Формальные модели олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в освещении основных теоретических и практических вопросов по рынку монополистической конкуренции и олигополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
- раскрытие особенностей монополистической конкуренции как рыночной структуры;
- рассмотрение особенностей олигополии как рыночной структуры;
- изучение олигополистического взаимодействия.

Содержание

1. Особенности и эффективность монополистической конкуренции
2. Основные черты олигополии. Индекс Герфиндаля - Хиршмана. Типы олигополистического взаимодействия фирм
3. Способы координации деятельности фирм без соглашения. Лидерство в ценах. Картель
4. Формальные модели теории олигополии
Заключение
Упражнения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Формальные модели олигополии.docx

— 36.02 Кб (Скачать)

Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

4. Формальные  модели теории олигополии

Для моделирования  поведения фирм-участников рынка  в теории олигополии применяются  методы теории игр. Наиболее известными моделями олигополии являются:

-        модель Штакельберга;

-        модель Курно.

1. Модель Штакельберга - теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии.

В этой модели поведение  фирм описывается динамической игрой  с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

Основные предпосылки  модели следующие:

1)    Отрасль  производит однородный товар:  отличия продукции разных фирм  пренебрежимо малы, а значит, покупатель  при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену.

2)    В  отрасли действует небольшое  число фирм.

3)    Фирмы  устанавливают количество производимой  продукции, а цена на неё  определяется исходя из спроса.

4)    Существует  так называемая фирма-лидер, на  объём производства которой ориентируются  остальные фирмы.

Моделирование дуополии является частным случаем.

Пусть существует отрасль с двумя фирмами, одна из которых «фирма-лидер», другая –  «фирма-последователь». Пусть цена на продукцию является линейной функцией общего объема предложения Q:

P(Q) = a − bQ

Предположим также, что издержки фирм на единицу продукции  постоянны и равны с1 и с2 соответственно. Тогда прибыль первой фирмы будет  определяться формулой

Π1 = P(Q1 + Q2) * Q1 − c1Q1,

а прибыль второй соответственно

Π2 = P(Q1 + Q2) * Q2 − c2Q2.

В соответствии с моделью Штакельберга, первая фирма - фирма-лидер - на первом шаге назначает свой выпуск Q1. После этого вторая фирма - фирма-последователь - анализируя действия фирмы-лидера, определяет свой выпуск Q2. Целью обеих фирм является максимизация своих платёжных функций.

Равновесие Нэша в этой игре определяется методом обратной индукции. Рассмотрим предпоследний этап игры - ход второй фирмы. На этом этапе фирма 2 знает объем оптимального выпуска продукции первой фирмой Q1*. Тогда задача определения оптимального выпуска Q2* сводится к решению задачи нахождения точки максимума платёжной функции второй фирмы. Максимизируя функцию Π2 по переменной Q2, считая Q1 заданным, находим, что оптимальный выпуск второй фирмы

Это наилучший  ответ фирмы-последователя на выбор  фирмой-лидером выпуска Q1*. Фирма-лидер  может максимизировать свою платёжную  функцию, учитывая вид функции Q2*. Точка  максимума функции Π2 по переменной Q1 при подстановке Q2* будет

Подставляя это  в выражение для Q2*, получим

Таким образом, в равновесии фирма-лидер производит в два раза большее количество продукции, нежели фирма-последователь.

2. Олигополия  Курно - экономическая модель рыночной конкуренции.

Основные положения  модели:

-        На рынке действует фиксированное  число N > 1 фирм, выпускающих экономическое  благо одного наименования;

-        вход на рынок новых фирм  и выход из него отсутствуют;

-        фирмы обладают рыночной властью.  Фирмы конкурируют, одновременно  выбирая объемы выпуска;

-        фирмы максимизируют свою прибыль  и действуют без кооперации. Последнее  замечание просто повторяет предыдущий  пункт.

Общее количество фирм на рынке N предполагается известным  всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных  фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.

Функция спроса представляет собой убывающую функцию  от цены блага. Цена блага задана как  цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения  равна величине спроса на данное экономическое  благо при одной и той же цене).

Рассмотрим модель с двумя фирмами (дуополию). Для  определения равновесной цены вычислим наилучшие ответы каждой из фирм.

Прибыль i-й фирмы имеет вид: 

Πi = P(q1 + q2).qi − Ci(qi). 

Ее наилучшим  ответом является объем выпуска  qi, максимизирующий прибыль Πi при заданном объеме выпуска другой фирмы . Производная Πi по переменной qi имеет вид:

Приравнивая ее к нулю, получим: 

Значения qi, удовлетворяющие данному условию, являются наилучшими ответами фирмы i. Равновесие в данной модели достигается, если q1 является наилучшим ответом на q2, а q2 - наилучшим ответом на q1.

Заключение

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители  имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

При несовершенной  конкуренции затруднено вступление в рынок и выход из рынка, ограничен  доступ к информации.

Являясь промежуточным  типом таких рыночных структур, таких  как совершенная (чистая) конкуренция  и чистая монополия, монополистическая  конкуренция впитала в себя черты  их обеих. Эти черты отражаются как  в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной  структурой монополистическая конкуренция  приобрела и свои собственные  свойства:

1. Товар каждой  фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный  товар), является несовершенным заменителем  товара, реализуемого другими фирмами.

Дифференциация  продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель  платит не только за качество, но и за торговую марку.

2. На рынке  существует относительно большое  число продавцов, каждый из  которых удовлетворяет небольшую,  но и не слишком маленькую  долю рыночного спроса на общий  тип товара, реализуемого фирмой  и ее соперниками. Доля должна  быть более 1%. В типичном случае  – от 1% до 10% продаж на рынке  в течение года. Ни одна из  фирм не имеет решающих преимуществ  перед другими.

3. Продавцы на  рынке не считаются с реакцией  своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или  сколько производить. Это следствие  того, что количество продавцов  большое и решение одного из  них мало влияет на положение  других.

4. На рынке  есть условия для свободного  входа и выхода. Свободно могут  прийти новые фирмы, однако  уже существующие фирмы имеют  преимущество и вновь приходящие  будут испытывать трудности, так  как завоевать репутацию новой  торговой марке или новым услугам  нелегко.

Олигополия - тип  отраслевого рынка, на котором несколько  фирм продают стандартизованный  или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих  продажах настолько велика, что изменение  в количестве предлагаемой продукции  одной из фирм ведет к изменению  цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.

Различают олигополию с дифференцированным и стандартным  товаром.

Олигополистическая  взаимозависимость - ситуация на рынке, при которой продавцы в своих  действиях зависят не только от реакции  потребителей, но и от действий своих  соперников на рынке.

При олигополистической взаимозависимости изменение цены (или другого параметра) одной  фирмой сказывается на объеме продаж и прибыли другой фирмы. Причем любая  фирма, производящая такое изменение, может ожидать непредсказуемую  реакцию со стороны другой фирмы  или других фирм.

Олигополия доминирующей фирмы - тип отраслевого рынка, на котором господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для  всех остальных продавцов, действующих  на рынке. На таком рынке имеются  барьеры входа и выхода.

Олигополия, основанная на сговоре - форма организации рынка, при которой олигополистические фирмы, производящие идентичную или  гомогенную продукцию, принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж. В результате такого сговора  каждая фирма становится практически  естественной монополией.

Сговор - ситуация, когда фирмы действуют согласованно с целью установить цену и объем  производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в котором каждая фирма может  продавать свою продукцию. Различают  открытый и тайный сговоры.

Ценовое лидерство - вариант олигополии доминирующей фирмы; неофициальный метод установления цены, согласно которому одна фирма (ценовой  лидер) объявляет изменение цены, а другие (следующие за лидером) фирмы  вскоре объявляют (примерно) идентичные изменения цены. При этом ценовой  лидер фактически выполняет сигнальную роль, что исключает необходимость  тайного сговора.

Информация о работе Формальные модели олигополии