Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 10:40, курсовая работа
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Рынок
- сложная экономическая система
общественных взаимоотношений в
сфере экономического воспроизводства.
Он обусловлен несколькими принципами,
которые обуславливают его
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.
Самое
яркое отражение данного
Именно поэтому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Выявить предпосылки перехода экономики страны к рыночным отношениям.
Рассмотреть формирование рыночного механизма в России.
Проанализировать
основные результаты рыночной экономики
за последнее десятилетие.
Административно-командная система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный
механизм административно-командной
системы имеет ряд
При
чрезмерной централизации исполнительной
власти развивается бюрократизация
хозяйственного механизма и экономических
связей. По своей природе бюрократический
централизм не способен обеспечить рост
эффективности хозяйственной
Гигантские
монополии, утвердившиеся во всех областях
народного хозяйства и
В
России с административно-командной
системой решение ключевых экономических
задач имело свои специфические
особенности. В соответствии с господствовавшими
идеологическими установками
Централизованное
распределение материальных благ, трудовых
и финансовых ресурсов осуществлялось
без участия непосредственных производителей
и потребителей. Оно происходило
в соответствии с заранее выбранными
как "общественные" целями и критериями,
на основе централизованного
Распределение
созданной продукции между
Нежизнеспособность
этой системы, ее невосприимчивость
к достижениям НТР и
В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:
легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности;
приватизация большей части государственных предприятий;
демонополизация
в целях создания новых предприятий
и свободной конкуренции
бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.;
либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;
нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.
За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:
свободные выборы республиканских и местных органов власти,
отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть,
принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий,
свободу вероисповедания и выезда из страны.
Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:
завершение
работы над новым Союзным Договором
между суверенными
в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза;
за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти;
признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку.
Этот
план, по мнению разработчиков, позволит
создать новый Союз на принципах
добровольности, равноправия и зашиты
прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции
СССР. После длительного господства административно-командной
системы в экономике России на рубеже
80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным
отношениям.
Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.
Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна была достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности была бы приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечалось осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой стало бы регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан приблизился бы к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.
У
каждой нации есть свои исторические
и культурные особенности, определяющие
специфику организации
1
этап 1991-1993 гг. - период создания юридических
и экономических институтов
2
этап 1994-1997 гг. - период структурной
перестройки экономики,
Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требовала тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.
Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука "перехода к рыночным отношения". Итак:
Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.
Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, (гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров).
Приватизация
государственных предприятий, включая
легализацию права частных лиц
на создание новых предприятий, продажу
большей части государственной
собственности и
Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.
Информация о работе Формирование рыночного механизма в России