Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является: исследование теоретических основ и практических аспектов анализа использования финансовых ресурсов некоммерческих предприятий функционирующих в условиях рынка, выявление проблемных моментов и пути их совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы финансов некоммерческих организаций…………………………………………………………….….6
Концепции финансов некоммерческих организаций ….…..………….….6
Принципы и функции финансов некоммерческих организаций …….…12
Глава 2. Экономическая сущность финансов некоммерческих организаций …………………………………………….………………...16
2.1 Понятие некоммерческих организаций ……………..……….…...……...16
2.2 Механизм формирования и использования финансов некоммерческих организаций …………………………..…..………….………..…………..19
2.3 Современные проблемы финансовых источников некоммерческих организаций………………………………………………………………..24
Глава 3. Анализ использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций……………………………..………………………..………27
3.1 Анализ использования бюджетных денег………………...……………..27
3.2 Пути совершенствования………………………………………….……...30
Заключение………………...…………………….………………………………....34
Список использованных источников…………………....……………………
Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.[8,36]
Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. [1,36]
В
целях повышения эффективности
расходования бюджетных средств
за счет перехода к финансовому обеспечению
государственных услуг на основе
государственного задания и принципов
нормативно-подушевого финансирования
идет процесс реорганизации
В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. [11,36]
Особенности различных форм НКО [ПРИЛОЖЕНИЕ А]
Из таблицы видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.
Государственная корпорация — это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.
Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.
При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. В частности, религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
- вероисповедание;
-
совершение богослужений, других
религиозных обрядов и
-
обучение религии и
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Участники
(члены) общественных и религиозных
организаций (объединений) не сохраняют
прав на переданное ими этим организациям
в собственность имущество, в
том числе на членские взносы. [10,36]
Добровольные взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. При этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.
В
настоящее время сложилось два
различающихся по концепции подхода
к построению системы учета в
некоммерческих организациях:
- аналогично непроизводственной сфере
коммерческих предприятий;
- аналогично бюджетным организациям.
[7,36]
Главнейшим
направлением финансового учёта
некоммерческой деятельности является,
с одной стороны, учёт целевых
поступлений и целевых
Невозможно изменение целевого назначения средств без письменного согласия жертвователя. В том случае, когда это согласие не получено, средства подлежат возврату, так как средства, которые используют не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Из этого следует, что основной упор в учёте некоммерческих организаций делается на подтверждение целевого расходования средств, которые получены на выполнение определенных программ. Для таких некоммерческих организаций, как фонды, фондовые биржи, а также наиболее крупные некоммерческие организации, в состав годовой отчетности включается аудит, представляемый в налоговые службы.
Некоммерческая
деятельность организации должна соответствовать
документам устава организации, а коммерческую
деятельность, которая также может
входить в сферу деятельности
организации, в финансовом учёте
необходимо обособить от некоммерческой.
[16,36]
Вступая в различные виды финансовых отношений, предприятия взаимодействуют с другими элементами финансовой системы в соответствии со следующими основными принципами рыночной экономики.
1. Принцип экономической и юридической самостоятельности.
Предприятие, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Для получения дополнительной прибыли предприятия могут, кроме основной своей деятельности, осуществлять финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других компаний, государства, участия в создании уставного капитала других предприятий, хранения денежных средств на депозитных счетах банков.
2.Принцип самофинансирования.
Это
означает необходимость полной окупаемости
затрат на производство и реализацию,
на инвестирование и развитие производства
за счет собственных или заемных
источников финансирования. Прежде чем
осуществлять инвестиции, предприятие
должно учесть все связанные с
ними затраты, включая цену кредита,
инфляции и другое, сопоставить их
с возможными доходами от инвестиций.
Без превышения доходов от инвестиций
над затратами принцип
3.Принцип материальной заинтересованности.
Определяется основной целью предпринимательской деятельности -получением прибыли. Заинтересованность в получении предприятием прибыли касается государства, коллектива предприятия, инвесторов, каждого работника, а также других предприятий, с которыми у данного предприятия имеются договорные отношения. Реализация этого принципа обеспечивается стимулирующей системой налогообложения, высоким уровнем оплаты труда, процентов и дивидендов по ценным бумагам уровнем банковского кредита, соразмерным с действительной эффективностью использования кредитных ресурсов, и т. д.
4.Принцип материальной ответственности.
Это наличие определенной системы ответственности за результаты финансовой деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа не одинаковы для предприятий, их руководителей и отдельных работников. Для предприятий принцип реализуется в форме штрафов, пений, неустоек, взимаемых при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, погашения векселей, при нарушении налогового законодательства.
В
более широком смысле материальная
ответственность состоит в том,
что ухудшение финансового