Формальное и неформальное управление, их особенности и сочетание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Изо дня в день, используя формальное управление для выполнения производственных задач, люди одновременно внедряют и неформальное руководство. Почвой для возникновения неформальных отношений являются дружеские: отношения на основе общих интересов, приятельских чувств.
Использование формального и неформального управления невозможно без знания теоретических основ данной проблемы. Вот почему в курсовом проекте будут рассмотрены общее понятие управления, признаки двух видов управления, их функции, причины возникновения, а также различия между этими типами управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
Глава I. Понятие управления. Признаки, функции и различия формального и неформального управления……………………….4
Понятия управления………………………………………………4
Формальное и неформальное управление………………………………...5
Различия между формальным и неформальным управлением………13
Глава II. Основные виды, функции управления.
2.1 Основные виды управления………………………………….…15
2.2 Функции управления……………………………………………………….16
Глава III Модели решения проблемы сочетания формального и неформального управления…………………………22
Заключение…………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая я.docx

— 43.72 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Менеджмент»

На тему:

«Формальное и неформальное управление, их особенности и сочетание»

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3

Глава I. Понятие управления. Признаки, функции и различия формального  и неформального управления……………………….4

    1. Понятия управления………………………………………………4
    2. Формальное и неформальное управление………………………………...5
    3. Различия между формальным и неформальным управлением………13

Глава II. Основные виды, функции управления.

2.1 Основные виды управления………………………………….…15

2.2 Функции управления……………………………………………………….16

Глава III Модели решения проблемы сочетания формального и неформального управления…………………………..………...…..22

Заключение…………………………………………………...25

Список использованной литературы……………………………...26

 

 

 

 

 

Введение

Изо дня в день, используя формальное управление для выполнения производственных задач, люди одновременно внедряют и  неформальное руководство. Почвой для  возникновения неформальных отношений  являются дружеские: отношения на основе общих интересов, приятельских чувств.

Использование формального и неформального  управления невозможно без знания теоретических  основ данной проблемы. Вот почему в курсовом проекте будут рассмотрены  общее понятие управления, признаки двух видов управления, их функции, причины возникновения, а также  различия между этими типами управления.

Но  одной только теории зачастую недостаточно для понимания проблемы. Таким  образом, возникает необходимость  применения аналитического материала, для того чтобы лучше разобраться  в методологии, адаптируя ее к  практике. В рамках этого материала  могут быть рассмотрены возникновение, причины и истоки бюрократии как  высшей формы проявления формального  управления и сочетание формального  и неформального управления.

В заключительной части необходимо на основе уже имеющейся информации дать  оценку степени применения этих видов управления.1

 

 

Глава I. Понятие управления. Признаки, функции и различия формального  и неформального управления.

    1. Понятия управления

Управлять – это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать приказы и накладывать  резолюции, устанавливать ответственность  и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.

Неформальное  управление отражает потребность формального  управления, является его необходимым  дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие  ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества.

В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить.

Иногда  бывает ошибкой стремление менеджера  к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность  в распределении функций, исполнительская  дисциплина, некоторый автоматизм в  работе, что способствует оперативности  и своевременности решений. Но на Западе все большее распространение  получает такой вид забастовки, как  «работа по правилам». И такая  забастовка обычно воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет  к убыткам. Работа только формальная, без энтузиазма и творчества, сегодня  воспринимается как отрицательное  явление.2

1.2 Формальное и неформальное  управление

Признаки  формального управления является опора  на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные  положения:

-  использование  административных рычагов воздействия  (приказ, установленная административная  ответственность, дисциплинарное  требование и прочие),

    • жесткий контроль исполнения,
    • учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

Признаками  неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

    • слабые и сильные стороны человеческой натуры (уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность)
    • система индивидуальных или коллективных ценностей
    • лидерство

 Функции  неформального управления:

    1. реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.
    2. защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.
    3. получение и передача необходимой или интересной информации
    4. облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
    5. сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
    6. удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации. Это повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации;
    7. создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;
    8. адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. Принятие их в коллектив помогает им быстрее адаптироваться к требованиям организации, позволяет получать ценные советы и помощь, облегчает различные виды коммуникаций.

Функции формального управления:

    1. установление статусов, прав и обязанностей членов группы
    2. жесткое определение и распределение ролей
    3. обеспечение единства всех составных частей организации,
    4. связь различных подразделений с ее общими целями
    5. целесообразное общественное разделение труда
    6. обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации

Виды  структур организации осуществляющих формальное управление:

    • административная структура

Включает  подчиненных лиц, которые непосредственно  отчитываются перед определенным руководителем. Подчиненная взаимосвязь между  менеджером отдела и инспекторами или между старшей медицинской сестрой ее подчиненными характерна для административной структуры.

    • оперативная структура

Включает  рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или  проект, например деятельность клерков  в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков  должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется  справедливо разрешить иск. Решение  этих необходимых задач и осуществление  нужных взаимодействий создаются условия  для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают  неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так  как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти  структуры имеют значительно  больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.

 Виды  структур, осуществляющих неформальное  управление:

    • структуры по интересам

Отдельные лица, которые могут не быть членами  одной и той же административной или оперативной структуры, могут  объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям  организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами  структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.

    • группы на основе дружбы

Многие  группы формируются на основании, каких  либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок  рабочей деятельности.

Мотивы  членства рабочих и служащих в  тех или иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные и административные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе. Неформальные группы имеют важное значение, удовлетворяя основную человеческую потребность в общении.

Хотя  группы друзей неформальны, менеджерам следует попытаться, если возможно, позитивно воздействовать на них, направив их усилия на достижение целей организации. Пути воздействия на такие группы – это налаживание хороших  отношений с лидером группы, обучение лидера групповому поведению и поддержка  усилий членов группы сохранить групповые  отношения.

  Ступени возникновения и развития  процесса неформального управления:

    • осознанно, стихийно объединяются отдельные группы людей для управления и регулирования каких-либо событий
    • основой объединения обычно становятся более осознанные эмоции – ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо.
    • Неформальное управление уже органично развивается, борясь с какой-либо внешней постоянной опасностью
    • стремление укрепления процесса управления на предприятиях и организациях
    • объединение людей для более масштабного управления

Причины побуждающие вступать в неформальные отношения и использовать этот метод  управления.

    • чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности – одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку формальное управление сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к неформальному управлению, чтобы обрести эти контакты;
    • взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что начальник может плохо о них подумать, другие боятся критики. В этих и других случаях люди предпочитают прибегать к помощи неформального управления.
    • Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальные отношения  является  осознанная потребность в защите;
    • Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку в формальных отношениях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации возможен только в неформальной организации;
    • Симпатия. Люди часто вступают в неформальные отношения просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.

Существует  три источника возникновения  неформального управления:

    • функциональная недостаточность самой формальной организации;
    • социальная интеграция в рамках организации;
    • разделение феноменов функций и личности (индивид может варьировать средства)

Различия  между формальным и неформальным управлением:

    • по структуре:
    1. неформальному управлению присуще спонтанное возникновение, а формальному – запланированное организацией
    1. основная причина возникновения формальных отношений – эмоции, а неформальных – достижение цели
    2. формальное управление отличается от неформального стабильностью
    • по целям:

В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.

    • по источнику влияния

Неформальное  управление исходит от отдельной  личности. Формальное управление обусловлено  положением организации

В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу  вверх, а в формальных подчиняется  иерархическим полномочиям и  управляет сверху вниз

    • по средствам контроля:

Различаются на угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.

    • по коммуникациям

Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, а также каналы в форме виноградной  лозы, плохо определенные и пресекающие  постоянные каналы – в неформальном руководстве.

    • В формальной организации присутствуют все члены рабочей группы, межличностные отношения предписываются должностной инструкцией, руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат функциональные обязанности или положение.

В неформальную организацию включаются только те, кто «приемлемы», межличностные  отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом  членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус.

Информация о работе Формальное и неформальное управление, их особенности и сочетание