Философия управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Философия управления персоналом организации на примере японской, американской и российской модели управления. Концепция управления персоналом. Основные понятия управленческой концепции и их значения. Система управления в организации и её проектирование. Принципы формирования кадровой политики организации. Сущность, состав и содержание линейного и функционального метода управления.

Работа содержит 1 файл

Контроллинг персонала.docx

— 35.07 Кб (Скачать)

Введение

Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия.

Философия управления персоналом – философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точечки зрения.

Сущность  философии управления персоналом организации  заключается в том, что работники  имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Иначе говоря, созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений в организации; каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки: каждый работник имеет возможность играть активную роль в принятии важных производственных решений; работники пользуются адекватными и справедливыми компенсациями; созданы безопасные и здоровые условия груда. Такой ценой администрация завоевывает преданность персонала организации и затраты на создание таких условий непременно окупаются. В организациях, где администрация не заботится о повышение качества трудовой жизни, она не способна управлять своим персоналом.

Философия управления персоналом заключается не только в том, чтобы удовлетворить потребности в укомплектовании персоналом организации, но также в наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Это и является задачей системы управления персоналом организации в философском смысле. Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой.

Философия организации – это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации.

Соблюдение  философии гарантирует  успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие – эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, её имиджа и может привести к банкротству, так как персонал – это её главное достояние.

Философия организации оформляется  в отдельный нормативный  документ. Необходимость разработки такого документа объясняется тем, что отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими для всех принципами. Разрабатывается на основе: Конституции, Гражданского кодекса, Кодекса законов о труде, Декларации прав человека, Коллективного договора, религиозных писаний, устава, опыта лучших организаций. Необходимо учитывать: национальный состав, тип производства, вид собственности, уровень благосостояния.

Разделы документа: цели и задачи организации, декларации прав работника, требования к поведению сотрудников, условия труда и рабочее место, оплата труда, социальные блага. 
 
 
 
 

1.Философия управления персоналом организации на примере японской, американской и российской модели управления.

Американская  философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников и четко ориентирована на прибыль компании, от величины которой зависит личный доход работника. Ей характерны: четкая постановка целей и задач, высокая оплата труда персонала, поощрение потребительских ценностей. Она отражает высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.

Японская  философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма (воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи(пожизненный наем сотрудников, неординарные формы общения с руководством, планирование служебной карьеры, фирменная одежда). Здесь преобладает теория человеческих отношений. Ей присущи: преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.

Российская  философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и размера организации. Крупные акционерные организации, созданные на базе государственных, сохраняют прежние традиции и характеризуются четкой дисциплиной, коллективизмом и хозяйственностью, предусматривают повышение уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий в новых условиях хозяйствования. 
 

2. Концепция управления персоналом. Основные понятия управленческой концепции и их значения.

Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления пер., и орг-практических подходов к формированию механизма реализации в конкретной фирме.

Концепция управления персоналом основана на представлении  о месте человека в организации. Она включает: разработку методологии  управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, установление вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология  управления персоналом включает: организацию найма, отбора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обучение; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.

Основу  концепции управления персоналом в  настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника; знание его  мотивационных установок; умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьёзные угрозы для каждой личности, проверяя устойчивость ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации.

Можно выделить 3 основных аспекта:

    1. экономический (начало использования трудовых ресурсов) – единство руководства, строгая иерархия, дисциплина, подчинение индивидуального общему.
    2. органический: состоит из 2-х концепций – управление персоналом предприятия управление человеческими ресурсами
    3. гуманистический (предприятие – как гуманистический центр с присущей ему организационной культурой)

Организационная культура - представление о цели и ценностях, присущих предприятию, специфике поведения персонала.

Общие задачи управления персоналом:

  • обеспечение кадрами
  • эффективное использование кадров
  • профессиональное и социальное развитие кадров

3.Система управления в организации и её проектирование.

Система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Три группы определения системы:

    • Рассматривается система как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. Задача – выделить систему из окружающей среды, подвергнуть анализу и, исходя из этого, воздействовать на нее в научном направлении.
    • Как инструмент или способ исследования. В этом случае наблюдатель имеет перед собой определенную цель, конструирует систему как некоторое абстрактное отображение рассматриваемых объектов и явлений.
    • Как искусственно созданный комплекс элементов, предназначенных для решения сложных проблем (выступает и как реальный, и как абстрактный).

Свойства:

  1. Целостность – все части системы служат общей цели ее функционирования и она рассматривается как единое целое.
  2. Делимость – может быть разделена на относительно самостоятельные части. Элемент – неделимая часть.
  3. Целенаправленность – (в поведении).
  4. Изолированность- совокупность элементов, образующих систему, можно отгородить от других объектов и рассматривать изолированно.
  5. Эмерджентность – система обладает свойствами, неприсущими ни одному из ее элементов. 1-го рода – можем составить представление о свойстве целого на основе ее частей. 2-го рода – не можем составить представление.

Элемент системы – предел членения системы с точки зрения конкретной задачи или цели.

Система – совокупность элементов и отношений, закономерно связанных в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов ее образующими. 
 

4..Принципы формирования кадровой политики организации.

Кадровая  политика организации – это совокупность принципов, методов, форм, направленных на создание высококвалифицированного и сплоченного коллектива, способного соответствовать стратегии организации. На их выработку влияют и внешняя среда, информированность и межличностные отношения и особенности восприятия внешней среды. На основе изучения всех обстоятельств создан примерный перечень принципов, которых следует придерживаться для успеха организации:

  • достижение единых целей индивидуума и организации на основе компромисса между администрацией и работниками
  • при отборе и расстановке кадров учитывать соответствие задания и возможностей работника, его профессионализм, отбор кандидатов на конкурсной основе, наличие практики
  • при подготовке резерва для выдвижения на руководящие должности использовать конкурсность отбора, ротацию (планомерную смену должностей по вертикали и горизонтали), стажировку на руководящие должности, регулярную оценку качества (аттестацию, собеседование)
  • для развития персонала – повышение квалификации, следует давать возможность саморазвития и самовыражения.
  • в целях мотивации персонала использовать эффективную оплату труда, соответствующую объему и сложности работ, равномерное сочетание стимулов и санкций, использование социальных и психологических мотиваторов для повышения производительности труда.

Кадровая  стратегия, характеристика, варианты выбора

Вид стратегии  фирмы Характеристика  персонала Действия менеджера, практический выбор управления персоналом
1.Предпринимательская  стратегия. В ее рамках принимаются  проекты с высокой степенью  финансового риска, она характерна  также тем, что в центре внимания  быстрое осуществление ближайших  мер даже без детальной проработки. Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые  рисковать, не боящиеся ответственности, ведущие сотрудники не должны меняться. А). Отбор и  расстановка кадров: подобрать людей, способных и творческих, способных  к риску, доводить дело до конца;

Б) Вознаграждение: на конкурсной основе;

В) Оценка: оценка на результатах, но не слишком  жесткая, могут быть ошибки;

Г) Развитие личности: характеризуется как неформальное, ориентированное на ведущего специалиста;

Д) Планирование перемещений: карьерный рост, ориентация на интерес каждого конкретного  служащего.

2. Стратегия  динамического роста. Сопряжена с меньшим, чем предыдущая, риском. Отличается постоянным сопоставлением и анализом текущих целей и формируется с целью создания фундамента будущего. В условиях этой стратегии все сотрудники должны быть очень квалифицированными, быстро адаптироваться, проблемно ориентированными. А). Отбор и  расстановка кадров: поиск высококвалифицированных, гибких, способных рисковать, верных корпоративным интересам;

Б) Вознаграждение: справедливое и беспристрастное  на конкурсной основе;

В) Оценка: основывается на четко оговоренных  критериях;

Г) Развитие личности: акцент на качественном росте  уровня специалистов и совершенствовании  в данной области деятельности;

Д) Планирование перемещений: разнообразные формы  служебного передвижения, при этом учитываются возможности сегодняшнего дня.

3. Стратегия  прибыльности: в центре внимания  сохранение существующего уровня  прибыли, финансовые затраты скромные. Управленческая  система хорошо развита, возможно прекращение найма. Внимание менеджеров на критерии количества и эффективности персонала. А). Отбор и  расстановка кадров: требования чрезвычайно  жесткие;

Б) Вознаграждение: на заслугах, старшинстве и внутрифирменном  представлении о справедливости;

В) Оценка: крайне ориентированна на результат и очень тщательно продумана;

Г) Развитие личности: обеспечение повышения  компетентности в области поставленных целей, задач;

Д) Планирование перемещений: перемещения довольно ограничены.

4. Ликвидационная стратегия. Продажа активов, устранение возможностей убытков, практически не уделяется внимания попыткам спасти предприятие. Требуются служащие на короткое время без приверженности данной фирме. Не идет речь о дополнительном наборе А). Отбор и  расстановка кадров: не осуществляется или маловероятен;

Б) Вознаграждение: по заслугам и без дополнительного  стимулирования;

В) Оценка: управленческие критерии;

Г) Развитие личности: так как возможности  ограничены, только в исключительных случаях может происходить внутрифирменная  подготовка;

Д) Планирование перемещений: нет перспектив.

5. Стратегия  циклическая (кругооборота) с целью  спасения предприятия. Меры по  сокращению затрат, часто за счет  сокращения персонала. Угнетенное  состояние коллектива. Гибкость, быстрая  адаптация к переменам, ориентация на большие цели. Ориентация на ведущих  специалистов. А). Отбор и  расстановка кадров: осуществляется сокращение персонала, но требуются  разносторонние работники, жесткий  отбор;

Б) Вознаграждение: система стимулов и проверки заслуг;

В) Оценка: осуществляется по результатам по жестко выбранному кругу критериев, выбирается совместно как персоналом, так  и управляющими;

Г) Развитие личности: производится обучение, но очень  тщательный отбор претендентов;

Д) Планирование перемещений: разнообразные системы  и формы продвижения, финансовые вложения. Перестановка либо взамен, либо с тщательным обоснованием.

Информация о работе Философия управления персоналом