспечившие сокращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью  и  неудовлетворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями в работе трудовых коллективов.  Выявилось несоответствие уровня развития материально-технической  базы  службы  трудоустройства  и ее кадрового обеспечения потребностям оперативного согласования спроса  на  труд  с предложением рабочей силы,  изменившимся условиям хозяйствования и интересам трудовых коллективов.  Это серьезное препятствие на пути распространения рыночных отношений.  Все еще не работает, как следует механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работников  в связи с ростом производительности труда, и продолжают накапливаться резервы рабочей силы  в отраслях  материального производства.

Можно  выделить  ряд факторов,  которые будут  сдерживать высвобождение работников в дальнейшем.  Прежде всего, это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы;  неподготовленность психологии  людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно  высвобождающихся работников,  лиц разных категорий.  Наконец,  не изжиты и «собесовские» представления о социальной защите и поголовной  занятости,  допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это не заработанных денег.  В  результате  высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для предприятий,  испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию  по  освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство. Расширяется круг задач,  которые предстоит  решать  всем  звеньям системы трудоустройства,  переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения  трудоспособного населения,  создания банка данных о потребностях и источниках рабочей силы,  информированием всех слоев населения о потребностях в работниках  в  профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов,  женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий,  объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы;  осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп населения,  предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалификации или переобучения.

Принципы  перестройки  системы Госкомтруда  и его органов на местах определяются такими требованиями, как революционный  характер ее преобразований,  нацеленность проводимых мероприятий на разрешение противоречий в занятости и достижения качественно нового ее состояния, на повышение  социальной  защищенности  человека и социальной эффективности государственной системы управления трудовыми ресурсами в  целом.  Сюда же относятся принципы вычленения в ней приоритетных направлений и первичного исходного звена.

Совершенствование управления трудовыми ресурсами  можно рассматривать как приоритетное направление в решении  задачи  создания  системы формирования эффективной занятости. Оно соотносится  как конечный желаемый результат  и исходный этап его достижения.

Исходным  звеном  перестройки системы Госкомтруда  является местные органы по труду  и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отработка  модели  территориальных  служб управления занятостью и трудовыми  ресурсами.  Дело в том,  что  деятельность этих звеньев особенно  тесно соприкасается  с  интересами  первичных  хозяйственных подразделений и трудящихся, непосредственно "улавливает" последствия изменений условий хозяйствования и занятости,  принятия законов,  проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда и организационных структур  управления.  Им принадлежит ведущая роль в регулировании развития рынка рабочей силы на территориальном уровне.

К настоящему  времени прошли экспериментальную  апробацию разнообразные способы  организации местными органами  власти  выполнения  ряда важных управленческих задач: улучшение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов,  сокращение срока вакантности рабочих мест и времени  бездействия работников при смене места работы и ее подборе,  при текучести кадров и других. Общим для всех апробированных моделей является  то,  что  они основаны на внедрении оперативного учета наличия и движения трудовых ресурсов и рабочих мест с использованием современных средств сбора и обработки информации, экономико-статистических методов и электронно-вычислительной техники. Это открывает большие возможности комплексному  сбалансированному развитию всех сфер занятости для выработки обоснованных управленческих решений  по  наиболее  рациональному использованию различных социально-демографических групп трудоспособного населения. Однако для обеспечения эффективной занятости условия еще не созданы. Современное состояние материально-технической базы системы трудоустройства не соответствует потребностям оперативного решения задач  по эффективной территориально-отраслевой перегруппировке трудовых ресурсов при массовом  высвобождении  работников.  Во  многих  городах службы  трудоустройства размещены в плохих помещениях.  Это снижает их престиж у населения. Они не имеют необходимых технических средств: вычислительной техники,  ЭВМ, автоматизированных поисковых систем, дисплеев.  Низок уровень квалификации кадров, работающих с населением, высока их текучесть из-за низкого уровня оплаты труда. Между тем качество работы службы во многом упирается именно в технику и кадровое обеспечение без которых нельзя составить банка данных, трудно пользоваться имеющейся информацией,  улучшить  качество  обслуживания  населения  и престиж  органов  трудоустройства.  Поэтому безотлагательной проблемой является коренное и качественное  обновление  материально-технической базы  и кадрового обеспечения государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации,  повсеместное оснащение территориальных служб занятости современными средствами сбора и обработки информации, компьютерной техникой,  в том числе,  индивидуального пользования. Без решения  этой  задачи нельзя обеспечить заинтересованность предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости. В этой связи представляется необходимой  дальнейшая  отработка  и

уточнение  принципов  и  механизма финансирования системы технического переоснащения  службы трудоустройства с необходимостью централизованного  бюджетного  финансирования,  основой  которого  должна стать плата предприятий за трудовые ресурсы в общероссийский и местные бюджеты или налог с прибыли.

Вызывает  сомнение правомерность принятия  порядка  финансирования социальных выплат, связанных с процессом  высвобождения и переподготовки.  При увольнении ответственность за социальное обеспечение и переподготовку  высвобожденных  работников возложена на предприятия,  осуществляющее их высвобождение и прием на работу. В условиях рынка, когда зарплата должна быть каждым заработана,  такой порядок ставит заведомо трудовые коллективы в невыгодное положение.  Перенесение  на  них расходов  по  социальным  выплатам  в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на пути активизации высвобождения  работников за пределы предприятий.

При расторжении  трудового договора в случае сокращения  штатов  и высвобождения  людей  за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека -  гарантированы  определенные

преимущества  данному  контингенту  в  очередности получения работы на других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по  собственному  желанию;  предоставлено  право досрочного выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста с частичной  компенсацией  потерь  заработка; продлена  продолжительность  периода  социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоустройства  по  специальности  в определенный законом срок;  организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных  органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с последующей гарантией предоставления работы по специальности и  т.п.  Местные органы  власти  должны  иметь  в  своем  распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятости и реализации права людей на труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы  занятости населения России на современном  этапе

 

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации  противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли  глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте  доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности  с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г. уровень зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995 г. - уже в 2,7 раза. В то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция: уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям экономики, а в 1995 г. он составлял уже 80% от средней зарплаты по народному хозяйству.

На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости  зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся  в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек  имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины  отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).

Если к  лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих  не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически  активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.

 

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.  Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

Реальный  недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме  действия Закона о занятости, принятого  в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать, по крайней мере, восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

  1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными  силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.
  2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.
  3. Закон о занятости включает положение, о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных, по-видимому, исключается из официальных данных.
  4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятие, сокращающее занятых, скорее всего, находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.
  5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование  промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.
  6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.
  7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.
  8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая  тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного  налогообложения фонда оплаты труда.

Информация о работе Формы безработицы и ее специфика