Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выяснение факторов, обусловливающих необходимость формирования эффективной команды, освещение способов и методов преобразования организационных структур различных типов в высокодейственную команду.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования эффективной команды.
Понятие формирование эффективной команды.
Принципы и условия формирования команды.
Характеристики эффективной команды.
Глава 2. Этапы формирования эффективной команды и траектории развития групп.
Заключение
Список используемой литературы
Влияние
функциональных обязанностей
членов команды на эффективность
ее работы.
Эффективность команды в значительной степени определяется личными качествами ее членов и взаимоотношениями между ними. Каждый должен быть готов направить все свои способности и знания на решение командной задачи.
Уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды, определяется задачами и методами достижения цели.
Важно
как можно чаще производить оценку
соотношения между результатами
работы команды и требованиями к уровню
компетентности, чтобы вовремя обнаружить
намечающиеся проблемы и произвести необходимые
перестановки, организовать соответствующие
тренинги и т.д.
Повышение
эффективности работы
команд путем распределения
функциональных и командных
ролей.
Подбирая людей в команду, как правило, осуществляем свой выбор, исходя из имеющихся у них навыков, знаний и опыта. Но для достижения командной эффективности важны не только навыки, знания и опыт, но в равной степени личные качества и личностные характеристики членов команды.
Когда люди работают в составе одной группы или команды, каждый из них выполняет роли двух типов: функциональную, базирующуюся на профессиональных навыках и практическом опыте, и командную, в основе которой лежат личностные особенности. Командную роль можно рассматривать как характеристику качества применения индивидуальных навыков и опыта, составляющих содержание выполняемой функциональной роли.
Выделяют девять командных ролей. Исследования показали, что каждый член команды играет не одну, а часто две, даже три или четыре командные роли. Необходимо отметить, что их можно считать в равной степени важными для эффективности командной работы, при условии, что они используются в команде в надлежащие периоды времени и наилучшим образом. Например, в тот период, когда команда только приступает к рассмотрению проблемы или разработке проекта, прежде всего, требуются инновационные идеи (нужен мыслитель), за которыми следует необходимость оценки того, как эти идеи могут быть воплощены в практические действия и выполнимые задачи (исполнитель). На этих этапах успех достигается при условии, что в команде имеется хороший координатор (председатель), в задачу которого входит обеспечение наибольшей отдачи от членов команды в нужное время. Движущие силы и стимулы команда обретает благодаря активности энергичного формировщика. Когда возникает необходимость в проведении сложных переговоров с другими группами, большое значение приобретают качества, которыми обладает исследователь ресурсов. Чтобы сдерживать чрезмерные проявления энтузиазма, отвлекающие от главных направлений деятельности команды, в ее составе должен быть оценщик.
Всевозможные
источники трений и недоразумений
между членами команды
Ясно, что для того чтобы команда извлекала максимальную пользу из всего разнообразия командных ролей, каждому ее члену должны быть известны особенности командных ролей своих коллег. Только в этом случае можно установить, нет ли среди этих девяти ролей таких, которые не относятся к естественным сильным сторонам членов команды. Если это так, то тем членам команды, для которых недостающие естественные командные роли являются вторичными, придется постараться заполнить этот пробел. Очевидно, что для этого потребуется атмосфера откровенности и доверительности. Иногда менеджеры высказываются в том смысле, что, мол, им поручено руководство командами, несбалансированными в отношении командных ролей, и им приходится иметь дело с тем, что есть. В большинстве современных организаций существует постоянная текучесть кадров. При отборе и принятии новых сотрудников менеджеры, взявшие на вооружение концепцию командных ролей, будут целенаправленно подбирать себе персонал. [5, 238стр.]
Командные роли
Командная роль | Необходимые личные качества и вклад в деятельность команды | Допустимые недостатки |
Мыслитель | Творческая направленность, богатое воображение, неординарность мышления. Стремление к новаторству. Источник оригинальных идей для команды | Недостаточность опыта межличностного общения Психологическая неустойчивость Может долго задерживаться на рассмотрении «интересных идей» |
Исполнитель | Претворяет идеи в практические действия. Превращает решения в легко выполнимые задания. Вносит упорядоченность в деятельность команды | Недостаточная гибкость. Непринятие фантастических идей Неприязнь к частым изменениям планов |
Доводчик | Усердие
и добросовестность. Следит за тем,
чтобы задания выполнялись |
Чрезмерная обеспокоенность состоянием дел. Склонность к внутренним переживаниям. Нежелание перепоручать свои обязанности. Неприятие несерьезного отношения к его обязанностям со стороны других |
Оценщик | Исповедует
беспристрастный критический |
Недостаточность
вдохновения и творческого |
Исследователь ресурсов | Владение искусством проведения переговоров, разнообразие контактов. Талант импровизатора, изучает благоприятные возможности. Энтузиазм, коммуникабельность | Теряет интерес по мере угасания энтузиазма. Перескакивает от одной задачи к другой. Нуждается во внешнем давлении |
Формировщик | Постоянная ориентированность на решение поставленной задачи; стимулирует работу всей команды. Способствует реализации принятых решений; побуждает сотрудников работать интенсивнее. Энергичность, стремление к превосходству и работе с полной отдачей сил | Легко
переходит в состояние |
Коллективист | Способствует гармонизации отношений в команде и устранению разногласий. Внимательно выслушивает собеседника; опирается на мнения других. Чуткость, отсутствие чрезмерной самоуверенности | Нерешительность в кризисных ситуациях. Стремление избегать обострения ситуаций. Может воспрепятствовать совершению действий в решающий момент |
Председатель | Четко формулирует цели; хорошо выполняет функции ведущего во время дискуссий. Способствует эффективному принятию решений. Имеет хорошие коммуникативные навыки; социальный лидер | Может
производить впечатление |
Специалист | Обладает редко встречающимися навыками и знаниями Целеустремленность и способность концентрировать усилия. Инициативность и способность всецело отдаваться работе | Полезен только в узкопрофессиональной сфере. Зачастую имеет слабые коммуникативные навыки. Часто «за деревьями не видит леса» |
Лидер эффективной команды
Значительную часть рабочего дня они (эффективные руководители)
улаживают конфликты между своими сторонниками и противниками,
между подчиненными, разъясняя им, что расхождения во взглядах —
неотъемлемая
часть общественной жизни.
Самый быстрый и надежный способ изменить ход в компании — это сменить руководителя процесса. Лидерство или руководство командой очень важны для эффективности ее работы. Рассмотрим подробнее, как хорошее руководство командой менеджеров приводит к созданию слаженно действующей команды и более полному и быстрому осуществлению стратегического плана.
Как правило, в процессе работы команды руководитель не стремится явно доминировать над остальными.
С одной стороны, в этом нет особой необходимости - уровень сознательности и взаимодействия сотрудников достаточно высок, чтобы не стоять над ними с кнутом, с другой стороны - эффективно работающая команда не потерпит чересчур авторитарного руководства.
Оптимальный
способ управления командой - разумное
вовлечение их в управление, создание
условий для нормальной работы и помощь
в случае возникновения проблем. Руководитель,
пользуясь западной терминологией, "управляет,
прохаживаясь около" - т.е. не встревает
в детали работы, беря на себя руководство
только в сложных или нестандартных ситуациях.
Кстати, это руководство не обязательно
будет осуществлять один и тот же человек.
Вполне возможен вариант, когда функции руководителя на какое-то время передаются тому из членов команды, кто лучше всех владеет данным вопросом. Ведь для такой группы важно не кто контролирует, а как осуществляется работа.
Менее
эффективная группа обычно нуждается
в постоянном руководителе, которому
часто приходится выступать в
роли распределителя ролей, задач и ресурсов,
арбитра в конфликтных ситуациях, все
время "держать руку на пульсе", отслеживая
даже незначительные аспекты выполнения
работы. При этом не исключено, что группа
будет недовольна своим начальником, считая,
что он справляется со своими обязанностями
недостаточно качественно.
Для результативности команды важны забота о членах команды и внимание к личным взаимоотношениям. Лидеры команды должны быть заинтересованы в своих подчиненных не только по долгу службы. Улучшение результатов управления изменений происходит в том случае, если менеджеры активно заинтересованы в способности команды компетентно выполнять свою работу. Это является следствием того, что эффективность команды зависит как от выполнения планов, так и от личных взаимоотношений.
Коммуникации в группах:
организация «коммуникативного пространства»
Если
организация людей (рабочая группа)
планирует успешное развитие региона,
то для успеха дела она должна быть
способна спланировать и свое собственное
успешное взаимодействие. В связи с этим
возникает необходимость в разработке
и организации "коммуникативного пространства"
рабочей группы плановиков. В основном
выделяют два коммуникационного пространства:
"жесткое" и "мягкое". Их неумелое
совмещение обычно приводит к конфликтным
ситуациям, и наоборот, их оптимальное
соотношение помогает решить многие проблемы
в деятельности организации.
"Жесткая " организация коммуникаций ("солдаты на марше") | "Мягкая" организация коммуникаций ("игроки на поле") | |
1. "Пирамидальная" структура управления | "Плоская" структура управления | |
2, У каждого
строго определенный фронт |
Каждый соотносит свою работу с фронтом общих работ | |
1. Точно описываются
права, обязанности и |
Права, обязанности и ответственность модифицируются в зависимости от ситуаций | |
2. Внешняя координация поведения | Самокоординация поведения в соотнесенности с поведением других | |
3. Заданные способы поведения | Многовариантные способы поведения | |
4. Линейный характер мышления как предпочтительный | Полимерный характер мышления как предпочтительный | |
5. Маневренная узость взаимодействия | Маневренная широта взаимодействия | |
6. Инновационная закрытость коммуникативных сетей | Инновационная открытость коммуникативных сетей | |
7. Строгая информационная
адресность в определенные |
Размытая информационная адресность, информацией пользуются все сотрудники | |
8. Ощущение разобщенности работников | Ощущение солидарного "командного духа" | |
| ||
|
|
«Коммуникативное пространство» может быть организовано и как «команда боевого корабля», где максимальная централизация управления до предела сужает неуправляемую сферу, и как «футбольная команда», где неуправляемая сфера проявляется в игровых импровизациях вне тренерского плана на игру, а сам процесс организации управления происходит спонтанно, как «игра по правилам». «Игра по правилам» как раз и формирует самоорганизацию коммуникаций на основе принятия общих целей («Выиграть!»), общих представлений о приемлемых нормах поведения, критериях оценки и санкциях. Организация управления предполагает такую организацию «коммуникативного пространства», в которой «команда боевого корабля» в любое время могла бы стать высококлассной командой игроков на «поле противников».
Определение и выполнение командной задачи
Успех
выполнения задач, стоящих перед
командой, во многом зависит от ясности
целей, путей и критериев оценки
их достижения. Члены команды должны
иметь ясное представление о связях
между целями, методами работы и задачами.
Цели, стоящие перед
командой.
Цели должны быть четкими, сфокусированными и непременно создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху.
Если формирование целей осуществляется самими участниками, следует учитывать, что цели должны представлять собой продуманную и реальную основу для задач и методов, а не простой перечень предписаний, логически следующих из профиля организации. Более того, вопросы творчества и самоуправления также вносят существенный вклад в эффективность процесса постановки задачи и ее решения командами.
Для четкой постановки и решения задачи команде необходимо учитывать многообразие намерений и подцелей (часто противоречивых). Надо также помнить о дилеммах, связанных с целями, например, о том, что они должны быть ясными и измеряемыми, и одновременно с этим сохранять гибкость и изменчивость, необходимые для адаптации к меняющимся обстоятельствам. В то же время они должны быть вдохновляющими (будить воображение и давать стимул) и осуществимыми (обеспечивать себе поддержку и предохранять от деморализации после неудачи). Цели должны предусматривать возможность развития личности и команды в процессе выполнения задач организации.
Установление соответствующих целей команды служит связующим звеном между целями организации и индивидуальными целями. Каждый член команды имеет свои цели и скрытые намерения. Поэтому члены команды, подчинившиеся общим целям, могут быть согласны с ними лишь в определенной степени. Они могут втайне не соглашаться с целями команды, но подчиняться им по каким-то личным причинам, например, испытывая нужду в деньгах для выплаты долгов или используя команду как средство для удовлетворения своих карьерных амбиций в организации. Поэтому решающим политическим моментом в постановке целей и основной областью управления работой команды является предупреждение возможности конфликта или столкновения между командными и личными целями. Лидеры и члены команды, преданные идее командной работы, должны быть осведомлены о заботах и индивидуальных целях остальных, не столь заинтересованных ее членов. Вообще для эффективной работы команды важно, чтобы цели были достижимыми, поддавались оценке и принимались или хотя бы понимались членами команды и группами поддержки, как внутри организации, так и вне нее.