Формальное и неформальное управление. Управленческие решения: понятие, классификация, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

В данной работе автор попытается рассмотреть понятия, связанные с принятием решений в различных условиях. Такие, например, как «риск», «определенность», «неопределенность». Будут рассмотрены некоторые примеры принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности. Также будут рассмотрены некоторые методы и модели принятия решений. Кроме того, автор предпримет попытку анализа ситуации в сфере принятия решений в молдавском бизнесе на данном этапе его развития и сложившейся в нашем обществе ситуации.

Содержание

Введение
1 Неформальное и формальное в управлении
1.1. Неформальное управление
1.2. Формальное управление
2 Управленческие решения: понятие, классификация, структура
2.1. Понятия и классификация решений
2.2. Методы и модели используемые в процессе принятия решений
2.3.Решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

контр. работа по менеджменту.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский  государственный нефтегазовый университет»

Институт  менеджмента и бизнеса 
 

Кафедра экономика торговли 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

по дисциплине «Менеджмент»

Задание 4 
 
 

                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Выполнил:

                                                                                        студентка гр. ЭПТз-07-1,

                                                                      

                                                                            Проверил: доцент

                                                                    Чуйкова С.Г. 
 
 
 
 

Тюмень, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1 Неформальное и формальное в управлении

      1.1. Неформальное управление

      1.2. Формальное управление

2 Управленческие решения: понятие, классификация, структура

      2.1. Понятия и классификация решений

      2.2. Методы и модели используемые в процессе принятия решений

      2.3.Решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности

Заключение

Библиография

 

ВВЕДЕНИЕ

          Принятие решений  – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

    В данной работе автор попытается рассмотреть  понятия, связанные с принятием  решений в различных условиях. Такие, например, как «риск», «определенность», «неопределенность». Будут рассмотрены  некоторые примеры принятия решений  в условиях определенности, риска и неопределенности. Также будут рассмотрены некоторые методы и модели принятия решений. Кроме того, автор предпримет попытку анализа ситуации в сфере  принятия решений в молдавском бизнесе на данном этапе его развития и сложившейся в нашем обществе ситуации.

    В нашей стране долгое время проблеме обучения управленческого персонала  не уделялось должного внимания. Это  происходило потому, что в административно-командной  системе основные решения принимались  на уровне министерств и ведомств. На более низком уровне эти решения только претворялись в жизнь. Также на более низком уровне принимались тактические решения, которые также контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике существенно увеличивается ответственность при принятии решений руководителей всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение данной конкретной организации, и нет вышестоящих органов, разрабатывающих и контролирующих принятие стратегических решений. Поэтому рассмотрение данной проблемы очень актуально.

    Особое  место в теории управления и социологии организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято  понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.

    Основной  принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

    Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

    Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию  инструментом управления, многие социологи  и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

    Характеризуя  полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

    В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

    Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

    Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

    Процесс  осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

    Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число  ярусов в организации, увеличение которых  ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению  распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.

    Этот  же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект  решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

    Не  меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики социологии управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то, начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

    Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.

    До  трети всех управленческих решений  не достигают своих целей по причине  невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

 

1. НЕФОРМАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ В УПРАВЛЕНИИ

1.1. НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    Признаками  неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

  • слабые и сильные стороны человеческой натуры (уважение, авторитет, самолюбие, заинтересованность)
  • система индивидуальных или коллективных ценностей
  • лидерство

    Виды  структур, осуществляющих неформальное управление:

  • Структуры по интересам – отдельные лица, которые могут не быть членами одной и той же административной или оперативной структуры, могут объединятся для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры.
  • Группы на основе дружбы – многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и т.д. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.

    Ступени возникновения и развития процесса неформального управления:

  • осознанно, стихийно объединяются отдельные группы людей для управления и регулирования каких-либо событий
  • основой объединения обычно становятся более осознанные эмоции – ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо.
  • Неформальное управление уже органично развивается, борясь с какой-либо внешней постоянной опасностью
    • стремление укрепления процесса управления на предприятиях и организациях
    • объединение людей для более масштабного управления

    Существует  три источника возникновения  неформального управления:

  1. функциональная недостаточность самой формальной организации;
  2. социальная интеграция в рамках организации;
  3. разделение феноменов функций и личности (индивид может варьировать средства)

 

1.2. ФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

      Признаки  формального управления является опора  на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:

  • использование административных рычагов воздействия (приказ, установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и прочие),
  • жесткий контроль исполнения,
  • учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.
  •  
  1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ,

СТРУКТУРА

2.1. ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШЕНИЙ

    Принятие  решений, так же как и обмен  информацией, - составная часть любой  управленческой функции. Необходимость  принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

    Что же такое  решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе, какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы.

Информация о работе Формальное и неформальное управление. Управленческие решения: понятие, классификация, структура