Фирма в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:21, реферат

Описание работы

Для того чтобы раскрыть эту тему, для начала нужно разобрать природу возникновения конкуренции: в каких именно условиях она возникает, и как она влияет на экономику в целом

Конкуренция.

Экономическая наука не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу. Таким образом, между ними возникает соперничество, или, иначе говоря, конкуренция. Само это слово пришло к на из латинского языка, и его можно перевести как «состязание».

Работа содержит 1 файл

Фирма в условиях совершенной конкуренции.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Предложение фирмы  и отрасли в краткосрочном  периоде. 

Нам уже известно, каким образом определяется оптимальный  выпуск продукции фирмы на рынке совершенной конкуренции при сложившихся ценах. Теперь рассмотрим, каким образом будет изменяться объем продукции фирмы, если рыночная изменится. 

Рассмотрим условный числовой пример, данные которого представлены в таблице:

Объем продукции 

Валовой доход 

Предельный доход 

Предельные издержки  

Валовые переменные издержки 

Средние переменные издержки 

Валовые издержки 

Прибыль 

TR 

MR=P 

MC 

TVC 

AVC 

TC 

Pr 

15 

-15 

30 

30 

40 

40 

40 

55 

-25 

60 

30 

30 

70 

35 

85 

-25 

90 

30 

20 

90 

30 

105 

-15 

120 

30 

10 

100 

25 

115 

5 

150 

30 

25 

125 

25 

140 

10 

180 

30 

30 

155 

25,8 

170 

10 

210 

30 

41 

196 

28 

211 

-1 

240 

30 

60 

256 

32 

271 

-31 
 

Каков наилучший  объем производства для данной фирмы при рыночной цене в 30 долларов? Из таблицы видно, что максимальная прибыль в 10 долларов достигается при Q=6, когда Р=МС=30 долларов. 

Что будет, если рыночная цена данного товара повысится до 41 доллара? Оптимальный объем продукции  фирмы повысится до Q=7 (при котором МС=41). При Р=60 долларам – до Q=8 (при котором МС=60). Говоря иными словами, ряд значений предельных издержек задает кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде. Можно сказать и по-другому: краткосрочная кривая предложения фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, совпадает с частью кривой предельных издержек. Но какой частью? Которая превышает средние переменные издержки:

МС=Р>AVC 
 

До этого момента  предложение фирмы будет равно 0, потому что рыночная цена даже не покрывает средних переменных издержек (Р<AVC), и, следовательно, нет абсолютно никакого смысла вообще производить что-либо. В нашем примере Q=0 при цене в 20 долларов и ниже. Начиная с цены в 25 долларов, Q будет меняться в соответствии с кривой предельных издержек (рис. 3). 
 

Почему же решения  фирмы о том, производить или  не производить продукцию, зависят  от величины средних переменных, а  не валовых издержек? Потому, что  существует «золотое» правило принятия решений:

 «Золотое» правило  принятия решений: не обращать внимания на то, что уже невозвратно, а принимать в расчет лишь то, что изменяется и поддается воздействию. В краткосрочном периоде постоянные затраты следует отнести к невозвратным расходам и они не должны приниматься в расчет при принятии фирмой решений. 
 

Если представить, что вы уже вложили 200 тыс. руб. (ТFC) в мини-пекарню и вам нужно  принять решение, что делать дальше. Если наращивание выпечки хлеба  обойдется вам в дополнительных 300 тыс. руб. (ТVC), а доход фирмы  составит 400 тыс. руб. (ТR), то вам обязательно стоит оставаться на данном рынке. В этом случае мини-пекарня хоть и несет убытки (ТС>TR), однако теряет все таки меньше, чем если бы производство было вообще остановлено: 100 тыс. руб. (ТС – ТR) вместо 200 тыс. руб. невозвратных расходов (ТFC).

 Фирма должна  уйти с рынка, если ее валовой  доход (ТR) станет меньше валовых  переменных издержек (ТVC), а цена  меньше средних переменных издержек (АVC). 
 

  

Данное правило  можно сформулировать и несколько  иначе. Если фирма покрывает свои средние переменные издержки и надеется, что цена только временно опустилась ниже средних валовых издержек, она может продолжать оперировать, даже неся убытки. Однако, если даже фирма ожидает более благоприятной конъюнктуры рынка в будущем, но не может покрыть своих средних переменных издержек в настоящее время, принцип минимизации потерь требует, чтобы фирма прекратила производство. Таким образом

 В условиях  совершенной конкуренции кривая  предложения отдельной фирмы  совпадает с той частью кривой  предельных издержек этой фирмы, которая лежит выше средних переменных издержек. 
 

Кривая предложения  отрасли в целом представляет собой горизонтальную сумму кривых предложения всех фирм, функционирующих  в отрасли. 
 

На рис. 4 показано, как можно вывести кривую предложения всей отрасли, если в ней функционируют две фирмы. Так, при цене в 10 тыс. руб. фирма А производит 4 единицы продукции, а фирма В – 3 единицы продукции. Вдвоем они, следовательно, произведут 7 единиц продукции и т. д. Если бы в отрасли было бы 1000 и даже более фирм, процесс формирования совокупного предложения складывался бы таким же образом. 

Равновесие фирмы  и отрасли в краткосрочном  периоде. 

Нам уже известно, что рынок совершенной конкуренции  определяет рыночную цену, которую  каждая из присутствующих на этом рынке фирм воспринимает как заданную. К новым рыночным условиям, отражаемым ценой, фирма может приспособиться, только изменяя объем выпускаемой продукции. В краткосрочном периоде фирма обладает некоторым количеством постоянных и переменных факторов производства. Она может менять объем продукции, только варьируя объем переменных факторов. 

Как только цена изменяется, фирма меняет и объем производства. Она достигает такого уровня производства, который обеспечивает ей максимум прибыли. Такой объем производства называется оптимальным и достигается тогда, когда Р=МС (но при условии, что Р показывает АVС). Как только фирма максимизирует прибыль, у нее пропадают стимулы менять объем производства. Такое состояние называется состоянием равновесия фирмы, поскольку до тех пор, пока рыночная цена и издержки не меняются, фирме нет смысла менять и количество выпускаемой продукции: она действует максимально эффективно при заданных внешних условиях. 

Цена на рынке  совершенной конкуренции определяется в результате взаимодействия рыночного спроса на данный товар и краткосрочного предложения данного товара. Хотя никакая отдельная фирма не может повлиять на цену, коллективные действия всех фирм (рыночная кривая предложения), а также коллективные действия потребителей данного товара (рыночная кривая спроса) – могут. Пересечение рыночной кривой предложения и рыночной кривой спроса определяет и равновесную рыночную цену. При равновесной цене каждая фирма производит ровно тот объем продукции, при котором ее предельные издержки равны цене. Ни одной из фирм, действующих на рынке, нет смысла менять свой объем производства. Поскольку общий объем спроса равен общему объему предложения, равновесная рыночная цена в течение короткого периода остается неизменной. А это означает, что как рынок в целом, та и каждая отдельная фирма – его участник, находятся в состоянии краткосрочного равновесия. 

Хотя мы знаем, что  в состоянии краткосрочного равновесия отрасли каждая фирма в ней  максимизирует прибыль, нам не известны размеры этой прибыли. Иначе говоря, одно дело – знать, что фирма старается достичь наилучших результатов в заданных обстоятельствах, и совсем другое – понять, насколько хороши эти обстоятельства. 

В принципе возможны три состояния краткосрочного равновесия отдельной фирмы (рис. 5). Первое – при котором фирма несет убытки (МС=Р, но Р<АТС), однако фирма не уходит с рынка до тех пор, пока Р>AVC. В этом случае правильнее бы было говорить не о максимизации прибыли, а о минимизации потерь. Второе – при котором фирма лишь покрывает свои издержки (МС=Р, а Р=АТС). Третье – при котором фирма действительно работает с прибылью (МС=Р и Р>АТС). 
 

Во всех трех случаях  фирмы действуют максимально  эффективно при заданной цене и издержках  производства.  

Равновесие фирмы  и отрасли в долгосрочном периоде. 

В долгосрочном периоде  не все из перечисленных вариантов  равновесия фирмы возможны. Ключевым элементом для понимания особенностей долгосрочного равновесия в условиях совершенной конкуренции является легкость вхождения новых фирм на рынок и ухода старых фирм. Кроме того, все факторы производства в длительной перспективе становятся переменными, и появляется возможность выбирать предприятия разных размеров. 

Прибыль в конкурентной отрасли является сигналом для вступления нового капитала и расширения отрасли. Новые участники рынка сдвигают кривую предложения вправо, что при прежней кривой спроса означает лишь понижение равновесной рыночной цены. Как новые, так и старые фирмы должны будут к этому приспособиться, изменяя объем выпускаемой продукции. Проникновение на рынок новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока цена не снизится настолько, что будет в состоянии лишь покрыть средние совокупные издержки фирмы. 

Если фирмы в  конкурентной отрасли, напротив, несут  убытки, это является сигналом для  ухода капитала из отрасли, что приведет к повышению цены до уровня, позволяющего оставшимся фирмам лишь покрывать свои издержки. 

Наконец, если фирмы  лишь покрывают свои издержки, то, учитывая, что издержки включают в себя и  среднюю норму прибыли на вложенный капитал, старым фирмам нет никакого смысла покидать данную отрасль, а новым фирмам нет никакого смысла вступать в нее, поскольку новый капитал может заработать в ней то, что и других областях экономики. Таким образом, достигается равновесие, т. е. состояние, при котором никому из агентов рынка нет смысла менять свое экономическое поведение. 

Как мы видим, во всех трех случаях прибыль регулирует размещение ресурсов между отраслями  экономики. 

Имеется три основных условия, при выполнении которых  можно утверждать, что конкурентная отрасль достигла долгосрочного  равновесия. 

Во-первых, существующие фирмы ведут себя максимально эффективно при имеющихся у них предприятиях и технологии. Это значит, что МС=Р и отдельная фирма не будет изменять объем выпускаемой продукции. 

Во-вторых, не существует стимулов для новых фирм вступать на данный рынок. Это означает, что старые фирмы не получают никакой экономической прибыли на имеющихся у них предприятиях, которая могла бы привлечь их конкурентов: Р=АТС. Предложение на рынке не меняется. 

В-третьих, существующие фирмы не в состоянии увеличивать  прибыль, строя новые предприятия других размеров. Это означает, что действующие фирмы находятся в точке минимума долгосрочной кривой издержек: Р=LRАТС. Допустим, что фирма не находится в точке минимума долгосрочной кривой средних валовых издержек. Это указывает на то, что фирма не использовала экономию на масштабах производства. Построив предприятие, скажем, большего размера, фирма может снизить АТС, что приведет к росту прибыли и переливу капитала в отрасль: т. е. равновесие не достигнуто. 

Таким образом, фирма  в условиях совершенной конкуренции может достичь долгосрочного равновесия, только производя такой объем продукции, при котором достигается минимум средних валовых издержек. 

Такой уровень выпуска  называется минимальным эффективным  размером фирмы.

 В состоянии  долгосрочного равновесия фирма несет минимально возможные при заданном уровне развития технологии и цен на производственные факторы. 
 

Информация о работе Фирма в условиях совершенной конкуренции