Финансы некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: исследование теоретических основ и практических аспектов анализа использования финансовых ресурсов некоммерческих предприятий функционирующих в условиях рынка, выявление проблемных моментов и пути их совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы финансов некоммерческих организаций…………………………………………………………….….6
Концепции финансов некоммерческих организаций ….…..………….….6
Принципы и функции финансов некоммерческих организаций …….…12

Глава 2. Экономическая сущность финансов некоммерческих организаций …………………………………………….………………...16
2.1 Понятие некоммерческих организаций ……………..……….…...……...16
2.2 Механизм формирования и использования финансов некоммерческих организаций …………………………..…..………….………..…………..19
2.3 Современные проблемы финансовых источников некоммерческих организаций………………………………………………………………..24
Глава 3. Анализ использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций……………………………..………………………..………27
3.1 Анализ использования бюджетных денег………………...……………..27
3.2 Пути совершенствования………………………………………….……...30
Заключение………………...…………………….………………………………....34
Список использованных источников…………………....……………………

Работа содержит 1 файл

Финансы некоммерческих организаций.docx

— 75.25 Кб (Скачать)

      5.                     Денежные отношения с другими  хозяйствующими субъектами - денежные  отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями,  связанная с расчетами с клиентами,  но по объему платежей –  это самая большая группа денежных  отношений. Эта группа наиболее  важна, потому что в ней идет  формирование живых денег. При  взаимодействии коммерческих предприятий  создается национальный доход  и выручка от реализации продукции,  поступающая в распоряжение предприятия.  А бюджетные организации и  большинстве своем осуществляют  управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции  некоммерческого характера. Хотя  некоторые бюджетные организации  и в праве заниматься и определенными  видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный  доход незначителен.

      6.                     Денежные отношения с бюджетом  по поводу уплаты налогов на  прибыль от предпринимательской  деятельности бюджетными организациями. [4,36] 

      Основные  функции финансов бюджетных организаций:

      1.                     Распределительная

      2.                     Контрольная

      Распределение – связующее звено между деятельностью  бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в  основном вторичное распределение (формирование фондов).

      Контроль  осуществляется на всех стадиях использования  фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств  фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых  выплат), налоговая полиция. Кроме  государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица). 

      Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:

           — целевые средства и безвозмездные поступления;

           — средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

           — средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;

           — а также средства, полученные от предпринимательской деятельности; 

      Бюджетные учреждения расходуют бюджетные  средства исключительно на:

      - оплату труда в соответствии  с заключенными трудовыми договорами  и правовыми актами, регулирующими  размер заработной платы соответствующих  категорий работников;

      - перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные  фонды;

      - трансферты населению, выплачиваемые  в соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и правовыми актами  органов местного самоуправления;

      - командировочные и иные компенсационные  выплаты работникам в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

      - оплату товаров, работ и услуг  по заключенным государственным  или

      муниципальным контрактам;

      - оплату товаров, работ и услуг  в соответствии с утвержденными  сметами без заключения государственных  или муниципальных контрактов. 

      Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

      Все закупки товаров, работ и услуг  на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно  на основе государственных или муниципальных  контрактов. 

      Очень часто из 100% причин, которые приводят к незаконному использованию  бюджета, 17% составляет некомпетентность высшего руководящего звена, на уровне министров и замминистров. [5,36] 
 

3.2 Пути совершенствования. 
 

     Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств  государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

     В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные  организации являются важными субъектами экономики при любой системе  хозяйствования и в любой модели государственного устройства.

     Развитие  экономико-социальной сферы характеризуется  значительным возрастанием роли бюджетных  учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной  ими работы и представляет собой  процесс предоставления услуг широким  слоям населения.

      В настоящее время нехватка средств  государственного бюджета заставляет бюджетные учреждения искать дополнительные источники финансирования, поэтому  большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать  платные услуги. Действующее законодательство разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую  деятельность. Однако предпринимательская  деятельность может осуществляться только, если это послужит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. При этом на бюджетные  учреждения возлагается обязанность  учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов  имущество на отдельном балансе. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107 н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, раскрывающая порядок ведения раздельного  учета операций по бюджетным средствам  и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. [9,36] 

      Для эффективного управления финансовыми  ресурсами в процессе исполнения бюджета, усиления контроля за поступлением бюджетных средств, их целевым и  рациональным использованием необходимо эффективно работающая система казначейства.

      Современная казначейская система в России представляет собой 89 региональных управлений и 2254 отделений в городах и районах. Все получатели средств федерального бюджета переведены на обслуживание через систему лицевых счетов в органах федерального казначейства и создан единый реестр бюджетополучателей. Налажен учет в системе казначейства внебюджетных средств бюджетных  учреждений. Органами федерального казначейства создана надежная и оперативная  информационная база, которая создает  условия для успешной реализации принимаемых управленческих решений.

      Однако, проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не теряют своей остроты  и остаются актуальными. Они связаны  с ролью органов федерального казначейства в системе управления государственными финансами, противоречиями в бюджетном законодательстве. Это  требует обновления нормативных  документов, определяющих задачи и  функции казначейства, изменения  организационной структуры органов  федерального казначейства.

        Не решена еще проблема роста  остатков неиспользованных бюджетных  средств получателями и равномерности  кассовых расходов в течение  года. На качественно ином уровне  требуется организация правового  взаимодействия органов казначейства  с распорядителями и получателями  бюджетных средств, налоговыми, финансовыми  органами, банковской системой, контрольными  органами. [12,36] 

      Другое  важное направление совершенствования  управления финансами бюджетных  учреждений связано с реструктуризацией  бюджетного сектора экономики. В  рамках этого процесса предполагается преобразование части бюджетных  учреждений, способных функционировать  в рыночной среде и формировать  свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в иные организационно-правовые формы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы  не предусмотрены гражданским законодательством, что потребует внесения в него изменений в части определения  правового статуса организаций  этих форм. При этом бюджетные учреждения, которые не поменяют свой правовой статус, потеряют право на самостоятельное  распоряжение средствами, мобилизованными  за счет внебюджетных источников, и  их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств  на основе принципов сметного финансирования. 
 
Преобразованные организации, собственником которых останутся органы государственной власти и органы местного самоуправления, получат право на самостоятельное использование внебюджетных средств, выйдут из сферы казначейского контроля, поскольку им будет предоставлено право открытия взамен лицевых счетов в казначействе внебюджетных счетов в кредитных организациях. Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организаций, однако при этом изменятся принципы предоставления бюджетных средств, что предусматривает установление собственником обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг и переход на нормативно-подушевое финансирование. Реализация этих принципов предполагает отказ от использования сметы доходов и расходов и переход к составлению финансового плана, в котором бюджетные средства не будут детализированы по кодам экономической классификации, а будут планироваться единой суммой в форме субсидии. Это обеспечит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами. 

      Таким образом, преобразование бюджетных  учреждений в новые организационно-правовые формы имеет целью, с одной  стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности организаций, а  с другой — обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.

      Важным  резервом повышения эффективности  использования бюджетных средств  является ускорение их оборачиваемости. Анализ оборачиваемости бюджетных  средств в 2003-2005 гг., показывает, что  среднедневной остаток средств  на балансовом счете 40204 составляет 2,9 млн. руб., в отдельные месяцы достигает 5-6 млн. руб. При этом среднедневной  кассовый расход не превышает 320 тыс. руб., соответственно оборачиваемость бюджетных  средств составляет около 9 дней, а  в отдельные месяцы - 15-17 дней.

      Так как величина кассовых расходов заложена в бюджет изначально и практически  не изменяется, ускорение оборачиваемости  бюджетных средств возможно путем  минимизации остатков на соответствующем  балансовом счете.

      Одним из вариантов решения проблемы является предоставление не полной суммы дотации  на счет главного распорядителя средств  местного бюджета, а только в сумме  прошедших процедуру санкционирования бюджетных расходов по заявке органа федерального казначейства, осуществляющего  кассовое обслуживание исполнения бюджета, аналогично подкреплению счета 40116. При  этом до момента фактического использования  безвозмездные и безвозвратные  перечисления из вышестоящего бюджета  находились бы на счете по учету  средств этого бюджета, поддерживая  его ликвидность. 

      Увеличение  на один день, для подкрепления балансового  счета 40204 суммами дотаций, времени  прохождения платежных документов получателей средств местного бюджета  не существенно, так как иногда суммы  дотаций на счете главного распорядителя  и получателей находятся неделями. Но при этом скорость оборачиваемости  бюджетных средств существенно  увеличится, а продолжительность  одного оборота составит 3-4 дня, что  в нашем случае означает двукратное увеличение оборачиваемости, а следовательно, и эффективности использования  бюджетных средств.

      Предложенный  метод предоставляет возможность  более эффективного управления бюджетными средствами, уменьшает потребность  в заимствованиях на внутренних и  внешних финансовых рынках, сокращает  расходы на обслуживание государственного долга. [15,36] 

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций