Формирование рыночного механизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Работа содержит 1 файл

Введениеменедж.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

     3) Формирование разных типов рынка  и рыночной инфраструктуры, новых  механизмов установления хозяйственных  связей и развития свободного  предпринимательства. В переходный  период для поддержания материальной  сбалансированности в важнейших  секторах экономики потребуется  применение госзаказов и лимитированного  распределения изготовленной по  ним продукции и в гибких  формах, которые не препятствовали  бы развитию рыночных отношений.  Это предполагает демонополизацию  экономики и устранение организационных  структур, сложившихся в рамках  командной системы и препятствующих  развитию рыночных отношений,  что является важнейшей предпосылкой  для конкуренции, перехода к  рыночному ценообразованию. При  формировании рынка ключевое  значение приобретает создание  сильной системы социальной поддержки  и гарантий для населения, которая  облегчила бы людям приспособление  к условиям рыночной экономики,  защитила социально уязвимые  слои от трудностей переходного  периода. 

     4) Осуществление активной инвестиционной  политики. Эта политика, опираясь  преимущественно на экономические методы, должна обеспечить необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении его социальной переориентации, опережающего развития производства потребительских товаров и услуг, сокращения потерь, восприимчивости производства к изменениям спроса и технологическим нововведениям.

     Структурная перестройка является, в конечном счете, необходимым условием устойчивого  рыночного равновесия, эффективного функционирования всех механизмов рынка. По каждому из перечисленных направлений  должно быть обеспечено опережающее  создание правовой базы и институтов государственной власти и управления. Задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени.

     Необходимо  учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она  в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной  перестройки социально-экономических  отношений, серьезных изменений  в установках и нормах поведения  миллионов людей. А это не просто.

     Центр тяжести на первом этапе реформы  приходится на оздоровление денежной системы, а также на поддержание  сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание  хозяйственного оборота, переход к  рыночному ценообразованию. Твердый  рубль окажет немедленное воздействие  на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действий по другим направлениям. Одновременно должны проводиться активные меры по разгосударствлению и демонополизации  экономики, развитию предпринимательства  и конкуренции, чтобы в максимально  короткие сроки создать предпосылки  для включения рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут  обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор пока они не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства. Время, в течение которого проводится жесткая финансово-кредитная политика, осуществляется либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики до проявления очевидных признаков включения механизмов конкуренции и рыночного саморегулирования, образует период стабилизации экономики. Вслед за осуществлением Программы проведения курса реформ должен начаться период развития рынка, подъема производства и повышения его эффективности. Но это теоретически, а практически движение экономики может пойти "вспять" - вновь к системе централизованного управления.

     Российские  экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов  не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.), и последовавший за этим полный провал перестройки только засвидетельствовали всю серьезность проблемы перехода к рыночным отношениям.

     Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в направлении рыночных отношений, перейдя к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как приватизация (часто за гроши) ведущих промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что больно ударило по отечественной промышленности. Также, вплоть до 1996 года практически полностью отсутствовала законодательная база для новых рыночных отношений. Поэтому, хотя возращение к плановой советской системе к середине 1990-х годов уже было маловероятно, конфигурация и перспективы развития экономики России оставались неопределенными.

     В настоящее время среди серьезных  публикаций, касающихся экономических  вопросов, тематика, связанная с  мировой экономической конъюнктурой, не имеет конкурентов по популярности. Это нетрудно понять. Колебания темпов экономического роста напрямую связаны  не только с ситуацией на финансовых рынках, но и с состоянием банковской системы, доступностью кредита, масштабами жилищного строительства, состоянием национальных бюджетов, динамикой социальных расходов, уровнем жизни населения. Она прямо сказывается на том, как живут миллиарды людей.

     Экономический рост в России начался в 1997 году после  преодоления постсоциалистической рецессии, связанной с крахом советской экономики, перестройкой важнейших экономических институтов. В 1998 году он был прерван резким ухудшением мировой экономической конъюнктуры, оттоком капитала с многих развивающихся рынков (включая российский), падением цен на нефть (в реальном исчислении) до беспрецедентно низкого за последние 30 лет уровня. Рост восстановился в 1999 году и продолжался 9 лет. Его средние темпы за этот период – 6,9% в год.

     В начале рост носил восстановительный характер. Его основным источником было использование производственных мощностей, созданных в советское время. Начиная с 2003–2004 годов, он все в большей степени приобретал инвестиционный характер.

     Прогнозы, построенные на базе моделей, описывающих  циклические колебания в развитых рыночных экономиках, применительно  к России радикально расходились  с тем, что происходило на деле. К середине последнего десятилетия  работы, в которых предпринимались  попытки использовать методологию  анализа конъюнктуры цикла при  исследовании происходящего в России, вышли из моды. Это произошло как  раз в то время, когда наша страна вступила в стадию инвестиционного роста, а мировая экономическая конъюнктура стала важнейшим фактором, который необходимо учитывать при обсуждении ключевых вопросов экономической политики.

  3. Основные результаты  рыночной экономики  за прошедшее десятилетие.

  Что стало успехом и неудачей этих десяти лет? Какие уроки мы должны извлечь? Как исправить ошибки и  укрепить достижения?

  Ушедшее десятилетие началось для российской экономики весьма резво: рост ВВП, снижение инфляции, профицит бюджета. Только ли мировой кризис 2008 года остановил эту победную поступь? Если бы его не было, с какими результатами мы проводили бы 2010год?

  Допущение , что нас мог бы миновать мировой кризис, конечно смелое, если учесть уровень нашей погруженности в глобальное хозяйство и существенную зависимость от него российской экономики. Вклад экспорта в ВВП России – более 30 процентов. Это немало. Но если предположить, что нынешний глобальный кризис начался бы позже. Что тогда? Тот же спад, но менее глубокий, поскольку внешний спрос продолжал бы играть свою амортизирующую роль. Но все-таки спад перегруженной нерешенными структурными проблемами и разбалансированными макрорисками, в том числе из-за роста госрасходов. Плюс к тому – сильная встряска всей финансовой системы, целый ряд корпоративных и банковских дефолтов из-за неурегулированности вопросов с внешними долгами, а также- регулятивная реакция государства, в целом схожая с той, что наблюдалась в 2008-2010 годах. «Раздача» средств поддержки могла бы стать заметно большей за счет нефтегазового ресурса. Не исключено, что без глобального кризиса в 2010 году этот спад мы бы уже преодолели. Но все равно оказались бы перед той же повесткой дня, что и сегодня.

  Определяющие  этапы десятилетия:

  1. 2000-2001 годы. Это завершение глобального восстановления после кризиса 1998 года.
  2. 2001-2004 годы. Идет сбалансированный рост с ориентацией на инвестиции, поддерживаемый реальными структурными реформами.
  3. 2005 год. Сворачивание реформ и начало «нефтегазового куража»
  4. 2006-2008 годы. Проходит несбалансированный форсированный рост с прогрессирующей зависимостью от внешних факторов, отрыв инвестиций от национальной финансовой ресурсной базы, ослабление бюджетной политики. То есть мы наблюдаем весь набор признаков явного структурного нездоровья и исчерпанности исповедуемой экономической модели.

      Довольно  удачной была вся половина десятилетия. Это годы органического роста, сопровождающегося  развитием рыночных институтов и  конкуренции. К тому же и в политической системе было больше жизни. Если выделять какой-то конкретный год, то это был 2003. Именно тогда начал формироваться  Стабилизационный фонд.

      Самые провальные годы:

      Во-первых, 2005 год. Тенденции первой половины «нулевых»  стали разворачиваться. И  менять знак на противоположный, с точки  зрения качества институтов, в том  числе государственных,  включая судебную систему. Во- вторых, 2010 год. Вновь на развилке, когда ясно, что необходимо развиваться в социально- экономической модели с реально конкурентной политической составляющей, обеспечивающей и гибкость реакций, и взвешенность, и высокое качество решений. Но шагов внятных и системных из общего состояния еще не сделано. Намерений обозначено много, однако движения пока по большей части разминочные. И все-таки эти десять лет для экономики России – шаг вперед или топтание на месте? Ответ однозначный- шаг вперед. Правда, тут же увидели, что многие другие страны не шагают, а бегут.  Но и понимание этого дорогого стоит. Понятно, что рецепт Льюиса Кэрролла из «Алисы в стране чудес»- «чтобы стоять на месте, надо бежать в два раза быстрее»- нам уже не поможет. Речь сейчас уже о других скоростях. Модернизационного рывка при всеобщей поддержке пока не получилось. Это не провал, поскольку валиться всерьез еще не чему: стены не построены, крыша не подведена. Временные трудности не про нас, поскольку мы сами – « главная трудность». Любая идея доказывает свою истинность, разворачиваясь в систему действий, что сейчас и происходит. Модернизация как современная версия кредо «так дальше жить нельзя» начинает прорастать адекватными ей общественными, политическими, экономическими и прочими «технологиями» как образом мысли, так и действиями. Но только начинает. « Россия сосредотачивается». Всемирная взаимозависимость может стать очень неслабым ресурсом развития России, а глобальная экономика- фундаментальным основанием национальной. Спрятаться от глобализации не получится, все равно «достанет». И рецепт её успеха в её условиях- это способность конкурировать не только отдельными товарами и продуктами и продуктами научных исследований, а прежде всего, государственными и рыночными институтами, структурой экономики. Но институты - «вещь» очень нежная и даже «капризная» : от них очень быстро остается, в лучшем случае, лишь юридическая оболочка, если не складывается сеть регулярных и интенсивных коммуникаций между государством, бизнесом и гражданским обществом, основанных на взаимном доверии. В этом главный урок последних десяти лет.

      Из  успехов десятилетия можно отметить опыт сбалансированного роста с  опорой на бизнес и структурные реформы. Переформатирование электроэнергетики  – реальное доказательство, что  многое можем, когда очень хотим. Добротные навыки управления макроэкономическими  рисками, которые получат продолжение  в многообещающей бюджетной реформе-2012. Наконец, выстраданное понимание безальтернативности российской модернизации. Из неудач- разрастание государства в экономике и как следствие запредельный рост коррупционной ренты и прямого воровства со стороны многочисленных « приватизаторов» государственных функций. А так же « потребительское» отношение к бизнесу. Отказ от реформ или их имитация в отраслях социального сектора, оборачивающиеся ростом малоэффективных расходов. Полумаргинальное  положение малого, а нередко и среднего бизнеса. Достаточно исправить одну ошибку, носящую системный характер. Экономико- политические решения должны исходить из простой истины: главная движущая сила экономического роста- это инвестиции частного бизнеса, частная собственность, которая надежно защищена.

      Десять  лет, которые мы пережили.

      В нефтегазовом секторе- за десять лет достигли больших цен на нефть. Недоработка – ресурсы, которые получают от нефти и газа, можно было бы вкладывать более рационально, а не так, как сейчас.

      В макроэкономике главное достижение- то, что Россия находится на достаточно высоких ступенях мировых рейтингов  конкурентноспособности по макроэкономической политике. А главное разочарование в том, что мы находимся на самых низких уровнях по качеству инвестиционной привлекательности, государственного управления и стратегии бизнеса. Сейчас мы примерно на 100-110 месте в мире.

      На  валютном рынке, добились того, что  ЦБ в основном наблюдает за тем, что  происходит и не вмешивается. А разочарование- это то, как реагировал рубль на кризис. Было резкое снижение курсов, а  это говорит о том, что наш  рынок сильно зависим от конъюнктуры  сырья. И это очень плохо, так  как недиверсифицированность экономики ослабляет внутренний рынок.

      Достижение  в банковском секторе - это система  страхования вкладов. Появилось  много важных систем поддержки банковского  сектора. Главная – это надзор. Он, конечно, еще не идеальный, но уже настолько хорош, что система страхования может существовать. Разочарование – это запуск массового кредитования со стороны некоторых банков. Граждане не были готовы к этой услуге.

Информация о работе Формирование рыночного механизма в России