Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в освещении основных теоретических и практических вопросов по рынку монополистической конкуренции и олигополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
- раскрытие особенностей монополистической конкуренции как рыночной структуры;
- рассмотрение особенностей олигополии как рыночной структуры;
- изучение олигополистического взаимодействия.
1. Особенности и эффективность монополистической конкуренции
2. Основные черты олигополии. Индекс Герфиндаля - Хиршмана. Типы олигополистического взаимодействия фирм
3. Способы координации деятельности фирм без соглашения. Лидерство в ценах. Картель
4. Формальные модели теории олигополии
Заключение
Упражнения
Список литературы
Введение
1. Особенности
и эффективность
2. Основные черты
олигополии. Индекс Герфиндаля - Хиршмана.
Типы олигополистического взаимодействия
фирм
3. Способы координации
деятельности фирм без
4. Формальные
модели теории олигополии
Заключение
Упражнения
Список литературы
Введение
В настоящее
время Россия переживает период структурной
перестройки всех сфер общественной
жизни. Естественным элементом этого
процесса является переход от плановой,
административно-командной
Под структурой
рынка понимается его характеристика
с точки зрения воздействия как
рынка на положение и поведение
отдельных
Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой или совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.
Взаимодействие
между спросом и предложением
(продавцами и покупателями, производителями
и потребителями) происходит на рынке.
Очевидно, что решения продавцов
(покупателей) о цене и объеме производства
(закупки) товара будут существенно
различаться для различных
Предметом исследования
являются несовершенные рыночные структуры
– монополистическая
Цель настоящей
работы состоит в освещении основных
теоретических и практических вопросов
по рынку монополистической
Данная цель
достигается посредством
- раскрытие
особенностей
- рассмотрение особенностей олигополии как рыночной структуры;
- изучение
олигополистического
При написании работы использованы материалы отечественных и зарубежных авторов.
1. Особенности
и эффективность
Следует заметить,
что совершенная конкуренция
и монополия – это
Как подразумевает
само название, монополистической конкуренции
свойственны черты как
По существу,
монополистическая конкуренция - это
совершенная конкуренция плюс дифференциация
продукции, дающая каждому монополистическому
конкуренту некоторую власть над
рынком, так как каждый конкурент,
может слегка повышать цену, не теряя
при этом своих традиционных покупателей.
Но все же его монопольная власть
уменьшается пропорционально
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.
Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар.
Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.
Итак, монополистическая
конкуренция характеризуется
Из всего вышесказанного
можно заключить, что для модели
рынка монополистическая
-
относительно большое число
-
существенная дифференциация
-
ограниченный контроль над
-
легкий вход и выход из
- наличие неценовой конкуренции.
Основным видом
конкуренции для рынка
Под неценовой
конкуренцией понимают использование
экономических и
Учитывая то,
что монополистический
Неценовая конкуренция в современных условиях чаще базируется на дифференциации продукции. Так же особое внимание в неценовой конкуренции отводится рекламе [4].
Выпускаемый каждой
фирмой, участвующей в
1) Качество.
Качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к тому, плохой это товар или хороший. Даже простые потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна [5]:
- очищать зубы (это естественно – она же зубная паста);
- дезинфицировать полость рта;
- укреплять эмаль зубов;
- укреплять десны;
- быть приятной на вкус.
- и т.п.
И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в одном свойстве продукта ведет к проигрышу в другом. Поэтому выбор приоритетов в основных потребительских качествах продукта открывает возможности для широкого разнообразия продуктов, и все они становятся, по своему, уникальны и находят своего потребителя – занимают свою нишу на рынке.
Основой дифференциации
продуктов могут служить даже
мнимые качественные различия между
ними. Давно известен, в частности,
тот факт, что значительный процент
курильщиков на тестовых испытаниях
оказывается неспособным
Обратим на это обстоятельство особое внимание: с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное – чтобы ему так казалось.
2) Условия и услуги.
Различия в
сервисе объединяют вторую (после
качества) крупную группу факторов
дифференциации продукции. Дело в том,
что для широкой группы продуктов,
в особенности для технически
сложных потребительских
Полный цикл
сервиса включает в себя предпродажное
обслуживание; сервис в момент покупки
и послепродажное обслуживание. Каждая
из этих операций может выполняться
в разном объеме (или вообще не выполняться).
В результате один и тот же продукт,
как бы разлагается на целый спектр
разновидностей, резко отличающихся
по своим сервисным
3). Реклама.
Третья крупная группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой. Например, по данным «Финансовой газеты», более 10 отечественных фирм тратят только на рекламу в прессе более 1 млн. рублей. Это такие фирмы как «Партия», «Вист», «Самос» и другие [3].
Во-первых, реклама, подобно фотореактивам, проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Редкий потребитель, например, выберет сам правильно сорт пасты из многих сотен присутствующих на рынке.
Во-вторых, как продолжение первого, реклама носит просто информационную функцию. Она является способом предоставления информации о наличии того или иного товара на рынке, его стоимости и качестве.
В-третьих, она
способствует формированию новых потребностей.
Вспомним популярный на нашем телеэкране
ролик: многие ли ощущали потребность
иметь «салон-шампунь и
В-четвертых, реклама создает дифференциацию продукта там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. Так вот за мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара, хотя потребитель об этом может и не подозревать.
Подводя итог рассмотрения возможностей по дифференциации продукции можно отметить следующие основные принципы:
- товары разного качества – это разные товары;
- товары, которые кажутся потребителю разными – это разные товары;
- товары, продаваемые в различных условиях – это разные товары;
- по-разному рекламируемые товары – это разные товары.
Дифференциация
продукции обеспечивает фирмам известные
монополистические
Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус изысканного ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную компанию.