Формирование рыночного механизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Работа содержит 1 файл

Введениеменедж.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

      Введение

 

     Рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в  сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических  систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских  талантах и на справедливом отношении  к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно  посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия  рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода  индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового  государства.

     На  протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная  система”, охватывающим все сферы  жизнедеятельности общества, включая  каждого человека.

     Самое яркое отражение данного явления  нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой  и правом она определяет основы государственной  и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко  противоречия и закономерности развития общества.

     Именно  поэтому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.

     Достижение  поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:

     Выявить предпосылки перехода экономики страны к рыночным отношениям.

     Рассмотреть формирование рыночного механизма в России.

     Проанализировать  основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие. 

  1.   Предпосылки перехода  экономики страны  к рыночным отношениям.

Административно-командная  система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

     Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает  материальную заинтересованность в  результатах труда.

     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических  связей. По своей природе бюрократический  централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что  полное огосударствление хозяйства  вызывает невиданную по своим масштабам  монополизацию производства и сбыта  продукции.

     Гигантские  монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при  отсутствии конкуренции не заботятся  о внедрении новинок техники  и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

     В России с административно-командной  системой решение ключевых экономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы  передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура  общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально  невозможно, эти органы руководствовались  преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

     Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило  в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими  установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

     Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств фонда  заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

     Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика. В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.

     В соответствии с этой программой в  экономической сфере основным принципом  являлось создание рыночной экономики  и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:

     легализация основных Экономических прав, начиная  с утверждения прав собственности;

     приватизация  большей части государственных  предприятий;

     демонополизация в целях создания новых предприятий  и свободной конкуренции предприятий;

     бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого  сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и  т.п.;

     либерализация цен для того, чтобы они могли  определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

     нормализация  внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

     За  период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:

     свободные выборы республиканских и местных  органов власти,

     отказ от конституционного закрепления монополии  КПСС на власть,

     принятие  законов, гарантирующих независимость  печатных изданий,

     свободу вероисповедания и выезда из страны.

     Часть властных полномочий уже передана с  союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:

     завершение  работы над новым Союзным Договором  между суверенными республиками;

     в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается  новая Конституция Союза;

     за  принятием новой Конституции  следуют выборы новых союзных  органов власти;

     признается  право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается  дискриминация по национальному признаку.

     Этот  план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах  добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.  

    1. Формирование  рыночного механизма  в России.
 

     Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной  рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать  условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

     Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы  должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и  объективные законы экономики.

     Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому  времени экономика должна была достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности была бы приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечалось осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой стало бы регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан приблизился бы к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

     У каждой нации есть свои исторические и культурные особенности, определяющие специфику организации экономики. Процесс предполагаемых реформ в  Советском Союзе был разделен на два этапа:

     1 этап 1991-1993 гг. - период создания юридических  и экономических институтов рыночной  экономики, а также превращения  значительной части государственной  собственности в частную;

     2 этап 1994-1997 гг. - период структурной  перестройки экономики, дальнейшего  перехода от государственной  собственности к частной, от  военной промышленности к гражданской,  от тяжелой индустрии к производству  товаров народного потребления  и услуг, от закрытой экономики  к открытой, свободно торгующей с другими странами.

     Трудность и многоаспектность процесса экономических  преобразований, по мнению разработчиков  программы, требовала тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.

     Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука "перехода к рыночным отношения". Итак:

     Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.

     Частная собственность, в том числе в  сельском хозяйстве, (гарантированная  законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров).

     Приватизация  государственных предприятий, включая  легализацию права частных лиц  на создание новых предприятий, продажу  большей части государственной  собственности и демонополизацию  производства в различных отраслях.

     Становление экономики открытого типа, включая  свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации  прибылей и конвертируемый рубль.

Информация о работе Формирование рыночного механизма в России