Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:50, лекция
Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Сам бизнес-план можно характеризовать как документ перспективного, а не текущего планирования. В рыночном хозяйстве его составлением принято начинать любое коммерческое мероприятие.
Тема№9.Финансовое
планирование и финансовая
стратегия.
Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Сам бизнес-план можно характеризовать как документ перспективного, а не текущего планирования. В рыночном хозяйстве его составлением принято начинать любое коммерческое мероприятие. Потребность в разработке бизнес-плана и особенно его финансовой части обусловлена задачами, стоящими перед предприятием, когда оно изыскивает необходимые денежные средства:
В
конечном счете финансовый раздел бизнес-плана
необходим и адресован всем участникам
инвестиционного процесса: банкирам
и инвесторам, у которых фирма
намеревается получить денежные средства,
финансовому менеджеру или
Финансовый раздел бизнес-плана носит название "Финансовый план" и состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся.
Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят:
Прогноз объемов реализации не случайно вошел в состав финансового плана и стоит в нем на первом месте. Источником подавляющей части финансовых ресурсов по-прежнему остается выручка от реализации, в состав которой будут включены практически все предстоящие денежные расходы предприятия. Основанием для расчета данных об объеме реализации служат результаты маркетинговых исследований, отраженные в третьем разделе бизнес-плана. Если прогноз объемов реализации составляется в натуральных единицах, появляется возможность, изменяя цену, произвести расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. Но чаще бывает так, что при составлении прогноза реализации цена продукции пусть на короткий будущий период, но уже определена.
Обычно
прогноз реализации составляется на
три года вперед. Данные для первого
года приводятся по месяцам и отличаются
большой точностью и
Самым важным документом финансового плана считается баланс денежных расходов и поступлений, имеющий и другое название — баланс денежных потоков. Цель его составления состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств или, иными словами, добиться необходимого уровня ликвидности активов будущего предприятия. Так как ликвидность определяется величиной на какую-либо дату, желательно, чтобы данные баланса денежных расходов и поступлений приводились по коротким отрезкам времени. При удлинении временных отрезков значение сведений, изложенных в этом документе, падает, даже если они отличаются надежностью.
Ликвидность реализуемого проекта может влиять на его прибыльность. Нехватка денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка в платежах приводит к необходимости платить большие штрафы и пени, уменьшающие балансовую прибыль.
Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде, и завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода (табл. 1).
В
аналитических целях таблица
может быть дополнена сведениями
о дебиторской задолженности
и, в частности, о размере безнадежных
долгов, складских запасах, кредиторской
задолженности, взятых из других разделов
финплана. Данные баланса денежных
потоков необходимо увязать с
действиями предприятия по формированию
собственных оборотных средств.
Ведь именно нехватка собственных оборотных
средств и их иммобилизация создают
ситуацию, когда в нужный момент
на счетах предприятия не оказывается
необходимых денежных средств. Стоит
вспомнить и о том, что показатели
ликвидности определяются соотношением
размера оборотных средств и
краткосрочных заемных
Таблица 1.Баланс денежных потоков
Небольшой документ с довольно простой структурой носит название таблицы доходов и затрат. Этот документ показывает, как будет формироваться прибыль предприятия (табл. 2).
Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия целесообразно составить на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав прежде всего активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств. Этими данными интересуются инвесторы и особенно коммерческие банки, к помощи которых прибегает предприниматель, собирающийся финансировать приобретение этих активов. Из размера и структуры активов банк извлекает сведения, необходимые для исчисления обеспечения кредита, выявления его экономической целесообразности, что в значительной степени гарантирует возвратность выдаваемого займа.
Таблица 2 Таблица доходов и затрат
При
составлении баланса активов
и пассивов можно использовать рекомендуемый
зарубежными экономистами "метод
пробки". Как известно, в экономических
расчетах при планировании и прогнозировании
первенство отдается активам и затратам.
Источники их формирования и финансирования
изыскиваются вслед за ними. Разница
между запланированными активами и
уже имеющимися источниками их формирования
называют "пробкой". Если она имеет
отрицательное значение, то выбить
ее удается с помощью
В заключительном разделе финансового плана приводится расчет условий достижения безубыточности проекта. Максимизация прибыли является целью финансового менеджмента и одним из подходов к ее достижению служит сопоставление выручки от реализации не с суммарными затратами, а переменными постоянными затратами. Как известно, к переменным (пропорциональным) относятся те, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производимой продукции — затраты на сырье и материалы, оплату труда производственных рабочих, транспортные издержки и др. На практике встречаются некоторые отклонения от жесткой прямой зависимости размера переменных затрат от объема производимой продукции. Например, при увеличении закупок сырья и материалов поставщики могут предоставить предприятию скидки с их цены. К постоянным (непропорциональным, фиксированным) относятся затраты, не возрастающие с ростом объема производства и реализации, — управленческие расходы, арендная плата, амортизация, плата за кредит и др. Существуют еще смешанные расходы, но они состоят из переменной и постоянной частей и при более точных расчетах их можно разделить на соответствующие доли.
Различие
в соотношении между
Чем
больше продукции выпускает
Если предприятие отказалось от воплощения крупных коммерческих проектов, финансовое планирование на нем охватывает текущую хозяйственную деятельность и может включать в себя: перспективный план на несколько лет, годовой план, оперативно-календарный.
Перспективный план на ряд лет — это стратегический план развития предприятия на перспективу, наименее конкретизирован и чаще всего содержит доходы от реализации будущих бизнес-проектов. Из-за экономической нестабильности и возможного невыполнения намеченных долгосрочных трансакций одной из сторон, перспективный план имеет слабое применение в российской рыночной экономике.
Годовой план составляется с распределением по кварталам показателей общих величин расходов и доходов на основе коэффициентного или аналитического метода планирования.
Оперативно-календарный план с распределением показателей по месяцам в необходимых случаях дополняется платежным календарем по дням. Финансовому плану, в первую очередь оперативно-календарному, следует быть скользящим. Он разрабатывается в два этапа: предварительный и скорректированный. Предварительный план формируется на основании заказов, поданных в течение базисного периода (года, квартала, месяца) на основе заказов, заключенных или находящихся на текущем рассмотрении у предприятия. Второй этап — это скорректированный финансовый план. Реально в соответствии именно с этим планом следует работать предприятию, так как в него внесены подчас значительные корректировки. Контроль за его реализацией осуществляет финансовый менеджер. Скорректированный план может быть также .скользящим при условии внесения в него изменений.
В процессе финансового планирования решаются следующие основные задачи:
Информация о работе Финансовое планирование и финансовая стратегия