Формальное и неформальное управление. Управленческие решения: понятие, классификация, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

В данной работе автор попытается рассмотреть понятия, связанные с принятием решений в различных условиях. Такие, например, как «риск», «определенность», «неопределенность». Будут рассмотрены некоторые примеры принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности. Также будут рассмотрены некоторые методы и модели принятия решений. Кроме того, автор предпримет попытку анализа ситуации в сфере принятия решений в молдавском бизнесе на данном этапе его развития и сложившейся в нашем обществе ситуации.

Содержание

Введение
1 Неформальное и формальное в управлении
1.1. Неформальное управление
1.2. Формальное управление
2 Управленческие решения: понятие, классификация, структура
2.1. Понятия и классификация решений
2.2. Методы и модели используемые в процессе принятия решений
2.3.Решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

контр. работа по менеджменту.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

    Методы  прогнозирования.  Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование.

    Все типы прогнозов используют различные  методы прогнозирования. Методы прогнозирования  включают в себя:

    • неформальные методы;
    • количественные методы;
    • качественные методы.

    Неформальные  методы включают в себя следующие  виды информации:

  • Вербальная информация – это наиболее часто используемая информация для анализа внешней среды. Сюда относят информацию из радио- и телепередач, от поставщиков, от потребителей, от конкурентов, на различных совещаниях и конференциях, от юристов, бухгалтеров и консультантов. Данная информация очень легко доступна, затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации. Однако она очень изменчива и нередко неточна.
  • Письменная информация – это информация из газет, журналов, информационных бюллетеней, годовых отчетов. Эта информация обладает теми же достоинствами и недостатками, что  и вербальная информация.
    • Промышленный шпионаж.

    Количественные  методы прогнозирования используются, когда есть основания считать, что  деятельность в прошлом имела  определенную тенденцию, которая может  продолжиться и в будущем, и когда  достаточно информации для выявления  таких тенденций. К количественным методам относятся:

  • Анализ временных рядов. Он основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего. Проводится с помощью таблицы или графика.
  • Причинно-следственное (казуальное) моделирование. Наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования. Используется в ситуациях с более чем одной переменной. Казуальное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Из казуальных прогностических моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики.

    Качественные  методы прогнозирования подразумевает  прогнозирование будущего экспертами. Существует 4 наиболее распространенных метода качественного прогнозирования:

  1. Мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальная разновидность данного метода – «мозговой штурм».
  2. Совокупное мнение сбытовиков. Мнение дилеров или предприятий сбыта очень ценно, так как они имеют дело непосредственно с конечными потребителями и знают их потребности.
  3. Модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации.
  4. Метод экспертных оценок. Он представляет собой процедуру, позволяющую группу экспертов приходить к согласию. По данному методу эксперты из различных областей заполняют опросник по данной проблеме. Затем им дают опросники, заполненные другими экспертами, и просят пересмотреть свое мнение либо аргументировать первоначальное. Процедура проходит 3-4 раза, пока в результате не будет выработано общее решение. Причем все опросники анонимны, как и анонимны сами эксперты, то есть эксперты не знают, кто еще входит в группу.

.[1,2]

 

2.3 РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ, РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

    Решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала. Однако в условиях, сложившихся на данный момент в нашей республике, данный пример отражает меньший уровень определенности, чем в развитых странах.

    В странах с развитой стабильной экономикой менеджер может также точно рассчитать затраты на производство определенного  вида изделий на ближайшую перспективу. Это возможно, потому что постоянные издержки, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой степенью точности.

    Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества  решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень  риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.

    При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные  исследования. Анализ рынка очень  широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты «Форд», «Крайслер» прежде чем начать проектирование нового вида автомобиля тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и только затем приступают к проектированию нового автомобиля.

    Хорошим примером принятия решение в условиях риска является принятие решений  о страховании. Статистика страховых  случаев во всех областях ведется  очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность    наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества компании, каких либо финансовых операций и так далее.

    Руководитель  же страховой организации на основании  этих же данных определяет сумму возможных  страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить  страховых полисов для покрытия  возможных убытков и получения прибыли.

    На  практике решения, принимаемые в  условиях полной неопределенности, практически  не встречаются. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать некоторую дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать ситуацию, либо принять решение на основе суждений, интуиции, анализа накопленного опыта руководителя, что также уменьшает неопределенность. Наибольший потенциал неопределенности встречается в социокультурной, политической и наукоемкой среде.

    Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение, о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что  на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение разрабатываемого оборудования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. В условиях рыночной экономики менеджер своими решениями может повлиять на судьбы многих людей и организаций.

    В зависимости от уровня сложности  задач, среда принятия решений варьируется в зависимости от степени риска.

    Условия определенности существуют, когда руководитель точно знает результат, который  будет иметь каждый выбор.

    В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью.

    Если  информации недостаточно для прогнозирования  уровня вероятности результатов  в зависимости от выбора, условия  принятия решения являются неопределенными. В условиях неопределенности руководитель на основе собственного суждения должен установить вероятность возможных последствий.

    Каждое  решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и  побочными эффектами, значение которых  руководитель должен соотнести с  ожидаемой выгодой. Все решения, как запрограммированные, так и  не запрограммированные, принимаемые менеджером должны быть основаны не только на суждениях, интуиции и прошлом опыте, но и применять рациональный подход к принятию решений.

    При принятии решений современный менеджер должен: широко использовать различные  методы науки управления; оценивать среду принятия решений и риски; знать и уметь применять различные модели и методы прогнозирования для принятия решений.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури, Основы  менеджмента: Пер. с англ., М.:«Дело ЛТД»,1994 г.
  2. М. Эддоус, Р. Стэнсфилд, Методы принятия решений, М.: 1997 г.
  3. Л. Планкетт, Выработка и принятие управленческих решений, М. 1984 г.
  4. Ли Якокка, Карьера менеджера, Мн.: «Парадокс», 1996 г.

Информация о работе Формальное и неформальное управление. Управленческие решения: понятие, классификация, структура