Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:05, курс лекций
Оpгaнизaциoннaя кyльтypa - этo opигинaльнaя cмecь цeннocтeй, нopм, пpивычeк, тpaдиций, фopм пoвeдeния и pитyaлoв, пpиcyщaя дaннoй opгaнизaции. Оpгaнизaциoннaя кyльтypa - cтpaтeгичecкий инcтpyмeнт, пoзвoляющий opиeнтиpoвaть вce пoдpaздeлeния и oтдeльныx лиц нa oбщиe цeли, мoбилизoвaть инициaтивy coтpyдникoв, oбecпeчить пpeдaннocть opгaнизaции и oблeгчить oбщeниe. Рyкoвoдитeли дoлжны coздaвaть opгaнизaциoннyю кyльтypy тaк, чтoбы вce coтpyдники пoнимaли и пpидepживaлиcь ee.
им. К.Э.Циолковского
СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ПОРТРЕТА» ОРГАНИЗАЦИИ
«ПОРТРЕТ» ОРГАНИЗАЦИИ | |
ТЕХНИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ» |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ» |
Отрасль. Продукт (товар/услуга). Ассортимент (по ширине и глубине) |
Типы личностей руководителей организации (по классификации Майерс Бриггс) |
Основные производственные фонды организации (здания, сооружения, машины, оборудование) |
Описание модели организации (по Ларри Константину) |
Технологические процессы. Объемы производства. Количество работающих. |
Организационная культура |
Технологические процессы. Объемы производства. Количество работающих. |
Общая характеристика системы управления |
Поставщики. Посредники. Потребители. Клиенты. Сегменты. |
|
Конкуренция на рынке. Конкуренты. |
|
Стадия жизненного цикла организации |
|
Финансово-экономическое состояние |
|
Состояние управления в организации |
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
I. Интервью - заранее подготовленный перечень вопросов, которые в индивидуальном порядке практикант задает работникам организации в личной беседе.
II. Анкетирование - заполнение заранее подготовленных опросников.
III. Знакомство с управленческой и бухгалтерской документацией (если это возможно)
IV. Метод наблюдения
V. Изучение состояния организации и применяемых методов управления на рабочем месте
VI. Поиск открытой информации (сайт, отчеты, публикации и пр.)
«Психологический» портрет организации
(по Майерс Бриггс)
Индикатор типов Майерс
Бриггс дает удобную рабочую схему
неформального определения
Экстравертный |
E |
или |
Интровертный |
I |
Сенсорный |
S |
или |
Интуитивный |
N |
Мыслящий |
T |
или |
Чувствующий |
F |
Решающий |
J |
или |
Воспринимающий |
P |
Эти восемь определений отражают предпочтения, т.е. можно сильно тяготеть к одному типу и лишь совсем слегка к другому.
Пополнение энергией |
Экстравертный (Е) Предпочитает черпать энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) |
Интровертный (I) Предпочитает черпать энергию из своего внутреннего мира (мыслей, эмоций, впечатлений) |
Сбор информации |
Сенсорный (S) Получает информацию через собственные органы чувств |
Интуитивный (N) Формирует информацию, опираясь на собственные предчувствия |
Принятие решений |
Мыслящий (T) Принимает решение «головой» , основываясь на логике и объективных соображениях |
Чувствующий (F) Принимает решение «сердцем», основываясь на личных убеждениях и ценностях |
Образ жизни |
Решающий (J) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни |
Воспринимающий (P) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни |
В соответствии с психологическим типом личности можно определить и профили работ, на которых наиболее эффективно будет проявляться талант личности:
ISTJ |
Прирожденные организаторы |
ISFJ |
Преданные своему делу, в высшей степени ответственные и благонадежные |
INFJ |
Вдохновляющий лидер, ориентированный на служение обществу |
INTJ |
Вольные мыслители жизни, их ясный ум позволяет им сразу охватить проблему и наметить пути ее решения |
ISTP |
Просто делает |
ISFP |
Дела говорят красноречивее слов (обладают даром общения с людьми) |
INFP |
Рядовой член коллектива |
INTP |
Осмыслители жизни (генератор идей, рассеянные) |
ESTP |
Предприимчивый и отчаянный тип |
ESFP |
Сделает работу веселее (любят неожиданности и сами их доставляют) |
ENFP |
Результат – люди (возбужденные, энтузиазные, непредсказуемые) |
ENTP |
Результат – это прогресс (энергичный, творческий тип) |
ESTJ |
Прирожденные руководители |
ESFJ |
Снисходительность и любезность |
ENFJ |
Прирожденные торговцы |
ENTJ |
Прирожденные лидеры |
Экспресс-тесты для определения типа личности по Майерс-Бриггс
Способ восстановления энергии | ||
Как вы отдыхаете? |
E |
В компании (шумы) |
I |
В одиночестве (тишина) | |
Методы сбора информации | ||
Описание собственной кухни |
S |
Большая, светлая, красивая (информация обобщенная) |
N |
Стол, стул, плита, окно (информация собирается по частям) | |
Принятие решения | ||
Решение об отдыхе |
T |
Нужно время. Взвешиваются все «за» и «против» («надо» - «не надо») |
F |
Решение принимается быстро («нравится» - «не нравится») | |
Стиль жизни | ||
Покупка мебели |
P |
Главное не в совершении действия, а в его продлевании (покупка может длиться месяцы) |
J |
Главное быстрое и четкое завершение никогда не опаздывать) |
Темпераменты по типологии Майерс-Бриггс
SP |
SJ |
NT |
NF |
Руки-ноги |
Позвоночник |
Мозг |
Сердце |
Ориентирован на настоящее |
Ориентирован на прошлое |
Ориентирован на будущее |
Ориентирован на будущее |
"Золотые"пары в руководстве организаций:
Организационная культура |
1) общее понимание
членами организации |
2) ценности, которые
определяют поведение людей в
труде, партнерстве, |
Цель руководства организации - через умелое определение служебных функций, мотивацию, развитие оптимальных отношений между работниками, согласование интересов развить организационную культуру до уровня корпоративной культуры, когда интересы действия работников максимально ориентированы на цели организации в целом.
Сосредоточенность
на внутриорганиза-
ционных
проблемах
Иерархичность,
уважение к власти
(управленческая составляющая)
1.Точки преломления управления
в отношениях между работниками
Преобладание негативных стимулов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Преобладание позитивных стимулов | |
Взаимная необязательность в отношениях |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Высокая обязательность в отношениях | |
Конфликтность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Сотрудничество | |
Начальственность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Дух командности | |
Установка на исполнительство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Уважается инициативность | |
Работник равен функции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Согласование интересов |
Итоговая сумма баллов
(для здоровой фирмы должна быть больше 24)
Спонтанное управление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Регулярный менеджмент |
Дезинтеграция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Целостность | |
Консервативность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Инновационность | |
Организация как машина |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Организация как община |
Итоговая сумма баллов
(для здоровой фирмы должна быть выше 16)
Экономическое состояние организации (признаки кризисов)
Степень сложности Симптомов кризиса Низкая |
III. Санация Наступление
кризиса результатов - появление убытков - отрицательная рентабельность - обострение кризиса стратегии |
IV. Реструктурирование Наступление кризиса ликвидности - острые проблемы с ликвидностью - угроза банкротства и пр. - обострение кризиса - обострение кризиса стратегии |
Угрожающая Разрушающая Стадия кризиса стадия кризиса |
Проявление первых симптомов кризиса стратегии
I. Эволюционный менеджмент. |
Наступление кризиса стратегии - уменьшение доли рынка - падение сбыта и оборота - сокращение прибыли - отсутствие новых
разработок рост запасов II. Управление инновациями |