Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности формирования индивидуального стиля руководителя сферы культуры.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность понятия стиль управления;
- охарактеризовать ведущие стили управления;
- определить факторы и принципы, влияющие на индивидуальный стиль руководителя;
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Стиль управления: сущность и классификация………………………4
1.1 Характеристика понятия стиль управления……………………..………….4
1.2 Классификация стилей руководства…………………………………………6
Глава 2. Формирование индивидуального стиля руководителя сферы культуры………………………………………………………………………….13
2.1 Принципы формирования индивидуального стиля руководителя…….....13
2.2 Характеристика оптимального индивидуального стиля руководителя….18
Заключение……………………………………………….………………………22
Библиографический список …………
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы [1, с.45].
Индивидуальный стиль руководства, соответствующий общей производственной обстановке и особенностям руководимого коллектива, активно способствует формированию высокого авторитета руководителя.
Истинный авторитет руководителя представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как: знания, опыт, ум руководителя, его доверие к подчиненным и его требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.
Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.
Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.
Функциональный авторитет определяется:
1) компетентностью руководителя;
2) его деловыми качествами;
3)
его отношением к своей
Авторитет руководителя не делает, конечно, его указания, распоряжения и советы более обязательными, но придает им вес. Известно, что указания и поручения авторитетного руководителя подчиненные исполняют охотней, быстрей и тщательней.
Психологическая подготовленность руководителя – это культура управления, воспитанность личности, умение управлять своими чувствами и эмоциями. В необходимый минимум свойств личности, обеспечивающий успех в работе, входят также склонность к организаторской деятельности, чувство ответственности, коллективизм [12, с.100].
Чувство ответственности – мощный побудитель активной деятельности. Руководитель подвержен различным эмоциональным воздействиям. Неконтролируемые эмоции могут привести к потере контроля над своим поведением и тем самым, руководитель может принять необдуманное решение. Поэтому руководитель должен быть психологически подготовленным и во всех ситуациях чётко принимать организационные решения.
Психологическая подготовленность руководителя к работе определяется и культурой его поведения, умением вести себя в обществе. Это умение предполагает сочетание естественности с уважением к окружающим. Тактичный человек избегает ситуаций, которые могут поставить других людей в неловкое или неприятное положение.
Руководитель, являясь авторитетом для подчиненного, должен правильно подбирать слова и выражения при общении с подчинённым т.к. на неуместные замечания руководителя, его тон, подчинённые реагируют мгновенно. Здесь необходима предупредительность и вежливость.
Так как каждый человек индивидуален и неповторим, руководитель должен индивидуально подходить к каждому члену коллектива.
Руководитель, прежде чем, применять административные меры, может действовать силой внушения и убеждения в направлении снятия отрицательных эмоций, предотвращения и устранения нежелательных столкновений и разногласий.
Самовоспитание,
повышение культуры общения подразумевают
постоянный анализ руководителем своих
поступков и постоянный самоконтроль.
Неумело сформированный индивидуальный
стиль руководства способствует возникновению
у руководителя ложного авторитета, являющегося,
по существу, лишь его иллюзией, призраком.
Ложный авторитет не повышает, а, напротив,
снижает эффективность руководства. При
ложном авторитете подчиненные нередко
льстят руководителю. подхалимничают,
в душе его не уважая. [12, с.134].
2.2 Характеристика оптимального индивидуального стиля руководителя
Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или смешанных стилей руководства. Оптимальным может быть динамичный стиль, меняющийся сообразно изменению ситуаций и объектов руководства. Хороший руководитель должен владеть различными стилями руководства и знать, при каких обстоятельствах и в отношении каких подчиненных тот или иной стиль руководства наиболее целесообразен [5, с.30].
Тем не менее, основой оптимального стиля руководства должен стать демократический стиль, для которого характерны единство теории и практики управления, тесная связь с персоналом организации, чувство ответственности перед обществом, умение контактировать с разными людьми, уважительное отношение к подчиненным, постоянная забота о них.
Однако, для художественных руководителей (главных режиссеров, гланых балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров и т.д.) характерен авторитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле – условие их профессионализма, является следствием самой их деятельности. Главный замысел пьесы, кинофильма, музыкального произведения принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры, музыканты для них - средства воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, то это означает, что у ему самому не ясно, что надо делать.[15, c.312].
Индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, который превращается в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации – в либеральный, может считаться оптимальным стилем руководства.
При
оценке индивидуального стиля
Эффективный индивидуальный стиль руководства активно содействует сплочению коллектива. Нередко считают, что основная задача руководителя – выполнение производственного плана. Между тем даже самый лучший руководитель не сможет выполнить такой план без работоспособного, сплоченного коллектива. Правильнее считать, что основной задачей руководителя является не только выполнение плана, но и создание коллектива, способного выполнять высокие задачи.
Секрет эффективного руководителя заключается в том, чтобы не ограничивать себя жесткими рамками какого-то одного стиля: все стили укладываются в рамки общей теории управления, все они могут быть в той или иной ситуации полезны и даже необходимы.
Формированию правильного индивидуального стиля будет способствовать соблюдение следующих принципов [16].
Обратные связи. Подчиненные, как правило, стремятся узнать оценку выполненной ими работы непосредственно от своего руководителя. По мнению психологов, такие обратные связи являются ключевым моментом в процессе труда. Руководитель обязан уметь вовремя и точно оценить работу подчиненных.
Определение свободы действий подчиненного. Зная характер своих подчиненных, руководитель должен в каждом отдельном случае решить, как сделать работу сотрудника более эффективной – дать ли ему некоторую свободу действий или указать, чтобы он делал только то, что приказано.
Учитывать отношение подчиненного к работе. Руководитель, трезво оценивающий роль работы в жизни людей, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подчиненным выработать правильную психологическую ориентацию, установить школу жизненных ценностей, четко определить место работы в их жизни.
Ориентация на конечные результаты работы. Важно не создать у людей представление, что сам процесс труда не имеет никакой ценности. Опытный руководитель, оценивая работу подчиненных, принимает во внимание, как сам результат, так и элемент трудового состязания.
Повышение по службе. Руководитель должен внушать подчиненным, что лучший путь сделать карьеру – это хорошо выполнять гнои сегодняшние повседневные обязанности, дополняя это намеками на желательность повышения в должности.
Личное поведение руководителя. Руководитель обязан относиться определенным интересом и уважением ко всем без исключения подчиненным. Хороший руководитель не может позволить себе выражений личных симпатий и антипатий.
Это не значит, конечно, что руководитель обязан быть другом каждого подчиненного. В конце концов, его отношение к подчиненному в определенной степени зависит и от отношения подчиненного к нему.
Не быть чрезмерно мрачным и серьезным. Руководитель должен понимать, что юмор помогает смягчить самые напряженные ситуации.
Индивидуальный стиль руководства, принятый начальником, оказывает сильнейшее влияние на групповую систему ценностей, принятую в коллективе, на те, неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством членов данного коллектива и которые оказывают громадное влияние на их совместную трудовую деятельность. Индивидуальный стиль руководителя определяет характер правил поведения для всего производственного коллектива.
В существенной степени воздействуют на стиль руководства интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение руководителя; такие черты характера, как общительность, критичность, откровенность, отзывчивость, контактность, целеустремленность, аккуратность, инициативность, любознательность, также оказывают немаловажное влияние на формирование индивидуального стиля руководителя, как и его темперамент, его способности и привычки.
Таким
образом, формирование индивидуального
стиля руководителя – это достаточно
сложный психологический процесс, влекущий
за собой, в конечном итоге, стойкие изменения
в поведении и действиях руководителя,
поэтому высокую общественную оценку
должен получать тот индивидуальный стиль,
который не только повышает эффективность
производства, но и способствует совершенствованию
личности как самого руководителя, так
и каждого из его подчиненных.
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Информация о работе Формирование индивидуального стиля руководителя сферы культуры