Формальное и неформальное управление, их особенности и сочетание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Изо дня в день, используя формальное управление для выполнения производственных задач, люди одновременно внедряют и неформальное руководство. Почвой для возникновения неформальных отношений являются дружеские: отношения на основе общих интересов, приятельских чувств.
Использование формального и неформального управления невозможно без знания теоретических основ данной проблемы. Вот почему в курсовом проекте будут рассмотрены общее понятие управления, признаки двух видов управления, их функции, причины возникновения, а также различия между этими типами управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
Глава I. Понятие управления. Признаки, функции и различия формального и неформального управления……………………….4
Понятия управления………………………………………………4
Формальное и неформальное управление………………………………...5
Различия между формальным и неформальным управлением………13
Глава II. Основные виды, функции управления.
2.1 Основные виды управления………………………………….…15
2.2 Функции управления……………………………………………………….16
Глава III Модели решения проблемы сочетания формального и неформального управления…………………………22
Заключение…………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая я.docx

— 43.72 Кб (Скачать)

Несмотря  на то, что существуют два типа управления в России, преобладает формальное руководство. Поэтому необходимо рассмотреть  такую особенность формального  управления как бюрократия.3

 

1.3Различия между формальным и неформальным управлением:

1.поструктуре: 

неформальному управлению присуще  спонтанное возникновение, а формальному  – запланированное организацией основная причина возникновения формальных отношений – эмоции, а неформальных – достижение цели формальное управление отличается от неформального стабильностью

2.поцелям: 

В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.

по источнику влияния:

Неформальное управление исходит  от отдельной личности. Формальное управление обусловлено положением организации

В неформальных организациях человек  обладает личной властью и руководит  снизу вверх, а в формальных подчиняется  иерархическим полномочиям и  управляет сверху вниз

  1. По средствам контроля: 

Различаются на угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.

4. по  коммуникациям 

Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным  линиям используемые в формальном руководстве, а также каналы в форме виноградной  лозы, плохо определенные и пресекающие  постоянные каналы – в неформальном руководстве.

 В формальной организации  присутствуют все члены рабочей  группы, межличностные отношения  предписываются должностной инструкцией,  руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат  функциональные обязанности или  положение.

В неформальную организацию  включаются только те, кто «приемлемы», межличностные отношения возникают  спонтанно, роль руководства обусловлена  результатом членства, основой для  взаимодействия являются личностные черты, статус.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные виды, функции управления.

2.1 Основные виды управления

Успех в  любом деле редко приходит случайно. Для настоящего долговременного  успеха люди используют эффективное  управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях нашей жизни. Управляют автомобилями, машинами и другими техническими устройствами, страной, учебным процессом в колледже или ином учебном заведении, движением поездов и т.д. Управление многообразно. Можно выделить такие его виды:

  • техническое (управление естественными и технологическими процессами, например обработкой деталей на станках);
  • государственное (управление жизнью общества через различные институты – правовую систему, органы власти);
  • идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий);
  • негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например, движением в защиту окружающей среды);
  • хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

Между всеми  этими видами управления есть нечто  общее. Это законы, принципы, правила. Их изучает наука об управлении, т.е. о деятельности людей, с помощью  которой они добиваются поставленных целей. Деятельность эта осознанная, целенаправленная и представляет собой  упорядочивание и подчинение своим  интересам элементов внешней  среды – общества, живой и неживой  природы, техники. Управленческая деятельность предполагает:

  • цели;
  • планирование;
  • организацию;
  • контроль.

2.2 Функции управления.

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и  т.д.), затем организует ресурсы, которые  потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая  повседневная работа затрагивает целый  ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический  процесс, состоящий из конкретных видов  управленческих работ, называемых функциями  управления.

Функция управления представляет  собой  определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации  управленческого труда, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работ.

В общем  виде функция - это совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.

В теории управления различают общие (основные) и специальные (конкретные) функции управления.

Общие функции  – это виды деятельности, не связанные  с особой спецификой объекта управления и общие для органов управления.

К ним, как  правило, относят:

  • планирование;
  • организацию и координацию;
  • мотивацию;
  • контроль и регулирование;
  • руководство.

Перечень  достаточно полно отражает этапы  управленческого цикла. Все общие (основные) функции управления должны выполняться в каждом подразделении  и на каждом уровне управления. Характерная  особенность этих функций – их взаимопроникновение друг в друга.

  1. Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). Данная функция считается ведущей в цикле управления, поскольку реализация других подчинена задаче достижения общих целей.
  2. Организация – вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение достижения целей. Это процесс создания структуры организации, дающей возможность людям эффективно работать вместе и обеспечивать их работу всем необходимым (персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п.). Организация включает разделение на части  и  делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.
  3. Координация   как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация  становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется  не жесткая формализация, а  лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

  1. Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

В качестве мотивов могут выступать  причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность  в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Мотивационный подход к поведенческой  деятельности является центральной  функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его  реальные цели, жизненные установки  и ожидания, создавая эффективную  мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно  указать особенности мотивации  разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы  их оценивали профессионалы.

Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура.

  1. Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
  2. Регулирование – вид управленческой деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определенной траектории. Регулирование направлено на предотвращение или исправление сбоев в процессе функционирования организации по отношению к цели.
  3. Руководство – «надфункция», «сверхфункция» управления, представляющая собой определение общего замысла управления и обеспечение необходимой направленности развития организации.

Основные функции менеджмента  характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования  в разных сферах деятельности. Главная  их особенность в том, что каждая основная функция  менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации  и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов.

Помимо  общих функций выделяются также  специализированные функции управления, обладающие специфическими характеристиками, индивидуальными для каждой конкретной организации.

Специальные (или конкретные) функции управления – это функции менеджмента, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому  изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для  выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее  определить, что нужно в итоге  получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе  управления все управленческие функции  объединены в единый целостный процесс.

Мое личное мнение заключается в  том, что одна функция, как бы самостоятельна она не была, не сможет выполнить  цели организации без взаимодействия с другой функцией. Только сочетание  всех функций сразу поможет добиться желаемого результата. Нельзя, как  мне кажется, уделять одной функции  больше внимания, а другой меньше, иначе  можно упустить какой-то момент процесса управления и организация не сможет добиться поставленной цели в нужные сроки.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Модели решения проблемы сочетания формального и неформального управления

Большинство руководителей  формальных организаций к неформальному  управлению относятся отрицательно, считая его результатом плохого  руководства. Но неформальные отношения  – это явление естественное и  от качество общего управления не зависят. Неформальное управление может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное. Например, неформальная организация может придерживаться более низких норм, чем официальное руководство, или приверженность существующему положению может стать на пути модернизации или другого нововведения. Из неформальных связей часто вырастает чувство коллективизма во всей организации.

Информация о работе Формальное и неформальное управление, их особенности и сочетание