Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:47, контрольная работа
Философия управления персоналом организации на примере японской, американской и российской модели управления. Концепция управления персоналом. Основные понятия управленческой концепции и их значения. Система управления в организации и её проектирование. Принципы формирования кадровой политики организации. Сущность, состав и содержание линейного и функционального метода управления.
Введение
Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия.
Философия управления персоналом – философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точечки зрения.
Сущность
философии управления персоналом организации
заключается в том, что работники
имеют возможность
Философия управления персоналом заключается не только в том, чтобы удовлетворить потребности в укомплектовании персоналом организации, но также в наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Это и является задачей системы управления персоналом организации в философском смысле. Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой.
Философия организации – это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации.
Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие – эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, её имиджа и может привести к банкротству, так как персонал – это её главное достояние.
Философия организации оформляется в отдельный нормативный документ. Необходимость разработки такого документа объясняется тем, что отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими для всех принципами. Разрабатывается на основе: Конституции, Гражданского кодекса, Кодекса законов о труде, Декларации прав человека, Коллективного договора, религиозных писаний, устава, опыта лучших организаций. Необходимо учитывать: национальный состав, тип производства, вид собственности, уровень благосостояния.
Разделы
документа: цели и задачи организации,
декларации прав работника, требования
к поведению сотрудников, условия труда
и рабочее место, оплата труда, социальные
блага.
1.Философия управления персоналом организации на примере японской, американской и российской модели управления.
Американская философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников и четко ориентирована на прибыль компании, от величины которой зависит личный доход работника. Ей характерны: четкая постановка целей и задач, высокая оплата труда персонала, поощрение потребительских ценностей. Она отражает высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.
Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма (воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи(пожизненный наем сотрудников, неординарные формы общения с руководством, планирование служебной карьеры, фирменная одежда). Здесь преобладает теория человеческих отношений. Ей присущи: преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.
Российская
философия управления
персоналом весьма многообразна и зависит
от формы собственности, региональных
и отраслевых особенностей и размера организации.
Крупные акционерные организации, созданные
на базе государственных, сохраняют прежние
традиции и характеризуются четкой дисциплиной,
коллективизмом и хозяйственностью, предусматривают
повышение уровня жизни работников и сохранение
социальных благ и гарантий в новых условиях
хозяйствования.
2. Концепция управления персоналом. Основные понятия управленческой концепции и их значения.
Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления пер., и орг-практических подходов к формированию механизма реализации в конкретной фирме.
Концепция управления персоналом основана на представлении о месте человека в организации. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, установление вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом включает: организацию найма, отбора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обучение; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.
Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника; знание его мотивационных установок; умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьёзные угрозы для каждой личности, проверяя устойчивость ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Можно выделить 3 основных аспекта:
Организационная культура - представление о цели и ценностях, присущих предприятию, специфике поведения персонала.
Общие задачи управления персоналом:
3.Система управления в организации и её проектирование.
Система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Три группы определения системы:
Свойства:
Элемент системы – предел членения системы с точки зрения конкретной задачи или цели.
Система
– совокупность элементов и отношений,
закономерно связанных в единое целое,
которое обладает свойствами, отсутствующими
у элементов ее образующими.
4..Принципы формирования кадровой политики организации.
Кадровая политика организации – это совокупность принципов, методов, форм, направленных на создание высококвалифицированного и сплоченного коллектива, способного соответствовать стратегии организации. На их выработку влияют и внешняя среда, информированность и межличностные отношения и особенности восприятия внешней среды. На основе изучения всех обстоятельств создан примерный перечень принципов, которых следует придерживаться для успеха организации:
Кадровая стратегия, характеристика, варианты выбора
Вид стратегии фирмы | Характеристика персонала | Действия менеджера, практический выбор управления персоналом |
1.Предпринимательская
стратегия. В ее рамках |
Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать, не боящиеся ответственности, ведущие сотрудники не должны меняться. | А). Отбор и
расстановка кадров: подобрать людей,
способных и творческих, способных
к риску, доводить дело до конца;
Б) Вознаграждение: на конкурсной основе; В) Оценка: оценка на результатах, но не слишком жесткая, могут быть ошибки; Г) Развитие
личности: характеризуется как Д) Планирование перемещений: карьерный рост, ориентация на интерес каждого конкретного служащего. |
2. Стратегия динамического роста. Сопряжена с меньшим, чем предыдущая, риском. Отличается постоянным сопоставлением и анализом текущих целей и формируется с целью создания фундамента будущего. | В условиях этой стратегии все сотрудники должны быть очень квалифицированными, быстро адаптироваться, проблемно ориентированными. | А). Отбор и
расстановка кадров: поиск высококвалифицированных,
гибких, способных рисковать, верных
корпоративным интересам;
Б) Вознаграждение: справедливое и беспристрастное на конкурсной основе; В) Оценка: основывается на четко оговоренных критериях; Г) Развитие личности: акцент на качественном росте уровня специалистов и совершенствовании в данной области деятельности; Д) Планирование
перемещений: разнообразные формы
служебного передвижения, при этом
учитываются возможности |
3. Стратегия
прибыльности: в центре внимания
сохранение существующего |
Управленческая система хорошо развита, возможно прекращение найма. Внимание менеджеров на критерии количества и эффективности персонала. | А). Отбор и
расстановка кадров: требования чрезвычайно
жесткие;
Б) Вознаграждение:
на заслугах, старшинстве и внутрифирменном
представлении о В) Оценка: крайне ориентированна на результат и очень тщательно продумана; Г) Развитие личности: обеспечение повышения компетентности в области поставленных целей, задач; Д) Планирование перемещений: перемещения довольно ограничены. |
4. Ликвидационная стратегия. Продажа активов, устранение возможностей убытков, практически не уделяется внимания попыткам спасти предприятие. | Требуются служащие на короткое время без приверженности данной фирме. Не идет речь о дополнительном наборе | А). Отбор и
расстановка кадров: не осуществляется
или маловероятен;
Б) Вознаграждение: по заслугам и без дополнительного стимулирования; В) Оценка: управленческие критерии; Г) Развитие
личности: так как возможности
ограничены, только в исключительных
случаях может происходить Д) Планирование перемещений: нет перспектив. |
5. Стратегия
циклическая (кругооборота) с целью
спасения предприятия. Меры по
сокращению затрат, часто за счет
сокращения персонала. |
Гибкость, быстрая адаптация к переменам, ориентация на большие цели. Ориентация на ведущих специалистов. | А). Отбор и
расстановка кадров: осуществляется
сокращение персонала, но требуются
разносторонние работники, жесткий
отбор;
Б) Вознаграждение: система стимулов и проверки заслуг; В) Оценка: осуществляется по результатам по жестко выбранному кругу критериев, выбирается совместно как персоналом, так и управляющими; Г) Развитие личности: производится обучение, но очень тщательный отбор претендентов; Д) Планирование перемещений: разнообразные системы и формы продвижения, финансовые вложения. Перестановка либо взамен, либо с тщательным обоснованием. |