Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:50, лекция
Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Сам бизнес-план можно характеризовать как документ перспективного, а не текущего планирования. В рыночном хозяйстве его составлением принято начинать любое коммерческое мероприятие.
Положение предприятия на рынке не остается неизменным. Рано или поздно появляются конкуренты. Поэтому постоянное развитие предприятия является необходимым условием его экономического выживания. План развития составляется не только на ближайшее время, но и на длительную перспективу. Поэтому финансовый менеджмент должен ответить на ряд вопросов, сформулировав тем самым финансовую стратегию предприятия.
Первый
из этих вопросов звучит так: "Сколько
средств необходимо для перспективного
развития фирмы?" Для определения
этой суммы и времени, когда она
потребуется полностью или
Второй вопрос стратегического финансового планирования касается источников инвестирования. Общее направление финансовой деятельности предприятия должно основываться на принципиальном решении, за счет каких источников осуществлять финансирование как данного проекта, так и всех последующих. Таких источников можно выделить три: собственные, привлеченные и заемные средства. Собственные средства выглядят наиболее привлекательными для предприятия, поскольку повышают уровень его независимости и самостоятельности, лишены какого-либо риска, улучшают репутацию предприятия в глазах контрагентов. Но для формирования собственных источников инвестирования требуется соблюдение двух условий: наличие доходов и времени для их капитализации. В действительности одно из двух условий реализации коммерческого проекта часто отсутствует. Обычно тот, кто хочет и способен реализовать коммерческий проект, не имеет собственных средств для инвестирования, а тот, кто их имеет, не желает самостоятельно это делать. Использование собственных средств для инвестирования под силу только крупным компаниям. Но для них бизнес-план и его финансовая часть теряют свою привлекательность.
Среди
привлеченных источников первое место
занимают средства акционеров. Дополнительная
эмиссия акций или частичная
распродажа контрольного пакета руководством
фирмы служат традиционным способом
привлечения средств рядовых
инвесторов. Но на этом пути руководство
фирмы подстерегает ряд вполне осознаваемых
им опасностей. Первая из них заключена
в возможности частичной потери
власти над фирмой теми, кто ею уже
владеет. Кроме того, успешное размещение
акций среди публики
Привлеченные средства могут быть почерпнуты и из внутренних источников. Традиционными из них являются средства, направляемые на оплату труда. Найдя и установив оптимальный уровень задолженности по оплате труда своих работников, предприятие при повышении фонда оплаты труда автоматически увеличивает и задолженность, которую можно использовать как источник инвестирования. При этом эти средства всегда направлялись как вложения в оборотный капитал, без которого не может обойтись ни один коммерческий проект.
Займы можно получить у банкиров и облигационеров. Банкиры заботятся о возврате ссуды и ее стоимости. Что может стать обеспечением долгосрочного инвестирования кредита? Что можно заложить из имущества предприятия, чтобы гарантировать осторожным и опытным банкирам своевременный возврат кредитов, и откуда будут получены средства для этого? Кто может поручиться за должника в такой сложной и крупной кредитной сделке и насколько стоимость кредита оправдывает его привлечение к финансированию проекта? На все эти и другие непростые вопросы должны ответить менеджеры предприятия, прежде чем они обратятся к конкретному банку за ссудой. Корпоративные облигации при своей эмиссии обладают теми же свойствами, что и акции, но в России они не используются.
На выбор
способов финансирования проекта может
повлиять его направленность. Считается,
что финансирование посредством
привлечения кредитов выгодно для
проектов, связанных с расширением
производства на уже действующих
предприятиях. По мнению банкиров, риск
вложений здесь не слишком велик
и соответственно можно понизить
стоимость кредита. Кроме того, такое
предприятие имеет достаточно активов,
которые могут стать его
Третий вопрос финансовой стратегии можно сформулировать так: "Когда ожидается возврат вложенных в проект средств?" Ответить на него можно, используя специальные расчеты, позволяющие определить срок окупаемости вложений.
Информация о работе Финансовое планирование и финансовая стратегия