Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях современной экономики России усиливается значение первичного звена всех преобразований -- хозяйствующих субъектов, где и формируются валовой доход и денежные накопления, будущие потенциальные возможности развития -- инвестиционные ресурсы. На базе финансов предприятия, опосредующих кругооборот его фондов, не только создаются необходимые предпосылки его производственной деятельности, но и виден положительный финансовый результат, во имя которого начинается любой бизнес. Успешное управление финансами в рыночных условиях невозможно без четкого представления процессов формирования затрат, доходов, капитала, распределения ресурсов, соответствующей политики развития, инвестиционной деятельности, а следовательно, управление финансами выступает одним из главных элементов управления предприятием. По мере становления и развития рыночных отношений вопросы повышения эффективности управления финансовыми ресурсами и финансами в целом приобретают приоритетное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Концептуальные основы финансового менеджмента
1.1 Сущность финансового менеджмента
1.2 Цели финансового менеджмента
1.3 Задачи финансового менеджмента
1.4 Терминология, базовые понятия, концепции финансового менеджмента
1.5 Основные этапы развития финансового менеджмента
1.6 Функции финансового менеджмента
1.7 Механизм финансового менеджмента
ГЛАВА II. Финансовый менеджмент в системе управления
2.1 Принципы организации финансового менеджмента
2.2 Принципы бизнес-планов инвестиционных проектов в финансовом менеджменте
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Microsoft Office Word (3).docx

— 60.30 Кб (Скачать)

Таблица №1. Совокупности активов  и пассивов в балансовой форме

 

 

 

          В отношении инвестиционных решений принципиальным является классификация активов:

1. По продолжительности  их использования - на краткосрочные  (оборотные) активы (сроком использования  до одного года) и долгосрочные (сроком использования более одного  года);

2. по объектам инвестирования - на реальные активы и финансовые  активы.

           Первая классификация активов обуславливает выделение в финансовом менеджменте двух различных блоков - краткосрочное финансовое управление и долгосрочное финансовое управление, которые имеют ряд специфических особенностей.

            Вторая классификация акцентирует внимание, которое уделяется в финансовом менеджменте, особенностям управления реальными оборотными и долгосрочными активами и особенностям управления финансовыми активами, в первую очередь ценными бумагами, приобретенными компанией на финансовых рынках.

          Для пассивной стороны баланса принципиальным является деление на собственный и заемный капитал. Структура пассивов зависит от структуры финансирования, которая определяется в большей степени формой владения предприятием. В зависимости от формы собственности различают единоличное владение, партнерство и акционерную компанию. Наиболее сложную структуру капитала имеет акционерная компания, поэтому исходя из принципа охвата наиболее широкого круга вопросов, при рассмотрении проблем финансового менеджмента всегда имеется в виду управление акционерной компанией.

 1.2 Цели финансового менеджмента

        Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении; реализация финансовой политики

экономических субъектов.

        Главной целью финансового менеджмента является залог роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде и выражается в гарантии обеспечения максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и исполнения конечных финансовых интересов его владельца.

Система целей финансового  менеджмента включает:

· выживание в условиях конкурентной борьбы;

· избежание банкротства  и крупных финансовых неудач;

· лидерство в борьбе с  конкурентами;

· максимизация рыночной стоимости;

· устойчивые темпы роста  экономического потенциала;

· рост объемов производства и реализации;

· максимизация прибыли;

· минимизация расходов;

· обеспечение рентабельной деятельности.

Приоритет той или иной цели по-разному объясняется в  рамках существующих теорий:

1. Теория максимизации  прибыли PROFIT MAXIMISATION THEORY. Цель деятельности - обеспечение максимального дохода  ее владельцам (рост прибыли, снижение  расходов, рентабельность работы, прибыль  на акцию (EPS), рентабельность инвестиций).

2. В рамках агентской  теории AGENCY THEORY постулируются различные  цели в соответствии с интересами  владельцев, менеджеров, кредиторов  и других заинтересованных лиц.  Одна группа рассчитывает на  сиюминутную прибыль, другая на  долгосрочную перспективу. В теории  заинтересованных лиц STAKEHOLDER THEORY, являющейся разновидностью агентской  теории, цели состоят в гармонизации  конфликтующих предпочтений различных групп. Например, фирма должна не только обеспечивать благосостояние владельцев, но и заботиться о социальном положении работников, охране окружающей среды и др.

3. Наибольшую популярность  в последние годы получила  теория максимизации богатства  акционеров WEALTH MAXIMISATION THEORY.          Ни прибыль, ни рентабельность, ни объем производства не могут рассматриваться в качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений. Такой критерий должен:

a. базироваться на прогнозировании  доходов владельцев фирмы;

b. быть приемлемым для  всех аспектов процесса принятия  управленческих решений (поиск  источников средств, инвестирования, распределения доходов).

          Современная экономическая теория исходит из посылки, что целью принятия решений рациональным индивидом является максимизация благосостояния.

1.3 Задачи финансового  менеджмента

       Задача финансового менеджмента состоит в управлении движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между участниками бизнес-процессов в ходе движения этих ресурсов (ответ на вопрос: как успешнее всего управлять этим движением и отношениями (?) - составляет сущность финансового менеджмента).

     Задачей финансового менеджмента при принятии инвестиционных решений и выборе источников их финансирования является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания этих вопросов и интересов различных заинтересованных сторон с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков.

Основные задачи финансового  менеджмента:

1. Обеспечение формирования  достаточного объема финансовых  ресурсов в соответствии с  потребностями предприятия и  его стратегией развития.

2. Обеспечение эффективного  использования финансовых ресурсов  в разрезе основных направлений  деятельности предприятия.

3. Обеспечение рентабельной  деятельности и роста объема  производства и реализации продукции.

4. Оптимизация денежного  оборота и расчетной политики  предприятия.

5. Максимизация прибыли  при допустимом уровне финансового  риска и благоприятной политике  налогообложения и минимизация  расходов.

6. Обеспечение постоянного  финансового равновесия предприятия  в процессе его развития, т.  е. обеспечение финансовой устойчивости  и платежеспособности.

1.4 Терминология, базовые понятия, концепции

 финансового  менеджмента

     Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1. Денежного потока - предполагает:

- идентификацию денежного  потока, его продолжительность и  вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

- оценку факторов, определяющих  величину элементов денежного  потока;

- выбор коэффициента дисконтирования,  позволяющего сопоставить элементы  потока, генерируемые в различные  моменты времени;

- оценку риска, связанного  с данным потоком, и способы  его учета.

2. Временной ценности  денежных ресурсов - объективно существующей  характеристикой денежных ресурсов, определяющейся тремя основными  причинами:

- инфляцией;

- риском недополучения,  или неполучением ожидаемой суммы;

- оборачиваемостью.

3. Компромисса между риском  и доходностью - получение любого  дохода в бизнесе практически  всегда сопряжено с риском, и  зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

4. Цены капитала - обслуживание  того или иного источника финансирования  обходится для фирмы неодинаково,  следовательно, цена капитала  показывает минимальный уровень  дохода, необходимый для покрытия  затрат по поддержанию каждого  источника и позволяющий не  оказаться в убытке. Количественная  оценка цены капитала имеет  ключевое значение в анализе  инвестиционных проектов и выборе  альтернативных вариантов финансирования  предприятия.

5. Эффективности рынка  капитала - операции на финансовом  рынке (с ценными бумагами) и  их объем зависит от того, насколько  текущие цены соответствуют внутренним  стоимостям ценных бумаг. Рыночная  цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как  основополагающий фактор, и насколько  быстро информация отражается  на ценах, настолько меняется  уровень эффективности рынка.  Термин «эффективность» следует  понимать не в экономическом,  а в информационном плане, т.  е. степень эффективности рынка  характеризуется уровнем его  информационной насыщенности и  доступности информации участникам  рынка. Достижение информационной  эффективности рынка базируется  на выполнении следующих условий:

  • рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
  • информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
  • отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
  • сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
  • все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
  • сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

         Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1. Инвестор на этом  рынке не имеет обоснованных  аргументов ожидать больше, чем  в среднем доход на инвестиционный  капитал при заданной степени  риска.

2. Уровень дохода на  инвестируемый капитал - это функция  степени риска.

Эта концепция эффективности  рынка на практике может быть реализована  в трех формах эффективности:

слабой

умеренной

сильной

  3.   В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

   4.   В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

   5.   В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

 6. Асимметричности информации - отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект. напрямую связана с пятой концепцией.

7. Агентских отношений  - введена в финансовый менеджмент  в связи с усложнением организационно - правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых  формах присутствует разрыв между  функцией владения и функцией  управления, то есть владельцы  компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры.  Для того, чтобы нивелировать  противоречия между менеджерами  и владельцами, ограничить возможность  нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские  издержки (участие менеджера в  прибылях либо согласие с использованием  прибыли).

8. Альтернативных затрат - любое вложение всегда имеет  альтернативу.

1.5 Основные этапы развития финансового менеджмента

      В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента:

1. Связан с деятельностью  «школы эмпирических прагматиков»(50е  года). Ее представители - профессиональные  аналитики, которые, работая в  области анализа кредитоспособности  компаний, пытались обосновать набор  относительных показателей, пригодных  для такого анализа. Они впервые  попытались показать многообразие  аналитических коэффициентов, которые  могут быть рассчитаны по данным  бухгалтерской отчетности и являются  полезными для принятия управленческих  решений.

2. Обусловлен  деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

3. Ассоциируется с деятельностью  школы «мультивариантных  аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

4. Связан с появлением  «школы аналитиков, занятых прогнозированием  банкротства компаний»(30е года). Представители этой школы делают  в анализе упор на финансовую  устойчивость компании, предпочитая  перспективный анализ ретроспективному.

5. Представляет собой  самое новое направление (развивается  с 60хгодов) - школа «участников  фондового рынка». Ценность отчетности  состоит в возможности ее использования  для прогнозирования уровня эффективности  инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления  состоит в его излишней теоритеризованности,  не случайно оно развивается  главным образом учеными и  пока не получило признания  в практике.

 

1.6 Функции финансового  менеджмента

         Финансы каждого предприятия охватывают денежные отношения:

· с другими организациями (оплата поставок сырья, товаров, других материальных ценностей, реализация продукции, при получении финансовых и коммерческих кредитов, при вложении капитала);

· с учредителями (при  распределении прибыли);

· с трудовым коллективом (при оплате труда, при распределении  доходов и прибыли, при уплате дивидендов по акциям, процентов по облигациям);

Информация о работе Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи и функции